К каким хитростям прибегают разработчики слотов? – на примере Vegas Words разобрали Василий Сабиров, главный аналитик devtodev, и Александр Штаченко, product owner в компании Panther Gaming и автор блога Progamedev.net.

Василий Сабиров и Александр Штаченко

Слоты – популярный игровой жанр. Хотелось написать «набирающий обороты», но нет, обороты давно набраны: социальные казино (Social Casino) уже долгое время популярны у аудитории. Плюс, нет предпосылок к тому, чтобы эта популярность падала.

Чтобы разобраться в особенностях жанра, мы решили для статьи выбрать формат «Разбор игры» (deconstruction).

Deconstruction, или разбор, это стандартный жанр анализа игрового проекта, когда его раскладывают на составные части и анализируют причины успеха (либо неуспеха).

В качестве анализируемой игры мы выбрали Vegas Words – Downtown Slots компании Playtika, одного из главных разработчиков в этой нише.

Playtika – международная компания, штаб-квартира которой находится в Израиле, а офисы открыты по всему миру: в Австралии, Аргентине, Беларуси, Украине, Канаде, Румынии, США и Японии. В 2016 году компания Playtika была куплена китайским консорциумом за $4,4 млрд.

Пара слов о Vegas Words – Downtown Slots

Vegas Words – Downtown Slots (дальше VW) – слот-игра, которая содержит уникальную мета-механику прогресса. Называется механика – скраббл (scrabble). Если кратко, то это работает так: вы, играя в слоты, зарабатываете очки, которые затем тратите на буквы и доски для скраббла.

Мы решили выбрать именно VW по следующим причинам:

  • это игра от Playtika, а значит, на ее примере можно пояснить базовые методы в играх жанра слоты;
  • игра нетипичная для жанра (об этом чуть ниже), и на примере этих отличий можно пояснить, какая бывает разница между играми в этом жанре;
  • согласно App Annie, игра вышла в августе 2015 года и с тех пор стабильно держится в районе 50 места по количеству загрузок (Download Ranks), и в районе 40 места по количеству сборов (Grossing Ranks) в США в своей нише.

Динамика положения VW в топе загрузок в США (iPhone) 

Динамика положения VW в кассовом топе в США (iPhone) 

Игра – кроссплатформенная: вы можете начать играть на мобильном устройстве, а затем с теми же параметрами продолжить игру на Facebook.

Целевая аудитория игры – женщины старше 40 лет. Главный регион – США.

Согласно последним сводкам на progemedev.net, это основная аудитория жанра социальных казино в мире. На нее приходится 90% активных игроков и 90% выручки.

Мировое распределение источника загрузок слот-игр по регионам

Мировое распределение источника доходов слот-игр по регионам

 

Игровой сеттинг

У этого жанра обычно есть несколько сеттингов: от фэнтези и до пиксель-арта. Более того, на сеттинг в слотах обычно делается большой, едва ли не максимальный, акцент.

Что же касается VW, то игра выполнена в стиле классических автоматов «однорукий бандит». Сделано без лишних заморочек – максимально просто и на вид примитивно. Запуская эту игру, игрок погружается в атмосферу реальных казино, где подобные автоматы представлены в изобилии.

Это необычно: лишь одна игра из кассового Топ 50 США, помимо VW, имеет «стандартный» сеттинг – Hot Shot Casino: Slot Machines.

Игровые механики

  • Ключевой цикл игры (Core Game Loop)

У привычных нам представителей жанра Social Casino игровой процесс построен вокруг получения опыта за количество спинов (spins), который конвертируется в прогресс и открывает нам новый контент. У нашей игры изначально другой цикл (loop). Тут прогресс изменен до неузнаваемости. Игроку кажется, что слоты – второстепенная механика, а основная – это игра «Эрудит».

Помимо ресурса «монеты», в игре есть ресурс «буквы».

Буквы игрок получает из монет при помощи слота.

