Главная / Featured / 101XP: личные взаимоотношения как инструмент мотивации

101XP: личные взаимоотношения как инструмент мотивации

Почему романтические отношения на работе - это хорошо, App2Top.ru в честь недавно прошедшего Дня святого Валентина рассказала Марина Гончарова, директор издательского направления компании 101ХР.

101XP - личные взаимоотношения как инструмент мотивации

Существует огромное количество подходов к управлению персоналом именно в области личных взаимоотношений.

Я знаю азиатскую компанию, в которой запрещено улыбаться и смеяться во время рабочего дня вплоть до увольнения. Есть компании, в которых запрещена дружба, так как руководство опасается того самого фаворитизма на основе межличностных взаимоотношений: заметили, что две девочки стали лучшими подругами, ходят друг к другу в гости и пьют вместе кофе на работе, - увольняют.

Это, конечно, примеры крайней нетерпимости, но и у нас на рынке есть компании, где категорически запрещено принимать на работу супругов, детей, родственников, где не приветствуются личные взаимоотношения между коллегами: в этом видят угрозу для рабочего процесса.

Действительно, личные взаимоотношения на работе могут принести как положительные, так и отрицательные результаты. Я же хочу рассказать, чего обычно боятся работодатели, когда речь идет о романтических отношениях на рабочем месте, и как этого можно избежать.

Фаворитизм

Понятно, что можно опасаться ситуации, когда один сотрудник (к примеру, начальник) уделяет особое внимание или дает привилегии другому лицу исходя из личных предпочтений, а не объективных показателей. Тут сразу можно накидать несколько ситуаций:

1. Дополнительный бонус к зарплате “своей половинке”.

Но это решается довольно просто: начислением премий на основе выполнения KPI.

2. Отпуск в один и тот же период времени.

А почему бы не давать семейным парам отпуск в одно время? Вполне логично идти навстречу собственным сотрудникам.

3. Постановка более высокого приоритета задачам близкого человека

Если в компании работают профессионалы, оперативно выполняющие все задачи, в этом нет ничего страшного. Более того, таким образом мы получаем ситуацию, в которой часть задач выполняется с повышенной мотивацией.

Конфликты

Все люди разные. Кто-то спокойно работает в связке “руководитель-подчиненный”, кто-то только в связке “руководитель-руководитель”, кто-то - “подчиненный-подчиненный”. С профессиональной точки зрения здоровая конкуренция идет лишь на пользу. Сотруднику нужно доказать не только свою профессиональную состоятельность, но и личностную. К тому же конфликты часто возникают и на профессиональной основе. В случае личных взаимоотношений такие конфликты гораздо быстрее разрешаются, когда человеку важно добиться мира не только в связи с производственной, но и с личной необходимостью. Личные отношения проходят проверку, а мы вновь получаем повышенную мотивацию.

Слухи и сплетни внутри коллектива

Тут очень многое зависит от позиции руководства.

Уровень такта и уважения к личному пространству задается сверху. И положительные примеры создают атмосферу уюта. Можно использовать личностные взаимоотношения на пользу рабочему процессу. Позитивные эмоции экстраполируются и на окружающих сотрудников за счет атмосферы поддержки и взаимопомощи, за счет внутреннего состояния комфорта. Вокруг родные, друзья и коллеги, которые не подведут, на которых можно положиться. Это все исходит из семьи. Ну, мы сейчас говорим о примерах счастливых и благополучных семей, конечно же, а не тех, где папа - алкоголик, а мама - замученная жизнью мегера.

Уход одного сотрудника вслед за другим

Конечно, когда из компании уходит муж и за собой тянет жену - это проблема. Но на самом деле работа семьей является и здесь плюсом. Ведь в случае формирования в компании лояльной политики к работе пар (совместный отпуск, совместные поездки, работа над одним проектом) при переходе на другую работу сотрудник дважды задумается, будут ли на другом месте вместе с ним ждать его половинку, которую вы уже приняли, которую холите и лелеете.

Кстати, совместная работа - это еще и экономически выгодно. Расходы на дорогу, обеды, попутные расходы.

