Особенности игрового рынка Китая #3

Опубликовано: Александр Семенов

В конце июля технический евангелист Unity Олег Придюк на habrahabr.ru открыл серию публикаций про мобильный рынок игр в Китае. С разрешения Олега сегодня мы публикуем третью часть его рассказа на App2Top.

В конце лета я сопровождал вице-президента Unity Technologies в Азии Джона Гудейла в его поездке в Петербург. Я знал о нашем подразделении Unity Games China и о свежеанонсированной поддержке Tizen, поэтому сделал все, чтобы впечатлить Джона проектами русских разработчиков и атмосферой российского игропрома, надеясь настроить плодотворное общение с нашими Азиатскими офисами.

Я тогда сильно удивился: буквально у всех студий, которые мы посетили, уже был опыт работы с Китаем, но не было хоть сколько-нибудь положительных результатов. 

«Удается договориться максимум на 5% от доходов, но, в итоге, непонятно, как забрать даже тот обещанный мизер. Более того, не выходит получить ни аналитику, ни данные о пользователях, по сути, любую информацию о своем же приложении», — говорили почти все наши собеседники. В худшем случае, в одном из сотен магазинов приложений появлялось приложение-клон, а партнеры переставали отвечать на звонки и письма. 

Проблема в том, что в Китае рынок мобильного контента переполнен компаниями-посредниками, готовыми помочь вывести приложение на рынок. «В Поднебесной более 400 магазинов приложений для Android, мы хотим охватить только лучшие — топ-20, — рассказывает Эндрю Тан, руководитель Unity Games China, — но обычно разработчику предлагают 3-5% от доходов, может быть 7%, если повезет. Но мы смогли добиться более благоприятных условий — 20%, иногда больше, потому что договорились с топовыми провайдерами. Иными словами, мы разговариваем на уровне высшего менеджмента. По этой причине мы можем предложить хорошие условия авторам игр. Западному человеку сложно понять, что посредники забирают не 20-30%, а 80-90%, но это особенности китайского рынка. Огромный рынок позволяет извлечь существенную выгоду и с 10% от дохода».

«Китай — это как Евросоюз, но в Азии: 23 провинции, 4 муниципалитета, 5 автономных регионов, 2 региона особого порядка администрирования. Люди разной культуры, с разными языками, регионы очень разного уровня развития, — объясняет руководитель Unity Games China Аллен Фу, — порядка половины населения в 1.3 миллиарда живут в городах, а более 40 крупнейших городов находятся в развивающихся регионах».

Большинство из них – пользователи мобильных устройств. Если посчитать учетные записи мобильных операторов, получится впечатляющая цифра в 1,1 млрд. Порядка половины абонентов выходят с телефона в интернет, у 20% есть доступ к 3G-сетям. 

Продажи смартфонов в Китае. Источник: Enfodesk Research

Активными геймерами Китайский информационный центр сети интернет считает 286 миллионов мобильных пользователей. Калькулятор и здравый смысл приходят к выводу: у 2/3 потенциальной геймерской аудитории быстрого мобильного интернета нет.

«Чаще всего у людей только 2G, — подтверждает Бобо Бо, коммьюнити менеджер Unity Technologies China, — поэтому очень важно, чтобы игра была маленькая: чем меньше, тем лучше, иначе люди не смогут ее даже загрузить. У большинства — строгие лимиты на мобильный трафик, а Wi-Fi-сетей в Китае пока не так уж много».

Эту картину органично дополняет следующая цифра от уже знакомого нам источника: 72,4% игроков никогда не платили за игры или контент в играх.

Тем не менее, рынок мобильных игр в Китае в 2012 году по разным оценкам, составляет от 521 млн до 960 млн долларов США.

Согласитесь, даже небольшая часть этого пирога стоит усилий.

«Очень важно сделать процесс оплаты максимально быстрым, без заполнения форм и ввода номеров, лучше всего работает оплата через SMS-сервисы, пусть и приходится платить дань оператору, — делится опытом Аллен Фу, — но часто выбор системы оплаты диктуется магазином приложений. Мы собрали специальный SDK, поддерживающий топовые системы биллинга. В большинстве случаев мы можем обеспечить оплату одной кнопкой — это очень важно в Китае».

Платные приложения, даже если они стоят $0,99, в Китае «не работают», отчасти из-за развитого пиратства, отчасти из-за отсутствия удобной и безопасной системы оплаты банковскими картами. Более того, 59.6% геймеров заявляют, что не видят смысл платить за игры, когда вокруг так много бесплатных игр, зато охотно платят за внутриигровой контент — таковой собирает 90,6% всех платежей.

Резюмируем все три части моего повествования цифрами от Пекинской студии Linekong. 34% доходов от Unity-игры Легенда о Короле (王者之剑) приносят пользователи iOS. 66% выручки приходится на Android: 26% идет через Qihoo 360, 18% через 91 Mobile, 11% через собственные канал компании, а оставшиеся 11% — составляют платежи из других каналов.

«В Китае самое главное — скорость работы. Если вы не выпустите ваше приложение на рынок первыми, оно будет скопировано, и тогда вы вообще ничего не получите», — улыбается Аллен Фу на прощание.

Первая часть рассказа.

Вторая часть рассказа.

Автор: Олег Придюк, технический евангелист Unity 

Тэги:

Комментарии

Войти на сайт