Эти буквы собираются на доске в «слова».

Награда за слова – монеты.

Таким образом, ключевой цикл в игре таков: игрок постоянно переключает фокус своего внимания со слотов на скраббл и обратно, меняя монеты на буквы, составляя слова, и вновь получая за них монеты.

Дополнительный цикл в игре – это развитие своего игрового поля (board) в режиме скраббла: возможность обновить сеттинг, увеличить размер игрового поля, изменить буквы.

Плюс, в игре действуют и возвращающие механики, о них можно будет прочитать в одном из разделов ниже.

  • Слот-механика

Для тех, кто не в курсе, как работают слоты, сделаем небольшое введение в тему.

В основе любого слота – набор барабанов (рельс), у которых есть отдача (Return to Player, или RTP).

Отдача всегда меньше единицы. Например, процент возврата от залитых в автомат монет – 0,92.

Конечно, за 1-2 игры этого не понять, но именно на этом казино, в том числе реальные, и зарабатывают.

В веб- и мобильных фритуплей-слотах возвращаются «фантики», купленные за реальные деньги, а взамен игрок получает контент в виде новых слотов или новые игровые механики.

Этот жанр и называется Social Casino.

Слот в VW – это всего лишь средство получения букв для «Эрудита», поэтому уникальных слотовых механик, интересных фриспинов и мини-игр тут почти нет. Даже скины слотов похожи между собой.

В слотах встроена стандартная для Playtika мета-механика турниров, которая стимулирует играть на высоких ставках больше ради собственного удовольствия, так как награды в подобных играх составляют менее 5% от потраченных монет.

  • Скраббл-механика

Механика основана на мульти-прогрессе между различными столами (справа на картинке) и уровнями эрудированности (слева на картинке). Это достаточно сильный метагейм, в котором игрок проводит немало времени и строит различные стратегии. Как вариант, можно максимально быстро перейти на более дорогой стол, используя короткие слова, либо выжимать каждый стол по максимуму, используя длинные слова и получая призовую мультипликацию выигрыша.

Такой подход создает эффект, будто игрок тратит монеты в слоте, инвестируя в скраббл, и инвестирует в слот, используя буквы на доске «Эрудит».

Затем наступает плато.

К моменту конверсии экономика игры при таком цикле играет дефицитами сразу в обеих механиках. Сначала игроку не хватает монет в слоте – наград за слова не достаточно для спинов. На втором круге цикла спинов недостаточно для новых слов.

Так или иначе, такой подход позволяет сконвертировать игрока в наиболее психологически комфортной для него механике.

Meta Game

В игре представлен джентльменский набор механик, уже неоднократно опробованный в других играх издателя.

  • Ежедневные стимулы

Return bonuses, как обычно, делятся на суточные и часовые (в этой игре – трехчасовые), а каждый бонус сопровождается таймером с пуш-уведомлением.

Еще есть различные задания, которые позволяют глубже погрузиться в игру и создать себе еще один крючок для завтрашнего повторного входа.

  • Ачивки

Как выяснили психологи, большая часть ЦА слотов так или иначе недополучает признания (помните сериал «Отчаянные домохозяйки»?). Механики поощрений, как например «ачивки», являются сильным инструментов для долгосрочных целей игрока, что обеспечивает высокий долгосрочный Retention.

Система ачивок в игре сделана хорошо и соответствует высокой планке качества на рынке. Поначалу их дают часто, но чем больше играешь, тем реже они встречаются, и тем ценнее становятся они для пользователя.

  • Подарки

Внутриигровые подарки (не путать с социальными) работают по определенным триггерам, которые периодически поощряют игрока. Это может быть возврат после долгого отсутствия, достижение уровня, совершение целевых действий, например, оценка приложения.

Также в этой игре, как и во всех играх от Playtika, есть возможность купить VIP-статус, чтобы иметь больше возможностей и чувствовать себя чуть лучше, чем средний игрок.