C другой стороны, может возникнуть противоположная ситуация. Когда вместе со звездой приходит вторая половинка. Но тут так: когда к вам приходит на собеседование родственник уже работающего сотрудника, то вы уже знаете, что это за человек с точки зрения человеческого фактора. Я говорю о том, что у хорошего мужа редко бывает совсем плохая жена и наоборот, ведь обычно в семье общие ценности и моральные установки. Конечно, надо больше фокусироваться на профессиональных качествах таких кандидатов, чтобы избежать ситуации, когда один сотрудник - звезда, а его вторая половинка или родственник - балласт. Но статистика нашей компании показывает, что позитивных результатов сильно больше. У нас сейчас работает пять семейных пар, есть даже связка “родитель-ребенок”, есть и другие родственники. Да и мне комфортнее, если пары работают внутри нашей организации, чем если один специалист работает у нас, а второй у конкурентов.

Производственная драма

Я видела, как пары складывались внутри коллектива, а потом некоторые расходились. На этапе неформальных отношений такие разрывы проходят спокойно. В компании много молодежи, они находятся в состоянии поиска, присматриваются к противоположному полу, пробуют, ищут. А вот если бы случился развод, когда распадается семья, - это, безусловно, нанесло бы вред производственному процессу. Работник, проходящий через личную драму в жизни, обычно выпадает из процесса. А в случае, если у вас работает семейная пара, выпадут двое. Это нелегко. И это серьезный риск, который, как мне кажется, нейтрализуется положительными сторонами от совместной работы пар, ведь вы получаете вместо одного человека, увлеченного своим делом, двух, рабочий процесс которых идет нон-стоп днем и ночью: высококвалифицированные специалисты не могут не жить своим делом.

Так что, на мой взгляд, задача HR-службы любой высокотехнологичной компании в том, чтобы и личную жизнь встроить в производственный процесс. Звучит несколько цинично, но это выгодно всем. И эту позицию с нами разделяют другие компании индустрии. К примеру, Wargaming обязательно найдут работу второй половинке, если специалист очень нужен. Примеров семейственности в IT-индустрии много: Game Insight, ABBYY, Google. Если вы хотите, чтобы сотрудник отдавал компании львиную долю своего времени, генерил идеи и реализовывал их, сделайте компанию его семьей.

И напоследок, по моему мнению, когда работает семья, люди проявляют к своей компании максимум доверия.

Теги:


Система Orphus
  • Пётр

    Извините, конечно, но эта статья - очень субъективное мнение с элементами какого-то НЛП :) (типа "говорят, ситуация Х - плохо, но вы представьте как прекрасны семейные узы, ми-ми-ми, у-сю-сю")
    Описанные минусы не раскрыты, а задвинуты очень сомнительными "оправдательными" доводами.

    Конфликты личного плана между сотрудниками - это всегда плохо. "Человеку важно добиться мира не только в связи с производственной, но и с личной необходимостью" - это в идеальном мире, где пони питаются радугой. Если точнее, это утверждение справедливо для таких почти идеальных людей и идеальных отношений. В большинстве случаев серьезный конфликт может быть очень разрушителен, а если оба внутри компании работают над одним проектом - конфликт отразится на всем коллективе.

    Про "Слухи и сплетни внутри коллектива" вообще непонятно о чем. Про какую-то атмосферу уюта... мне лично не нужен такой уют, если двое моих коллег будут демонстрировать семейную пару на работе. То есть мне лично наплевать, если кто-то таковыми являются и работают вместе, но вот не нужно тут "создавать уют" своей идеальной семейной парой.

    "Уход одного сотрудника вслед за другим" - это проблема. "При переходе на другую работу сотрудник дважды задумается, будут ли на другом месте вместе с ним ждать его половинку" - это не отметание проблемы. Потому что по смыслу статьи в другой компании половинку так же должны принять с распростертыми объятиями, ведь это так прекрасно.

