Особенности игрового рынка Китая #2

Опубликовано: Александр Семенов

В конце июля технический евангелист Unity Олег Придюк на habrahabr.ru открыл серию публикаций про мобильный рынок игр в Китае. С разрешения Олега сегодня мы публикуем вторую часть его рассказа на App2Top.

Многие отказываются инвестировать в игровые стартапы из-за непредсказуемого характера рынка. Никогда нельзя быть уверенным в том, взлетит игра или нет, заработает ли она, вернет ли инвестиции, уйдет ли в минус.

«Индустрия игр завязана на хитах, это не бизнес, это удача», — часто приходится слышать от ИТ-инвесторов и бизнес-ангелов.

Действительно, рынок игр, а точнее, рынок мобильных казуальных игр развивается стремительно: появляются новые типы геймеров, меняются потребности и желания игроков, один мобильный тренд следует за другим. Не смотря на это, у опытных разработчиков и паблишеров получается понимать рынок, своего пользователя, выпускать новые успешные проекты (не без помощи солидных маркетинговых бюджетов, куда не без них). Но это на Западе… 

Китайский рынок отстает от западного (например, казуалки только-только входят в моду, и это в Китае, где молодежь каждый свой шаг документирует в социальной сети!). Но, как мне кажется, он эволюционирует в 2-3 раза быстрее, что-то пропуская, где-то развиваясь по-своему…

«Рынок еще растет, важно время выхода, скорость итераций, критически важно время разработки», — объясняет Аллен Фу, глава Unity Technologies China, — «держатели платформ знают своих пользователей, видят статистику, они заинтересованы в максимальной монетизации, они тебе говорят, что им надо, и ты обязан им это предоставить „завтра“, иначе они обратятся к другому».

Китай — это территория Android, в него верят операторы, Android-девайсами пользуется большинство геймеров. Доля iOS составляет 12.9% на рынке Китая, по данным iiMedia Research, Android — 65%.

Что еще важно: по состоянию на конец 2012 года в Китае зарегистрировано более 420 миллионов устройств с выходом в интернет. При этом, 68% или порядка 286 миллионов владельцев этих устройств играют в игры.

Важное отличие от западного рынка — доля Google Play и Apple AppStore вместе взятых составляет всего 16%, и почти 60% у альтернативных порталов, таких как 360.cn, 91.com и d.cn.

В итоге, между разработчиком игр и пользователем находятся операторы игрового контента, платформы для скачивания игр, платформы раскрутки игр, мобильные операторы, производители устройств, операторы биллинга… Становится понятно, что приходится играть по особым правилам и щедро делиться доходами (про это — в следующий раз).

Из-за обилия контента и всеобщей практики копирования всего и вся, без фичеринга и маркетинга на какой-либо успех своего приложения надеяться не стоит. Даже так: выпуск игры в Китае в принципе имеет смысл только если заручиться поддержкой сильного местного игрока.

Сами мы в Китае работаем следующим образом.

В Unity Games China мы держим постоянно обновляемый каталог игр, который доступен нашим партнерам. Наша внутренняя команда отбирает игры на Unity, которые могут приглянуться китайскому пользователю и показывает их партнеру. Если партнеру нравится игра, он выдвигает список предложений по адаптации данного проекта и предлагаемый вариант маркетинга.

Адаптация игры, как правило, включает изменение монетизации (часто радикальное), добавление актуального для Китая контента (обязательно панду и храм!), урезание игры до заданного размера (выкидываются все интро, «лишние» анимации, аудио, жестоко сжимаются текстуры и т.д.). Иногда приходится переделывать игру для запуска на слабых Android-девайсах. 

Всем этим занимается внутренняя команда Unity Games China иногда при поддержке разработчика игры. Процесс важно завершить в течение нескольких дней после приглашения оператора. Обычную мобильную игру мы переводим и переделываем за 5-8 дней. Именно дней, друзья, дней, иначе твое место в хайлайте у оператора займет кто-то другой другой.

Примеры из недавнего прошлого — Ballistic и Critter Escape. Локализация, портирование с iOS на Android и встраивание платежной системы заняли у нашей команды 6 дней для Ballistic и 8 дней для Critter Escape.

Недавно мы заключили договор с Qihoo 360 (www.360.cn, ~250 млн пользователей), 

91 Mobile (www.91.com, ~200 млн пользователей) и China Mobile Games (g.10086.cn, ~ 80 млн пользователей), согласно которому в магазинах приложений данных провайдеров появится отдельный раздел игр на Unity — Unity Games Zone. 

Продолжение следует…

Первый материал мы публиковали неделю назад, его можно здесь.

Тэги:

Комментарии

Войти на сайт