  • Социальные фичи

Социальные фичи также ничем не отличаются от других игр жанра. На них останавливаться подробнее не будем. В игре стандартный FB-connect и обмен подарками с друзьями. Плюс, в дейли-механиках вы получаете бонусный коэффициент, если у вас есть внутриигровые друзья.

First Time User Experience

Туториал объясняет в большей степени скраббл-, нежели слот-механику. Отчасти это можно объяснить тем, что скраббл-механика требует больше пояснений (а в слотах все относительно просто). Отчасти – тем, что ключевой механикой, и это мы увидим чуть позже, в игре является все же именно скраббл. Это становится ясно не сразу, но тем не менее: основной фокус сделан именно на скраббл, а слоты – лишь способ заработка очков.

Туториал состоит из трех слайдов с подсказками, покажем первый.

Подсказки действительно понятные (мы как-никак анализируем игру известного разработчика, который знает, на чем акцентировать внимание игрока). Все элементы экрана поясняются.

К вопросу о простоте, если вдруг на обучающем этапе игрок начинает «тупить» и несколько секунд не делает ничего (у нас было именно так, пока мы делали заметки и скриншоты), то невидимая рука сама переносит буквы на игровое поле.

Несколько пунктов, которые остались непроясненными после туториала:

  • Связь скраббл- и слот-механик. В этом игрок разбирается чуть позже, зато досконально.
  • Иногда на экранах не хватает призывов к действию (call to action, или CTA). Мы сторонники идеи, что, по крайней мере на этапе туториала, каждый элемент и каждый экран должен вести к одной цели, и игрок должен в каждый момент времени знать, что ему делать.
    —   В частности, составив слова LOVE и VEGAS, игрок не видит никакого CTA.
    —   Кнопка Submit подсвечивается не всегда.
  • Когда на слот-экране игрок запускает рандомайзер, не указано, что ставку вообще-то можно менять. В этом игрок должен разобраться в будущем. Впрочем, не исключено, что есть категория игроков, которые эту кнопку так и не заметят.

Также следует сказать, что во время туториала, да и вообще всей первой игровой сессии, игра не сливает игрока, ему откровенно везет в слотах. Это вполне логично.

Тут уместно будет поговорить о честном и нечестном рандоме в играх жанра Social Casino.

Рандом, честный и нечестный

–   Саша, не показалось ли тебе,что рандом нечестный?
–   Честный рандом? Не, не слышал. Весь рандом в играх такого жанра честным назвать трудно. Он сделан таким образом, чтобы держать игрока в эмоциональном напряжении, а честным рандомом этого не добиться.
–   Меня как аналитика и математика это, конечно, расстраивает, но как игрока – скорее радует, ведь разработчик действительно умело играет с моей эмоцией.
–   Ну, это же Playtika, они прекрасно в этом разбираются.

Удержание

Вообще, удержание в играх – это один из самых важных показателей.

К аналитическим компаниям, таким, как devtodev, приходят в 70% случаев с просьбой повысить удержание.

В общении с инвестором, удержание игры – это один из первых пунктов, про который он спросит.

Удержание – сложный и чуткий процесс.

Необходимо начать с максимально понятной и интересной игроку первой сессии (об этом читай выше в разделе «First Time User Experience»). Затем важно удержать игрока в игре на более долгосрочный период: как правило, чем больше дней игрок провел в игре, тем выше и вероятность конвертации в платеж на каждый следующий день, и средний чек (мы проверяли).

Поэтому в ход обычно идет целый арсенал механик. Давайте рассмотрим некоторые из них.

Эта игра, как и все хорошие игры, не просто дает игроку краткосрочные и долгосрочные цели, но и умело управляет ими.

Сначала игрок борется за игровые ресурсы, сталкиваясь с их дефицитом. Затем осваивает и покоряет второстепенные механики. Как только основной контент и механики игрок уже подчинил, игроку становятся доступны сверхцели.

