Дарим премиум-билеты за вопросы по лицензированию игр

Опубликовано: Ирина Смирнова

На предстоящей White Nights St.Petersburg 2017 несколько сессий пройдут в формате fireside chat, беседы модератора с экспертом. Темой станут актуальные вопросы игровой индустрии, в том числе лицензирование игр. Мы предлагаем нашим читателям задать эксперту вопросы и выиграть премиум-билеты.

В первый день конференции White Nights, 14 июня, в fireside chat поучаствует Чала Егер (Caglar Eger), директор отдела по работе с App Store в Goodgame Studios.

Задавать вопросы на сцене будет Юлия Лебедева, директор по развитию бизнеса компании Nevosoft и главный редактор нашего ресурса.

Участники беседы обсудят, о каких аспектах лицензирования игр нужно знать, чтобы добиться успеха.

У Юлии уже готов список вопросов к эксперту, но мы уверены, что у вас тоже есть, что спросить у представителя самого крупного разработчика игр в Германии.

Оставляйте вопросы в комментариях. Не забудьте после вопроса в скобках указать адрес своего аккаунта в VK или Facebook.

Победителей выберут в понедельник, 12 июня. Два автора самых лучших вопросов получат по премиум-билету.

Напомним, что этот тип билета дает право пройти на все нетворкинг-вечеринки, включая пре-пати 13 июня и главную вечеринку White Nights на «Летучем Голландце» 14 июня.

ОБНОВЛЕНО:

Победили вопросы Олега Бледнова и Jack’а Shadow. Поздравляем!

Тэги:

Комментарии

Oleg Blednov 2017-06-08 14:19:22

Зачем лицензировать, если можно клонировать? Что такое клонирование механик с юридической точки зрения, как защититься от них лицензиару?

(https://www.facebook.com/oleg.a.blednov)

Ответить

Philipp Mischenko 2017-06-09 15:49:25

Oleg Blednov, клонирование - создание схожих до степени смешения продуктов, наименований, изображений и тп. Защищаться написанием претензий и судебными исками. Если перед вами в данный момент стоит такой вопрос, обращайтесь в личные сообщения https://m.facebook.com/philipp.mishchenko

Ответить

Nikita Ermachkov 2017-06-08 15:15:52

Требуется ли лицензирование внутриигровых сущностей? Например, что будет, если я назову город в котором происходят события реальным названием? А если я назову реальным названием ресторан? Или игру в которую играет ГГ? Могу ли я приводить в игре цитаты из книг? А всю книгу? Могу ли я в слот-игре назвать автомат названием автомата из другой слот-игры? А могу ли я назвать автомат названием казино? Или названием автомата в реальном казино?

И другой вопрос - недавно я узнал, что перевод-русификатор игры принадлежит переводчику, поэтому вопрос. Как и зачем бороться с русификаторами для игры?

https://www.facebook.com/jokerofdarkness

Ответить

Philipp Mischenko 2017-06-09 15:47:38

Nikita Ermachkov, тут все проще - почти на все - нет:) с книгами надо узнавать, кому в данный момент принадлежат права. Реальный ресторан может быть недоволен, если наименование ресторана защищено госрегистрацией. С наименованиями стран попроще - взгляните на ту же Цивилизацию. И насчет перевода - право на перевод остается за автором текста, нелицензионный перевод хоть и принадлежит переводчику, использоваться по закону не должен. Но тут опять же - не пойман не вор.

Ответить

Екатерина Панасенко 2017-06-08 15:52:17

1) Отличается ли процедура лицензирования игр в разных странах или она универсальная?
2) Есть ли какие-то страны, где требуется получение дополнительных лицензий? Знаю, например, что в Китае требуется получение нескольких доп.лицензий для продвижения игр для иностранных производителей, причем получить эти лицензии очень сложно, если не сказать - невозможно, соответственно, рынок Китая практически закрыт для иностранных разработчиков.
2) Если делать игру-пародию, нарушает ли это лицензию того, кого пародируют? А если компания лицензировала свою игру, а ее спародировали к неудовольствию оригинала, что делать?
https://vk.com/playgirl

