О подводных камнях лицензирования западных игр в Китае рассказал Фалько Беккер (Falko Böcker) — старший менеджер по издательскому бизнесу в мобильном паблишере JoyPac.

Материал Беккера опубликовали GameAnalytics. App2Top.ru сделал полный перевод.

Издание западных игр в Китае — это сложный процесс. Все вопросы лицензирования игр в Китае решает Государственная администрация Китая по делам печати и публикаций (SAPP). Подход этого регулятора легче всего описать фразой: «Качество важнее количества». Она допускает до рынка лишь ограниченное число разработчиков — тех, кто создает игры высокого качества, безопасные для китайского пользователя.

В последнее время SAPP не раз меняли правила регулирования игр и, вероятно, продолжат их менять. Поэтому сейчас мы рассмотрим весь процесс выдачи лицензий в Китае и выясним, как его облегчить.

Так что изменилось?

Содержание и стиль игры теперь регламентируются еще строже.

Под запрет SAPP попадают все игры с содержанием политического контента или насилия. И если регулятору придется ужесточить правила из-за попыток их обойти — поверьте, их ужесточат. К примеру, последние правки законодательства запретили показывать кровь любого цвета. Раньше допускалась зеленая или голубая. Сейчас уже нет.

Западные игры будут оценивать еще пристальнее.

Для западных игр существует отдельный, более строгий процесс рассмотрения. Вам нужно будет представить SAPP полный бизнес-план развития игры, и некоторые его пункты должны быть расписаны очень подробно. Мы остановимся на них в следующем разделе.

Число выдаваемых лицензий ограничено…

Исходя из числа ежемесячно выдаваемых лицензий, мы подсчитали, что теперь Китай будет лицензировать максимум 5000 игр в год.

…а ведь теперь лицензии нужны большему числу игр.

Раньше казуальные игры и тайтлы без внутриигровых покупок (например, HTML5) не нуждались в лицензии. Но теперь им тоже придется ее получать. Правда, эти игры рассматриваются в отдельном порядке и намного быстрее.

Что понадобится для лицензирования

Прежде чем выдать вам лицензию, SAPP поинтересуется двумя вещами: насколько игра качественна и насколько соответствует ценностям китайского рынка.

Для принятия решения им понадобится ваша заявка со всей нижеследующей информацией.

Доказательства качества

  • история игры: где была впервые запущена, какой у нее был рост, где доступна сейчас;
  • каков объем ее аудитории (приблизительно) и в каких регионах;
  • сколько игра зарабатывает в месяц (тоже приблизительно);
  • как ее приняли в других странах. Полезны будут любые данные об оценках, наградах и местах в национальных рейтингах.

Доказательства соответствия

  • возрастной рейтинг игры;
  • абсолютно весь текст из нее, оформленный в Word-документе. Вы не должны упустить ни слова, которое может прочесть игрок в диалогах, системных сообщениях, меню и названиях итемов.

Не полагайтесь на Google Translate.

О последних изменениях, введенных регулятором, можно узнать из интернета. Но это, конечно, не так-то просто.

Китайский язык переводится на английский в лучшем случае неточно. Если же речь о юридическом тексте, где важны каждое слово и каждая запята, машинный перевод создает трудности. Дело не только в ограничениях Google Translate. Даже если среди ваших коллег много носителей китайского языка (так, к примеру, все обстоит у нас), то у них непременно возникнет ряд уточняющих вопросов к SAPP.

Например:

  • Какие аспекты игр могут считаться «безвкусными» с точки зрения «ключевых ценностей социалистического строя»?
  • Какая именно китайская фраза из текста переводится как «другие необходимые ситуации» (и почему так криво)?
  • Что такое «демонстрационное видео-интро»? Это вступительная кат-сцена или демонстрационное видео?

Да и в конечном счете, перевод этих правил на английский и прочие западные языки не поможет прояснить ситуацию. Ведь правила ссылаются на многочисленные законодательные акты КНР, в которых трудно разобраться с первого раза.

Лайфхак: найдите локального партнера со связями.

При всех сложностях китайской цензуры, ваши шансы на получение лицензии существенно повысятся благодаря партнерству с местными компаниями. Нужны паблишеры, которые держат связь со всеми важными агентствами, разбираются во всех изменениях лицензионной политики и предложат вам максимально прозрачный контракт.

Вы должны быть полностью уверены в подписанном вами контракте с локальным паблишером. SAPP не выдаст лицензию играм, авторских прав на которую нет у местных физических или юридических лиц. Это значит, что вам нужно будет передать авторские права на свою игру китайскому издателю.

По мнению JoyPac, выгодного партнерства можно достичь, если китайский издатель достаточно информирован о локальном рынке — и при этом имеет представительство на Западе.

Вы, конечно, можете найти китайского партнера с лучшими экспертами Азии, но если между вами существуют языковые и культурные барьеры и разница в часовых поясах, то работа с ним может усложниться.

Верно и обратное: поверхностное знание китайского рынка ограничит связи издателя, поскольку бизнес в Китае построен на личном взаимодействии. С учетом всех административных и юридических трудностей, никто не поможет вам так, как издатель прямиком из Пекина, который знает местную культуру и геймдев от и до.

Идеальный вариант:

  • вы общаетесь с западным представительством вашего китайского партнера. Оно помогает вам на протяжении всего процесса лицензирования, отвечает на все ваши вопросы;
  • оно же гарантирует, что задействует все свои связи и ресурсы для положительного решения SAPP по вашей лицензии;
  • китайский же офис напрямую работает с китайскими властями и оперирует игрой после ее выхода.

Если все сделать правильно, релиз в Китае принесет огромный доход

Попытка публикации в Китае — это стоящее дело (и не вздумайте сомневаться).

Китай очень быстро стал крупнейшим игровым рынком в мире. В 2018 году на одни только мобильные игры приходилось более 600 млн игроков и выручка в $23 млрд.

Вдобавок, трудности на пути к лицензии могут быть даже выгодны западным игроделам. Это гигантский рынок, и он почти не охвачен зарубежными разработчиками. Одним отклоняют лицензионные заявки; другие не выдерживают препонов, выставленных китайским регулятором; третьи даже не хотят попробовать.

И это значит, что если вы все сделаете правильно и найдете подходящего партнера, то станете одним из немногих, у кого будет право публиковаться в Китае. А это — буквально золотая жила.

Также по теме:

Теги:

Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.