Итоги 2015: Леонид Сиротин о «капуте» игр в социальных сетях

Опубликовано: Александр Семенов

Бывший генеральный продюсер компании Game Insight Леонид Сиротин рассказал App2Top.ru о том, что его заинтересовало и разочаровало в уходящем году. Леонид Сиротин

Событие года

Много чего случилось в мире и, конечно, хочется сложить руки на пузе и забубнить что-нибудь из серии, как важно для индустрии, что Activision Blizzard купила King (не важно, на самом деле, вообще. Ну, для нас с вами — точно не важно. Две кучи очень больших денег по закону всемирного финансового тяготения слились в одну кучу… Ой, что это я, экспертам так нельзя говорить).

Для читателей из России я бы отметил как событие года тот факт, что Google честно выполнил свои обещания и отключил поддержку плагина Unity в браузере Chrome. Это фактически убило разработку комплексных игр для соцсетей – это раз. Ограничило свободу кросс-платформенной разработки – два. И три – Google на этом не остановится.

Небольшая справка – IT-гигант отключил Unity не потому, что ненавидит разработчиков игр более сложных, чем «три-в-ряд». Google последовательно отказывается от поддержки плагинов, использующих NPAPI (Netscape Plugin Application Programming Interface). Это API было разработано в те времена, когда твоя бабушка, дорогой читатель, была районным чемпионом по Quake. NPAPI используется в том числе в Java и Flash Player. Так что это — очень плохие новости (которые так себе новости) для разработчиков социальных и браузерных игр. Ваши фермы, хиден-обжекты и match-3 — под угрозой.

Для тех, кто все-таки хочет новостей из большого мира – французский гигант Vivendi, владевший до 2013 года контрольным пакетом в скромном игровом левиафане Activision Blizzard, всерьез вознамерился сожрать и переварить старейшин европейского игрового бизнеса – Ubisoft. Следить за движениями участников этого рыночного ритуала так же увлекательно, как с точки зрения Джаббы Хатта наблюдать за попытками неудачливой танцовщицы-тви’лека, сброшенной в яму, убежать от ранкора. Все знают, чем это кончилось.

И давайте не забывать, что в 2015 на Марсе нашли воду – вот это я понимаю Событие Года.

вода на марсе

Признаки наличия соленой воды были обнаружены в кратерах Марса. В частности, внутри этого метеоритного кратера. Полосы темного цвета — это как раз вода [Фото: NASA/JPL-CALTECH/UNIV. OF ARIZONA].

Тренд года

Я бы выделил три тренда, которые меня заинтересовали в этом году:

  1. Наметившийся капут всех игр, кроме азартных в социальных сетях. Прежде всего [это касается] Facebook. Причина – политика соцсетей, отток пользователей на мобилы, политика Google в отношении плагинов (см. выше).
  2. На мобильных устройствах, с одной стороны, жить становится сложнее, в связи с ростом цен на трафик, смутной политикой платформ и огромной конкуренцией. С другой стороны, серьезные обороты набрала рекламная модель монетизации пользователя: впервые с момента рождения free-2-play возникла интересная альтернатива условно-бесплатным играм.
  3. И, отвлекаясь от бизнеса в пользу геймдизайна, явный тренд в разработке на десктопы и консоли – MOBA-шутеры, анонсированные в заметном количестве: Overwatch, Paragon, Paladins и так далее. Неизвестно, будут ли все проекты успешны настолько, чтобы закрепить тренд, как закрепили его для шутеров CS, COD, Crossfire, WOT, а для MOBA – LoL и Dota, но как минимум будет движуха.

Overwatch

Overwatch

Достижение года

Удивил и обрадовал «Кефир» с проектом One Life, который наглядно доказывает, что любая жизнь стоит 400 рублей (по курсу ЦБ на день выхода статьи). А еще там можно подвергнуть поверженного врага принудительной уринотерапии, кататься на бронированной и вооруженной фуре по пустошам постапокалипсиса и делать зомби-кебаб.

Обрадовала меня свежая концепция, а удивила очень живая реакция людей на анонс – создалось такое ощущение, что создатель игры Андрей Пряхин лично вломился к ним домой и пытался разбить свинью-копилку с последними деньгами. Хотя и положительных отзывов хватало, надо признать.

Российская же компания BITBOX, разработчики Life is Feudal, очень наглядно доказали, что на Steam есть жизнь и ого-го какая! Еще и подтвердили, что тренд игр в жанре survival не пропал и не угас.

World of Warships своим успехом, на мой взгляд, не сколько укрепил финансовые позиции Wargaming (чего там еще укреплять), сколько доказал общественности, что WG не компания одной игры. Отдельно хочу отметить очень высокое качество игры, то, что называется, лоск и полировка деталей.

Из личных достижений – на конференции DevGamm получил от сайта VC.ru и жури независимых экспертов награду «Персона года 2015 в категории «Публичность»». Было приятно, щекотало в груди, и в животе летали бабочки.

Life is Feudal

Life is Feudal

Разочарование года

В интервью дружественному изданию VC.ru я написал, что никаких разочарований не было, но с того момента успел дважды передумать.

Во-первых, Best of the App Store 2015 –Vainglory. Очень шумная история, инвестиции льются рекой, а в итоге имеем порядка миллиона долларов ревеню на Apple при бешеных маркетинговых и PR-затратах, посредственный геймплей, и вообще выглядит все пока кисло. Запуск на Android может сыграть свою роль, но пока мне кажется, что традиционная MOBA и мобилы не дружат. И уж точно не дружат они с киберспортом.

Второе разочарование – очень личное — это Heroes of the Storm. Это была, пожалуй, первая MOBA, где мне было действительно комфортно на уровне интерфейсов и глубины геймплея. А затем в игре случился резкий крен в сторону чисто PVE-активностей на боевой карте: команда, сливающая по килам, может затащить, чисто собирая семечки или ядра – ну какая это дота, пацаны? В общем, как говорится, стираю игру, Близарды не торт и все такое.

Heroes of the Storm

Heroes of the Storm

Игра года

«Ведьмак 3». Хотя в формулировке вопроса «значение для индустрии» следовало поискать другой ответ. «Ведьмак» на общем ландшафте ничего не меняет и, скорее, он — привет из славного прошлого, чем какое-то поветрие из будущего. Для разработчика в «Ведьмаке», на мой взгляд, следует отметить не сценарий-сюжет, который изначально был очень сильной стороной серии, а то, как радикально создатели улучшили сам геймплей, перешли к открытому миру, упростили навигацию, отполировали боевку.

И здесь же хочу отметить, почему для меня игра года — не Fallout 4. Фоллаут — безусловный хитяра. Претензии к нему высказывают в основном смешные. Но для меня лично в последние годы стало как-то многовато ржавчины и радиоактивной грязи в играх. «Ведьмак» в этом смысле поуютней, несмотря на всю свою напускную жесткость и жестокость. И герой — Геральт — в третьем «Ведьмаке» достиг просто вершин суровости: мой нагруженный болтами и крышечками мямля в силовой броне рядом с ним очень блекло смотрится.

Ведьмак 3

Ведьмак 3

Год для меня

Здесь буду краток – отличный был год. Все, к чему приложил руку, — радовало и, надеюсь, продолжит это делать в 2016 году. Чего и всем желаю!

Тэги:

Комментарии

Войти на сайт