Ответить

Philipp Mischenko 2017-06-09 15:44:51

Екатерина Панасенко, авторские права на игру возникают у создателей в момент создания игры и защищаются они международными конвенциями. Страны, которые ратифицировали эти конвенции, обязуются соблюдать их положения. Но если вы регистрируете IP в виде наименования или торговой марки, в таком случае процедуры в разных странах могут отличаться. Также отличается порядок охраны таких прав. К примеру, в РФ вы можете зарегистрировать условное название "Империум", и отложить его в долгий ящик - любые покушения на это название после этого будут нелегальны. В то же время если вы регистрируете IP в США, вам регулярно необходимо доказывать использование этого названия и именно в тех отраслях, которые вы указали. Торты "Империум" и авиаперевозки "Империум" будут разными историями.

Ответить

Александр Воронов 2017-06-08 15:53:29

Начинающим разработчикам почти никогда не удается получить упоминание настоящих брендов в играх. Представители бренда либо будут игнорить, либо потребуют большие суммы за интеграцию продукции, которой разумеется нет у начинающих разработчиков.
В то же самое время, крупным кампаниям, наоборот поступают предложения интегрировать продукцию за деньги от самого правообладателя, лишь бы засветиться в проекте.
Как выпутываться из этой ситуации? Как начинающие разработчики могут получить реальные бренды в свой проект, не потратив баснословные деньги?

Ответить

Александр Воронов 2017-06-08 15:53:59

Александр Воронов, https://www.facebook.com/profile.php?id=100003376929946

Ответить

Philipp Mischenko 2017-06-09 15:39:31

Александр Воронов, вопрос хороший. Все решают ваши скиллы в нетворкинге - если ваши связи и слова способны выйти на правильных людей, таких проблем не возникнет. Второй вариант - выпускать игры в качестве субпродукта от имени бренда-заказчика. В таком случае условный "сбербанк" заказывает вам условный кликер про сбор монеток, в которм все до потолка должно быть забрендировано сбербанком.

Ответить

Viktoria Hudyakova 2017-06-08 17:28:16

1. Если инди-разработчик продает свою игру крупной компании, как не попасть впросак и какие нюансы при подписании лицензионного соглашения нужно учесть?
2. Какие типы лицензий существуют? И их главные отличия, плюсы как для спонсора, так и для разработчика?
3. Можно ли проводить лицензирование идеи игры? Если да, то каким образом.

(https://www.facebook.com/viktoriy.kaulitc)

Ответить

Viktoria Hudyakova 2017-06-08 17:41:23

4. Насколько законно замораживание лицензий разработчиков и в каких ситуациях это может быть применимо?

Ответить

Денис Сабанцев 2017-06-08 22:28:28

1. Если я захочу использовать в игре название какого либо бренда, станет ли допустимым вариантом если изменить в этом названии 1 букву?
2. Есть ли способы получения каких либо общих лицензий? Или же в индивидуальных странах, например в Южной Корее, необходимо искать человека для получения необходимого рейтинга игры?
(https://vk.com/id17522943)

Ответить

Philipp Mischenko 2017-06-09 15:51:12

Денис Сабанцев, 1. Недопустимо, если у вас нет денег на хорошего адвоката или вам нечего терять. 2. Под общими лицензиями вы имеете ввиду возрастные ограничения?

Ответить

Анастасия Казакова 2017-06-09 00:51:44

1. На пк появилось Denuvo, стоит ожидать на мобильном рынке такого игрока?
2. Нужно ли лицензировать небольшие проекты?
3. Если ли необходимость в лицензировании, потому что это стоит денег, то может стоит от него отказаться?

https://vk.com/anastasiakazakova5

Ответить

Philipp Mischenko 2017-06-09 15:54:37

Анастасия Казакова, денуво сейчас переживает не лучшие времена, так как их самих заподозрили в использовании чужого интеллектуального труда. В мобильной разработке студии часто используют внутренние инструменты. А онлайн игры используют серверы для борьбы с пиратством на устройствах пользователей. Насчет двух других вопросов не до конца понял суть)

Ответить

Ilya Ashih'min 2017-06-09 10:59:00

Какие сложности могут возникнут при лицензировании игры без насилия, но со взрослым контентом в нарративе?

https://vk.com/ashihmin.ilya

Ответить

Philipp Mischenko 2017-06-09 15:55:33

Ilya Ashih'min, если все в рамках закона, то никаких.