    "Производственная драма" - это главная проблема. Конфликты и прочее не идут ни в какое сравнение. Потому что когда человек переживает личную драму из-за неудачных отношений - работа по крайней мере является способом ухода от неприятной окружающей действительности. В случае работы в непосредственной близости со своим бывшим партнером работа может превратиться в ад. Такой человек скорее уволится, а компания рискует потерять полезного сотрудника. Разумеется, такое случается не всегда, люди разные, но шансы здесь ОЧЕНЬ велики. Много вы знаете бывших партнеров, которые после разрыва (особенно не по обоюдному согласию) сохраняют дружеские отношения? Или, если точнее, действительно их сохраняют, а не демонстрируют на окружающих при редких встречах с общими друзьями или при необходимости, к примеру, делить общих детей. Лично в моей жизни среди моих друзей и близких таких случаев, пожалуй, меньше 10%

    Я не говорю, что HR должны стремиться исключать личные отношения на работе, увольнять, отказывать в приеме супругам и т.п., но по крайней мере целенаправленно подбирать сотрудников исходя из этих доводов - это большая ошибка. Грамотный подход руководителя/HR в таком случае - никоим образом не демонстрировать отрицательное отношение к личным отношениям, но по возможности проводить политику настороженности к парам, т.к. потенциально это бомба с часовым механизмом. Разумно будет разделять пары по отделам/проектам при наличии такой возможности.

    Кстати вдогонку к минусам: несколько раз сталкивался с ситуациями протекционизма немного в другой форме. Фаворитизм-протекционизм может проявляться в неправильной оценке результата работы партнера - например, необоснованная защита объективно слабой работы если один из партнеров занимает более высокую должность. Это создает дополнительные проблемы как коллегам, так и руководству.

    • http://achivd.com Alexander Korchagin

      присоединяюсь к предыдущему оратору.

      в реальности плюсов 0, минусов - все.

      учите матчасть.

    • Gauhar Aldiyarova

      Петр, вы меня тоже извините, но это мнение, мнения они всегда субъективны.

      Марина говорит не об идеальном мире, а о мире профессиональных и, что очень важно, эмоционально зрелых людей. 20-летняя девочка в момент душевного разлада будет не эффективна, вне зависимости от того, работает ли ее молодой человек рядом или на другом континенте. Профессиональные и зрелые люди стремятся разрешать конфликты, а конфликты решаются различными способами, но любой из этих способов, вплоть до эскалации конфликта с целью его разрешения (вы ведь знакомы с основами конфликтологии), срабатывает быстрее между людьми, хорошо понимающими друг друга.

      А про атмосферу уюта - не надо передергивать. Вы серьезно считаете, что у нас тут семейные пары в обнимку по коридорам ходят? Взрослые люди не выставляют свои отношения напоказ в коллективе. Но ощущение взаимной поддержки генерируется вокруг счастливых пар на энергетическом уровне. А по моему твердому убеждению, энергетика - это та неизведанная область, которую HR-ам и руководителям надо обязательно осваивать.

      По поводу производственной драмы, Марина ведь признает, что риск серьезной трагедии в связи с разрывом есть, но компания согласна брать на себя эти риски.

      А вот неправильная оценка результата работы - это непрофессионализм. Лично я не хотела бы, чтобы мой близкий человек оценивал мою работу на 5+, потому что я ему небезразлична, это даже меня оскорбляло бы.

      • Serj Nilov

        Бамболейо)))

        Это и называется идеальный мир, кстати.

        • Irina Smirnova

          Слушайте, аргументированная позиция - это все-таки далеко от "бамболейо".

          И что конкретно называется идеальным миром? Ситуация, при которой в компании работают взрослые люди, а HR учитывает интересы этих людей и старается найти способ создать эмоционально комфортную атмосферу? По-моему, это называется профессионализм :)

          • Пётр

            а по-моему это лишние проблемы HR :) на фоне сомнительной выгоды для коллектива

            • Irina Smirnova

              Но ведь отношения в коллективе так или иначе существуют. Так почему бы HR не смириться с неизбежным и не научиться извлекать из этого выгоду? По-моему, именно это имел в виду автор.

