Mobio Talks в рамках White Nights Moscow 2016, которая прошла 11-12 октября, взяла несколько интервью у докладчиков конференции. Мы начинаем публиковать серию этих интервью. Первым собеседником Антона Крохмалюка, директора по маркетингу в Mobio, выступил исполнительный директор компании Nevosoft и организатор White Nights, Павел Ряйкконен.

interv-yu

Видео интервью

Расскажи про White Nights: какая это по счету конференция, какие у вас в этом году успехи, сколько народу зарегистрировалось, как долго делали?

В Москве мы уже во второй раз. Точной статистики, сколько сегодня здесь людей, у меня еще нет, но однозначно можно сказать, что существенно больше тысячи. В этом плане мы очень довольны, люди идут, и мы чувствуем для себя ценность от участия и от общения с коллегами по цеху .

Есть ли какие-то принципиальные отличия в организации конференции в Питере и в Москве? Вы исторически организовывали конференцию в Питере и собирали какое-то немыслимое количество участников .

Я бы не сказал, что есть какие-то большие особенности с точки зрения организации. Основная особенность — другое место проведения. В Москве, в плане сотрудничества с местом проведения, намного проще. Конгресс-парк находится в самом центре города и специально оборудован для проведения мероприятий. В Питере мы проводим конференцию в Балтийском доме. Это такое театральное место, старое здание, под защитой ЮНЕСКО, что накладывает определенные ограничения. В этом плане сложнее, конечно .

screen-shot-034

White Nights в Санкт-Петербурге 2015

А зачем вообще Nevosoft решил сделать собственную конференцию? Вы же разрабатываете игры, а это совсем другой бизнес .

Мы начали медийную активность, если я правильно помню, в 2012 году, и тогда конференция была, в основном, посвящена мобильному рынку. Сейчас конференция посвящена игровому бизнесу в целом. На тот момент мы не смогли найти ни одной конференции с фокусом на мобильный рынок не только в России, а вообще в мире. Мы обозначили для себя это направление, как одно из приоритетных для развития компании, а также с целью прокачки B2B отношений и индустрии в целом. На тот момент мы были на рынке уже 10 лет. Мы очень многих знали, очень многие знали нас. И в этом плане нам было не особо сложно просто пригласить к себе в гости, в Питер, на белые ночи, наших друзей, коллег по цеху. Так все и началось. Сейчас конференция уже гораздо больше, теперь она проходит три раза в год: в Питере, в Москве, следующей зимой будет в Праге .

Спустя уже такое большое количество времени можешь сказать, что именно Nevosoft получила от организации? Может быть, открылись какие-то новые двери? Это ведь не простое дело — организация конференции .

Да, это действительно, совсем не просто. Отнимает и время, и силы, но в конце концов, когда все получается, это дает определенную поддержку, и эмоциональную в том числе. Главный профит — гораздо большее количество партнеров, с которыми мы можем взаимодействовать и вести бизнес. Так как конференцию, мы как организаторы делаем сами: работаем и со спонсорами, и с участниками. Есть контакты и выходы практически на всех уровнях. С другой стороны, это все-таки коммерческий бизнес-проект, он вполне успешный, каждая конференция приносит ощутимую прибыль. Я убежден, если делать коммерческий продукт, он должен работать в прибыль. Если прибыли нет — значит, есть какие-то проблемы. Но, в целом, у нас пока получается все здорово .

Когда уже прибыль от White Nights опередит прибыль Nevosoft, и вы начнете заниматься только конференциями?

Я боюсь, такого никогда не случится. Все-таки игры в любом случае в приоритете, и потенциал, и текущий доход от игр больше. Игры — это наше все .

Нас будет смотреть много разработчиков, которые не добрались до конференции. Зачем они в следующий раз должны приехать? Кому будет интересно посетить White Nights, и чем тут можно вообще заниматься?