Ответить

Оксана Рязанова 2017-06-09 11:29:47

Над созданием игры трудится команда из художников, аниматоров, сценаристов, геймдизайнеров, программистов. Какие специалисты должны быть подкованными в данной области и в какой мере? Каковы последствия неграмотности сотрудников для игры, компании?

https://vk.com/id8689033

Ответить

Philipp Mischenko 2017-06-09 16:00:54

Оксана Рязанова, специалисты в чем? Если речь идет о юридической неграмотности, то последствия могут быть плачевными. К примеру, вы собрались и решили сделать игру. Обсудили все устно и начали. Потом художник захотел уйти и отказывается разрешить вам использовать его труд. А потом программист вдруг понял, что без художника этот проект ему не интересен и тоже ушел. Вот такие вот последствия.

Ответить

Tatiana Uryanskaya 2017-06-09 14:41:07

С какими «подводными камнями» сталкивались участники при лицензировании игр?
Как правильно зарегистрировать права на игру?
Что делать если на вашу игру жалуются за нарушение?

https://www.facebook.com/tatiana.uryanskaya

Ответить

Philipp Mischenko 2017-06-09 16:17:05

Tatiana Uryanskaya, за нарушение авторских прав? оспаривать, если вы несогласны с обвинением. регистрировать права на игру не требуется. регистрации может подлежать торговая марка, фирменное наименование и потенциально можно запатентовать кусок кода, в котором используется определенное хитрое решение.

Ответить

Philipp Mischenko 2017-06-09 15:33:30

Скорее не вопрос, а предложение. Слова вроде "лицензирование", "авторское право" и "интеллектуальная собственность" обладают удивительной особенностью - каждый понимает, о чем речь, но когда дело доходит до подписания, у многих дрожат руки так, словно они поставили все на "зеро". Почему бы не сделать раздел, посвященный юридическим вопросам и правовому просвещению разработчиков и небольших издателей? В перспективе от этого выиграют все - разработчики получат возможность не влететь на банальных ошибках, юристы получат площадку для обмена опытом и потенциальных клиентов.
И небольшой вопрос, что удобнее использовать для реализации совместных проектов между разработчиками и издателями (маркетологами) - инвестиционные контракты, лицензионные издательские договоры или договоры совместной деятельности?

Ответить

Philipp Mischenko 2017-06-09 15:34:03

Philipp Mischenko, страничку забыл:) https://m.facebook.com/philipp.mishchenko

Ответить

Jack Shadow 2017-06-09 15:51:05

1) Бывает крупные студии судятся из-за названий, как обезопасить себя и избежать подобных ситуаций?
Мир огромен, все возможные слова уже используются в разных областях и для разных продуктов, есть случаи когда предметом споров становилось единственное слово встречающееся в названии, цветовая палитра и т.п.
2) На популярные игры рано или поздно появляются клоны. В каком случае у клона могут быть проблемы? Как защитить свой продукт в случае иска?
3) Когда и в каких случаях проверяется наличие лицензий на софт используемый для разработки игры? Такие проверки проводят гос. органы или есть отдельные случаи когда может обратиться компания разработчик данного софта?
4) В каких странах регистрация лицензий даёт наилучшую защиту авторских прав?
5) При выпуске трейлера Uncharted 4 была история с артом который художник использовал вторично после Assassin's Creed:Black Flag, сталкивались ли вы с подобной практикой?
6) В каких случаях стоит делать из игры полноценный брэнд и какие в этом случае ньюансы могут быть при регистрации.
7) Какие уловки используют паблишеры при заключении контракта, на какие пункты особенно стоит обратить внимание? И как бороться с недобросовестным паблишером не выполняющим добросовестно свою работу? Какие инструменты и источники могут послужить доказательством нарушения договора?
8) Вспомнил что у японцев было пару случаев связанных с авторскими правами на название страны и города в игре, насколько сильно стоит боятся таких вот выпадов в свою сторону? Вообще возможно ли зарегистрировать авторские права на выдуманный мир вне контекста своей игры?
9) Какие компании или опытных юристов можете посоветовать для регистрации своего продукта? И если не секрет во сколько все это может обойтись.