В зависимости от прогресса, игра меняет приоритеты целей. Периодически появляется дефицит в буквах, когда за одно и то же количество монет игроку дают меньше возможностей играть в эрудита. В другие моменты с буквами все хорошо, их дают достаточно, и игрок знает это. Но нужный прогресс набрать не получается (без доната), слот резко перестает отдавать. Ощущение «почти получил», стимулирует игрока сделать оплату.

  • Контент

Как и любая фритуплей-игра, VW удерживает пользователя контентом. В качестве контента здесь выступают разные доски для игры в скраббл, разные буквы и тайлы на этих досках. А также для тех, кому наскучивает один и тот же игровой автомат для слот-механики, предлагаются другие на выбор.

  • Пуш-уведомления

Уведомлений игра вам будет слать достаточно много.

Это могут быть и простые уведомления о необходимости входов каждый день.

И уведомления, просто напоминающие о существовании VW в вашей жизни, и уведомления о бонусах (по типу “Вернись, я всё прощу!”).

В частности, если несколько дней не входить, а затем войти, то вас встретит аж четыре разных приветственных экрана с бонусами. Покажем лишь два из них, но поверьте, их было больше.

Первый

Второй

Обратите внимание, в подарок за возвращение мы получили Triple XP! Неплохой подарок, согласитесь?

Притом есть ощущение (подтвержденное и нашим опытом в игре, и в общем здравым смыслом; но тем не менее мы не можем заявить об этом абсолютно объективно), что если зайти по пуш-уведомлению, то вам начнет неимоверно везти.

Вполне логично: игрок уже наверное и забыл об игре, а тут сразу столько радости!

Поэтому рекомендация всем игрокам, притом не только в эту игру. Если игра шлет вам пуш-уведомление, а вы и так собирались войти игру, то войдите по пушу: игра это поймет и, вполне вероятно, вас вознаградит.

Система монетизации

Механики монетизации в игре сделаны в лучших традициях слотовых приложений, года проверяемых в других играх издателя.

  • Магазин

Проанализируем внутриигровой магазин. В нем можно купить пакеты, состоящие в первую очередь из монет, а также из tiles и points.

Минимальный пакет стоит $4,99, максимальный – $99,99.

Пакеты Best value и Most popular выделены отдельно – так принято, так подсвечиваются варианты, на которые Playtika хочет обратить внимание игрока (даже если most popular на самом деле наиболее популярным не является).

В VW магазин вынесен на сервер, а значит, он может выглядеть по-разному для разных игроков в зависимости от их поведения. В VW мы можем говорить о системе smart offers.

Купил один товар – тебе предлагают уже другие офферы специально под тебя.

Более того, для одного и того же игрока магазин в разное время (до оплаты или после, в первые дни или позже, со статусом VIP или без него) может выглядеть по разному.

В частности, у нас за время исследования игры цвет выделенных пакетов сменился с красного на зеленый (больше при этом в магазине не поменялось ничего). Видимо, Playtika либо A/B-тестили оптимальный цвет, либо просто изменили основной цвет на зеленый.

Пакеты виртуальной валюты в магазине упорядочены по убыванию, от большего к меньшему.

Логическое отступление: старый и вечный вопрос, каков порядок лучше: от большего к меньшему или от меньшего к большему? Вообще, best practice считается – от большего к меньшему, но давайте рассмотрим вопрос подробнее.

При порядке по убыванию игрок первым делом видит самый большой пакет, и это может несколько отпугнуть. С другой же стороны, психология игрока обычно (при прочих равных условиях) подталкивает его к выбору чего-либо из первой половины списка, но не самого первого варианта. И в этом случае порядок «от большего к меньшему» более выгоден.

Так как же в итоге лучше? Из собственного опыта мы можем сказать, что все же порядок «от большего к меньшему» и правда давал положительный результат несколько чаще, но правильным ответом здесь является A/B-тест.