Вот как раз недавно запускали рассылку на app2top.ru, тоже наш ресурс, посвященный игровой индустрии, по участникам, и написали, зачем вообще посещать конференции, особенно если есть некая иллюзия, что я и так все знаю? В первую очередь, мало просто что-то знать, с людьми нужно общаться, так как в процессе общения возникают моменты, о которых ты еще не думал, а стоило бы. Возникают возможные партнерства, которые в обычном режиме, не возникли бы, получается словить инсайды, которые можно проецировать на свою компанию. Я посещаю не только наши конференции, но и другие. Порой приходят новые идеи, потому что большая концентрация тематически ориентированных людей в одном месте. Это безусловно способствует генерации идей и их трансформации. Живое общение и встречи имеют определенный эффект. Важен и такой момент: если есть что-то такое, что компания собирается выводить на рынок, будь то сервис-провайдер или какая-то сеть, конференция — лучшее место рассказать всему сообществу, что у вас такое есть, почему этим надо пользоваться, и почему это такое классное решение. Когда это презентуется удаленно, не всегда получается этот эффект. А тут люди могут напрямую спросить, получить ответы и уточнения. Если говорить конкретно о выводе новых игр, опять же приходят разработчики, показывают свои проекты, эти проекты смотрят потенциальные покупатели, какие-то другие партнеры, возникают другие партнерства с другими разработчиками. Ключевой момент — общение, которое приводит к ощутимым и реальным результатам .

Ты упоминал, что сам ездишь по конференциям. Какие зарубежные мероприятия ты можешь порекомендовать? Чем вы вдохновлялись, когда начали делать White Nights?

Мы начали делать White Nights в существенной степени по примеру Casual Connect. Когда мы еще были совсем молодыми разработчиками, это была первая крупная международная конференция, на которую мы ездили. Ребята сделали действительно очень классный эвент, мы смотрели на них и учились. Сейчас стараемся делать лучше, чем у них. Еще я бы мог рекомендовать Game Connection. У них есть несколько действительно полезных мероприятий для разработчиков .

Хотел бы сейчас пообщаться с тобой как с исполнительным директором Nevosoft. Как для вас закончился 2016 год, что бы хотели отметить? Успехи или провалы?

2016 год еще не закончился, но в целом я бы сказал, что год прошел ровно. Нет каких-то больших взлетов, и нет каких-то провалов. Несколько многообещающих проектов находятся в стадии разработки. Хотелось бы, чтоб все случилось быстрее, но так получается не только у нас — у всех все делается чуть дольше, чем хотелось бы. Так что, наверное, эти релизы будут уже в следующем году .

Ты на прошлой конференции говорил, что 90% разработчиков не зарабатывают. Мог бы ты ответить на вопрос, почему?

Высокая конкуренция. Даже если не говорить о качестве продукта, много хороших продуктов, на которых не зарабатывают, потому что им просто не прорваться на таком насыщенном, высококонкурентном рынке без серьезной поддержки по бюджетам на рекламу и на продвижение продукта. Особенно при текущих ценах на трафик. Если смотреть по количеству разработчиков, активно работающих с мобильными платформами, статистика может быть даже больше чем 90 %. Хотя, если смотреть просто на бизнес, необязательно на IT, хотя бы на стартапы, там тоже более 90 % умирает в первый год после начала. Так что тут нет ничего особенного, просто бизнес .

А как все-таки попасть в эти 10%? Вы организуете уже много лет конференцию, огромное количество спикеров прошло через нее, у большинства из них есть какие-то истории успеха. Компания Nevosoft, наверняка, начинала с низов, с двух-трех человек, и вот доросли уже до крупной компании, которая зарабатывает большое количество денег. Чтобы ты отметил как главное качество этого успеха? Налоги, инвестиции, удача, команда?

Я бы отметил три основных момента, которые распространяются на любой бизнес. Во-первых, правильная команда, которая в состоянии выдать качественный продукт; правильный продукт — нужно делать то, что соответствует ожиданиям рынка, ну и правильное время запуска этого продукта. Когда все три фактора сходятся, то получается успех. Когда что-то хромает, тут начинаются какие-то проблемы. Мы начинали с 4 человек, которые до сих пор работают в компании. Мы делали правильный продукт — простые игры, которые будут в дальнейшем распространяться через интернет. Для 2002 года в России эта идея не была особо популярной. Когда мы рассказывали друзьям, что собираемся делать игры, которые будем распространять через интернет, потом, если кому-то понравится, их будут покупать, это не выглядело как что-то непременно успешное. Чаще всего говорили, что игры никто не будет покупать. Нужно напомнить, что в России, в окружении, в котором мы тогда все жили, было огромное количество лотков с CD-дисками с бесплатным софтом на любой вкус. Но нам казалось, что направление верное. Ну, и впоследствии все получилось .