Ответить

Jack Shadow 2017-06-09 15:52:39

Димитрий https://vk.com/jackofshadow

Ответить

Philipp Mischenko 2017-06-09 16:15:33

Дмитрий, вопросы объемные, предлагаю обсудить в личных сообщениях https://www.facebook.com/philipp.mishchenko
Интеллектуалка в играх как раз мой профиль.
Если коротко: 1) довольно сложно, но тут помогает либо нестандартное сочетание слов, отсутствие зарегистрированных товарных знаков и фирменных наименований, регистрация собственных названий.
2) Иметь необходимые документы, подтверждающие разработку и выход вашей игры раньше, чем у конкурентов. Но вообще практика гиблая, банят только совсем откровенные копии.
3) в ряде лицензионных договоров на софт для разработки указано, что проверку имеет право выполнять и сама компания разработчик. а так - органы по наводкам часто работают. анонимный донос и все. плановые проверки через 3 года.
4) многие используют Кипр.
5) Историй слышал, но не много
6) это на ваше усмотрение, тут скорее бизнес-решение, а не юридическое.
7) миллион их! чаще всего непрозрачные схемы по распределению прибыли, подсчет собственных расходов на продвижение, отсутствие внятных определений и отсутствие пункта о предоставлении фин. отчетности.
8) это стоит разбирать на примере игр, в которых есть физическая необходимость использования.
9) ссылку кинул в начале поста:)

Ответить

Михаил Знобищев 2017-06-09 16:53:07

Совсем недавно, издатель "Bethesda" судом вынудила изменить название игры "Prey for the gods" на "Praey for the Gods" Вопрос: Название игры совпадает с лором и вообще тематикой игры, так как они это провернули? И вообще, это честное решение суда? или разработчики столкнулись со случаем, когда бизнес гигант задавит правых и не правых?

Ответить

Михаил Знобищев 2017-06-09 16:54:16

https://vk.com/idmmsk

Ответить

Михаил Знобищев 2017-06-09 16:57:16

И были уже случаи на рынке когда запрещали использовать слова "Ghost" и "Scrolls", что скажете на это, интересно прочитать ваше мнение

Ответить

Philipp Mischenko 2017-06-12 14:11:15

Михаил Знобищев, случаи бывали в том числе с игрой No man's Sky за слово Sky, но, как и с бесездой, удалось договориться в том или ином виде. Если у вас есть очень раскрученный бренд, само собой вы не очень хотите, чтобы его использовали другие люди: вы вкладывали миллионы в раскрутку и не хотите бесплатно отдавать наработанное; в случае, если та игра окажется плохой, ваша репутация тоже пострадает, поскольку не все захотят разбираться, кто создатель. Обычные рабочие моменты в жизни компаний.

Ответить

Alex Chel 2017-06-09 21:09:27

1. Зачем лицензировать?

2. Что делать, если в Китае конкуренты клонировали игру, несмотря на лицензию?

https://vk.com/id75133165

Ответить

Philipp Mischenko 2017-06-09 21:22:44

Alex Chel, ничего. Просто смириться. В лучшем случае вы можете обратиться через поддержу в магазин, где обнаружен клон и попросить удаления.

Ответить

Danil Kurshanov 2017-06-11 13:01:54

1. Рассматривая ситуацию, когда разработка проектом занимается команда разработчиков. Какую модель юридического взаимоотношения выстроить внутри команды: накапливать все права на результаты интеллектуальной деятельности на выбранного "лидера" (представителя) или зарегистрировать свое юридическое лицо, и определять систему отношений инструментами корпоративного права?
2. Ситуация: Команда разработчиков ведет совместную деятельность над проектом. Между участками не заключены никакие договоры, содержащие условия о переходе интеллектуальных прав и предлагают каждому подписать договор об отчуждении исключительного права. На какие аспекты надо уделять внимание разработчику в договоре? В каких ситуациях разработчику лучше оставить за собой авторской права на свои результаты интеллектуальной деятельности?