          • Serj Nilov

            1) Взрослые люди - это абстрактная категория, от которой отсекаются многие проявления эмоций, которые наоборот сплочают коллектив.
            2) Профессионализм - вообще набор штампов. Чем лучше специалист в своей отрасли, тем чаще он далёк от стандартного образа профессионала. Особенно в нашей творческой индустрии.
            3) Обвинения в субъективизме комментатора субъективной статьи - бамболейо.

            • Irina Smirnova

              В рамках этой статьи все участники дискуссии оперируют субъективными категориями :) Никто не предоставил статистической выборки о том, например, как повышается КПД компании при наличии/отсутствии близких отношений в группе. В том числе и вы. Поэтому рассуждать о субъективном и объективном опыте некорректно.

              Оценивать статью с точки зрения субъективного опыта - этого никто запретить не может:) Я, например, субъективно считаю, что игнорировать личные отношения все равно не получится, так почему бы их не интегрировать в рабочую среду. Но! Это основано на конкретно моем опыте. Не могу назвать его "объективной истиной".

              Пока что чот тут не появилось конкретных цифр, полученных путем лонгитьюдных исследований на разных выборках. Так что позвольте вашу реакцию тоже считать "бамболейло", а мнение - исключительно субъективным (то есть основанным на конкретно вашем опыте). :)

              • Serj Nilov

                Поэтому и дискуссию под статьёй нельзя назвать дискуссией в полном смысле слова. Так что - бамболейо.

                • Irina Smirnova

                  Нет, почему? Дискуссия - "обсуждение какого нибудь спорного вопроса для выяснения разных точек зрения". Это из словаря Ушакова. То есть дискуссия не предполагает обязательно научного подхода.

                  Мы тут вполне успешно выяснили, что не сходимся во мнении :) Так что - дискуссия. А бамболейо - это если бы автор предыдущего комментария сказала бы, что мужики - козлы, и ничего в работе с кадрами не понимают, к примеру :D

      • Пётр

        Проблема в том, что статья претендует на аналитическую, а в реальности в ней аналитики - 0, и получилось больше похоже на чтиво из Космополитана какого-нибудь.
        Не знаю, если Вам повезло взаимодействовать по жизни с исключительно эмоционально зрелыми людьми - могу лишь позавидовать. Я же знаю множество примеров, когда отличные и высококвалифицированные профессионалы (в зрелости которых сложно усомниться) испытывали тяжелейшие потрясения в результате семейных разладов. Был на памяти и случай расторжения трудовых отношений с компанией, в которой работал бывший супруг. Правда там речь еще шла об измене с другим коллегой по работе, то есть эффект еще в 2 раза сильнее, но суть та же - личное пересекалось с профессиональным.

        Про энергетику - тут уж извините, видимо это женская точка зрения :) равно как и автора статьи. Мне как мужчине все эти энергетики - мимо. Я скорее буду испытывать дискомфорт от факта работы с семейной парой, чем какую-то там энергетику.

  • Александр

    Опыт работы с 101xp - ужасный. Манагеры могут игнорить неделю подряд, два месяца их бухгалтер пыталяся переслать заработанные деньги и всё никак не мог, договор вообще потеряли.. зато все девушки )

    • Gauhar Aldiyarova

      Александр, во-первых, эта статья не имеет никакого отношения к бухгалтерии или к работе с аутсорсерами и партнерами. На мой взгляд, было бы корректнее писать напрямую мне или Марине, мы тоже девушки, но легко решили бы все ваши вопросы.

    • Ilya Salamatov

      Александр, я директор по развитию бизнеса в 101XP. Если у вас были какие то проблемы, можете связаться лично со мной salamatov@101xp.com и мы постараемся их решить. Договоры у нас хранятся в надежном месте, и мы их, поверьте, не теряем.

  • Ицхак Гольдман

    да, не удаляйте комменты, а!
    иили оплачено
    или каким либо способом из статьи мотивировано!?

    • Irina Smirnova

      Мы удаляем любые комментарии, где автор переходит на личности. Политика ресурса.

  • Sheptalin Dmitry

    Отношения на работе мешают продуктивности, так как все мысли о половинке, а не проектах. По крайней мере на стадии влюбленности и новизны.
    Но и мотивации приходить на работу больше :)