Разложим математику пакетов:

Видим, что максимальный пакет наполовину состоит из бонусной валюты: если бы валюта стоила столько же, сколько и в минимальном пакете, то пакет содержал бы лишь 6,5 млн, а здесь почти столько же дается в подарок.

Это так же видно, если посмотреть на последний столбец в таблице: на максимальном пакете за $1 игрок получает почти в два раза больше валюты.

Основным приглашением в магазин является регулярный часовой бонус, который у игр Playtika уже более 5 лет расположен именно в магазине. Если игрок зашел в игру и не готов платить, то так или иначе, собирая бесплатные монеты, он сталкивается с монетизационными механиками в самом начале игры.

  • Специальные предложения

Тут также не обошлось без лучших практик издателя. Игру окутывает цепь различных предложений, которые включаются по целому набору триггеров. Эти офферы настроены так, чтобы конвертить все типы плательщиков (от тех, кто платит маленькими суммами, до тех, кто привык вносить побольше), подсаживать на акции (акции работают по индивидуальному расписанию для каждого отдельного игрока), и обеспечивают игрока регулярными возможностями сделать платеж.

Помимо этого, в игре есть и тематические предложения. Тематика отражена и на уровне магазина, и на уровне дополнительных игровых автоматов, и просто во временном изменении сеттинга.

В частности, мы писали эту статью во время празднования Хэллоуина: изменился магазин, был добавлен новый игровой автомат с возможностью выиграть дополнительные бонусы.

  • Как меняется игра после оплаты

Как любая хорошая, зарабатывающая игра, Vegas Words поощряет хороших мальчиков и девочек.

Если вы сделаете встроенную покупку, либо IAP, то заметите, что вам начинает везти. Отдача слота плавно повышается до порядка ~130% (и это без учета больших выигрышей), плюс вы получаете несколько сильных эмоций от Big Win!

Это хорошо зарекомендовавший себя способ выработки у игрока привычки платить, где он на подсознательном уровне свяжет эти события: оплатил-повезло. Для реальных слотов, где рельсы запатентованы – это невозможно. Но кто сказал, что рельсы в мобильных играх нужно патентовать?

Секретный соус

Хотим сделать акцент на отдельной части игры – конвертировании в плательщика в скраббл-механике. Игра занимает высокие позиции в словесной категории (Words), игроки из которой привыкли платить за «буквы».

Не хочешь спинить – купи сразу набор букв и продолжай играть. Первой твоей покупкой могут быть не привычные товары слотового приложения, а именно прогресс (в виде букв).

Такую (первую) покупку для части юзеров сделать комфортнее, чем купить монеты, чтобы спинить и открыть буквы. И точно комфортнее для игроков в словесные проекты.

Так или иначе, монеты в игре будут накапливаться, и игрок все равно перейдет играть в слоты, чтобы потратить монеты. Начнет получать за них буквы, и попадет в игровую петлю, где дефицит управляет прогрессом.

Как видно из публичных данных Chartboost – в таких категориях трафик дешевле.

Резюмируем

За кажущейся простотой жанра слотов (казалось бы, дергай себе рычаг однорукого бандита, и все) скрывается достаточно глубокий и проработанный механизм, в котором сочетаются и адаптированный рандом, и нетривиальная вторая механика, которая становится практически основной (скрамббл), и умелое применение всех типичных фритуплей-методов.

Игра при этом имеет очень низкий порог входа: первая сессия проста и понятна, в игре требуется мало опыта (разве что в скраббл), здесь нужен, скорее, азарт, а его Playtika создает умело.

Такое сочетание основных механик поставило нетипичную игру в топ гроссинга, что намекает: для заработка денег следует мыслить широко.

Трафик из смежных категорий всегда дешевле, чем в жанре казино. Эта игра показала, как можно привлечь трафик из словесной категории в слотовую игру. Хорошее бизнес-решение для компании, которая занимает лидирующие позиции в каждом поджанре социальных казино.

Теги:

Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.