Можно ли сказать, что по аналогии, разработчикам сейчас нужно смотреть какие-то новые области, например, VR и AR, потому что там конкуренция еще не такая большая?

Смотреть можно, но внимательно и осторожно, потому что какие-то новые технологии появляются, но далеко не все из них становятся действительно популярными среди целевой аудитории. В первую очередь нужно думать не о технологии, не о девайсе, а о целевой аудитории, для которой ты делаешь продукт. Если ты делаешь продукт для конкретной аудитории, зная, что они пользуются этим устройством, все здорово. Если же устройство выглядит классно, но целевой аудитории, которая будет играть в этот продукт, просто нет, такую игру нет смысла делать. Целевая аудитория не будет употреблять этот контент, а делать что-то на большую перспективу вперед, мол, когда-то появятся игроки, и все будет хорошо, для начинающего стартапа — серьезный риск, потому что, может быть, и не появится .

Каждая конференция White Nights начинается с вводного доклада, где ты показываешь интересные цифры, статистику по прошедшему году. Можешь ли ты из своей сегодняшней презентации, которая будет выложена на app2top.ru, выделить главные поинты, которые лично тебя поразили, и ты считаешь, что они являются ключевыми в этом году?

Во-первых, тренд, который был заметен и раньше — огромность азиатско-тихоокеанского региона. Он растет, при том, что для европейских, американских и российских компаний Китай, как лидер азиатско-тихоокеанского региона, — все еще очень специфический рынок.

screen-shot-035

Другой интересной особенностью я бы назвал объем фейкового трафика. Это более $4,5 млрд потерь на несуществующий трафик, на ботов и так далее. Я даже допускаю, что это несколько оптимистичные взгляды, потому что проблема ботов и нечестного трафика – существенная и не только для игровой индустрии, а вообще, в целом для рекламной индустрии, и нет полного понимания, как с этим бороться.

screen-shot-036

Третьим я бы обозначил консолидацию, большое количество слияний и поглощений.

screen-shot-037

Все разработчики видят количество пользователей и количество денег, которые можно зарабатывать в Азии. На твой взгляд, насколько доступнее стал этот рынок для российских разработчиков?

Приходите на конференцию White Nights. У нас есть представители азиатских рынков, азиатские издатели, платформы, с ними можно пообщаться, и где-то они могут помочь, если проект показался им интересным. Такие ребята есть не только на White Nights, на других конференциях тоже. Я бы не сказал, что рынок стал намного доступнее. Он как был непонятным и ментально далеким, скажем так, от взгляда европейского и американского разработчика, так он таким особенным и остается. Несколько увеличилась его прозрачность ввиду того, что он большой, о нем пытаются узнать побольше, посмотреть, какие продукты там хорошо себя показывают.

Ну, и завершающий вопрос для тебя. Ты сказал, что следующий White Nights пройдет в Праге. Почему Прага, и что стоит ожидать участникам?

У нас давно была эта идея — сделать мероприятие в Европе. В прошлом году мы делали White Nights в Хельсинки, в этот раз решили сделать в Праге, потому что Прага является очень привлекательным местом для бизнеса: большое количество чешских разработчиков, рядом Словакия, Польша. Там будет в принципе много разработчиков из Восточной Европы, которых нечасто встретишь на конференциях, как в России, так и на западноевропейских, тем более на американских. Там будут новые люди, с которыми можно пообщаться, что-то обсудить, найти партнерство. В этом смысле расположение Праги очень интересно. Прага сама по себе очень привлекательный и красивый город. Бизнес бизнесом, но поездка должна доставлять и какое-то эстетическое удовольствие. Приглашаю разработчиков, издателей, сервис-провайдеров, приезжайте в Прагу на нашу конференцию White Nights. Она будет в начале февраля. Смотрите конкретные даты на app2top.ru, в ближайшее время мы уже все напишем. Приезжайте, будет круто!

Это интервью, а также все последующие будут доступны на YouTube-канале Mobio Talks. Следите за новыми публикациями.

Теги:

Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.