(https://www.facebook.com/profile.php?id=100005958077086)

Ответить

Philipp Mischenko 2017-06-12 13:56:37

Danil Kurshanov, первый вариант - конечно же удобнее зарегистрировать юрлицо. Вы договариваетесь один раз в самом начале и на этом вопрос закрывается. Авторские права в данном случае регулируются трудовыми договорами, а денежные взаимоотношения можно либо определять долями либо иными методами (опционами). Во втором случае для инициатора проекта это невероятная головная боль - на каждый объект интеллектуалки писать новое соглашение. Большие риски, что человек может отказать или просто исчезнуть с результатами своего труда. Со стороны разработчика это также не очень удобно - конечно, всегда можно отказаться от отчуждения или подписания лицензионных соглашений, но есть большой риск, что разработчик не получит денег. А так не подписывайте никакие бумаги, если вам внятно не объяснили, для чего они нужны, что и как они регулируют, каким образом происходит передача прав и как в соответствии с этим происходят выплаты.

Ответить

Artem Skorodumov 2017-06-12 01:21:18

Слышал, что использовать торговые марки в игре никто не запрещает. Большинство разработчиков просто хотят избежать необоснованных обвинений в product placement'е от коммьюнити. Типа "продались", "фу, и тут реклама", и т.п. Так ли это?

Есть FIFA и есть PES. У первой есть лицензия на тысячи игроков и десятки лиг. А у PES даже в основных лигах имена команд и игроков изменены. Т.е. если я соберусь сделать бюджетный спортивный симулятор, то мне придется выдумывать все, от имен игроков до клубов?

( https://vk.com/skorodumovartem )

Ответить

Philipp Mischenko 2017-06-12 13:58:04

Artem Skorodumov, да, придется выдумывать. Возьмите к примеру гоночные симы и аркады - на все настоящие машины нужны свои лицензионные соглашения, и тут можно вспомнить ГТА - все названия выдуманы. Та же история и с кино.

Ответить

Катя Худолий 2017-06-12 01:25:58

1. Если я хочу пользоваться платным контентом? К примеру, хочу использовать часть музыкальной композиции в своей игре? Отрывок на полминуты? Как мне найти правообладателей? Если я его переделаю, но основная тема будет угадываться, будет ли это плагиатом?
2. Что если штатный геймдизайнер, задействованный еще и в сторонних проектах, имеет свой "фирменный" стиль, который сразу заметен. Как решаются подобные вопросы?
( https://vk.com/id103712787 )

Ответить

Philipp Mischenko 2017-06-12 14:03:08

Катя Худолий, 1. если музыка известная, то скорее всего принадлжит какому-нибудь лейблу. Найти выход не сложно. Если это неизвестный инди-автор, можно воспользоваться трюком - запишите ролик на ютуб и при наличии у кого-либо авторских прав, ютуб вам сообщит название правообладателя. После чего уже договариваться. 2. если фирменный стиль геймдизайнера это некие фичи, которые кочуют из проекта в проект, то это не требуется как-либо решать. возьмем к примеру матч3 игры, где повторяющеся фичи и механики это, можно сказать, требование жанра. Если под этим стилем подразумевается некий визуал, то в таком случае лучше иметь договоры с этим дизайнером и этот дизайнер на всех проектах должен сообщать, что работает параллельно.

Ответить

Artem Skorodumov 2017-06-12 01:40:43

1) Что если скопированная игра размещена в альтернативном сторе или площадке, проекте, который принадлежит непосредственно лицу, который сам же и скопировал? В таком случае я не смогу ничего сделать?

2) У большинства производителей оружия никогда не возникнет никаких вопросов, если их оружие используется "хорошими" или нейтральными персонажами, т.е. если не выставлять их продукт в негативном ключе. Что тогда делать с оружием "плохих" персонажей, заменять названия стволов на вымышленные?

( https://vk.com/skorodumovartem )

Ответить

Philipp Mischenko 2017-06-12 14:06:36

Artem Skorodumov, если у вас скопировали игру, к примеру, из гугл плея, и после этого выложили в аппстор, вы пишите в поддержку эппстора и прикладываете все доказательства, что эта игра - результат вашей работы и прав тому лицу на распространение вы не давали и параллельно писать претензию и подавать в суд. Если же тем лицом используется свой сайт, есть смысл направить ему претензию с обязательством удалить вашу игру и возместить убытки. Если откажет, подавать в суд. 2. вопрос содержит вполне себе хороший ответ:)

Ответить

Войти на сайт