Станислав Костюк, гейм-дизайнер в Ubisoft, продолжает рассказывать, как именно нарративная структура «Путь героя» воплощается в играх. В этот раз темой разбора стала Brothers: A Tale of Two Sons.
В этом тексте я расскажу о Brothers: A Tale of Two Sons и о том, как придуманная Кэмпбеллом и переосмысленная Воглером структура мономифа воплощена в этой игре. Имейте, пожалуйста, в виду, что я часто буду ссылаться на предыдущий пост о Journey, так что лучше сначала ознакомится с ним.
А теперь — продолжим.
Как структура Воглера воплощается в Brothers: A Tale of Two Sons
Воглер интерпретировал миф о герое более обтекаемо и менее конкретно. Поэтому я считаю, что его версия в качестве инструмента для создания историй гораздо удобнее (да и, в конце концов, именно для этой цели её и придумали). Главный принцип — герой начинает путь из определенной точки и после серии испытаний становится более совершенной версией себя — остается прежним. Но из-за того, что версия Воглера проще, она более универсальна и накладывает меньше ограничений.
1. Обычный мир
Воглер больше внимания уделяет Обычному миру и исходной жизни протагониста, чтобы показать, как персонаж жил до начала событий. Представьте Гарри Поттера и его жизнь на Прайвет Драйв или как Эцио и его семья жили до того, как все завертелось.
В Brothers Обычный мир — это деревня, где нас знакомят с Наи, который потом станет главным действующим лицом «Пути героя», и его старшим братом по имени Ная. Их мать утонула в море, и Наи чувствует вину за то, что не сумел её спасти.
2. Зов к приключениям
Отец героев тоже в опасности. Он смертельно болен, и, по словам врача, единственное, что может его спасти, — вода от Древа Жизни. Два брата отправляются в путь.
3. Отказ от зова
Точно так же, как и в структуре Кэмпбелла, в мономифе Воглера зов по каким-то причинам нельзя принять прямо сразу. Тут хотелось бы отметить, что герой не обязательно сам отвергает зов. Могут появиться некие сущности, которые не дают его принять. Например, в «Гарри Поттере и Философском камне» это дядя героя, который раз за разом уничтожает письма из Хогвартса.
В Brothers эту роль играет местный хулиган, который делает всё, чтобы не дать братьям покинуть деревню. А еще — то, как Наи боится плавать из-за случившегося с его матерью.
4. Встреча с наставником
На этом этапе (необязательно именно тут — это может случиться раньше или позже) герою, чтобы идти вперед, нужна помощь. Он встречает наставника, который поможет ему и даст полезные советы, а еще научит, как вести себя в Другом мире. Как Хагрид, который пришёл и в буквальном смысле забрал Гарри в магический мир, где рассказал все, что тому надо было знать.
В Brothers роль наставника играет старший брат Ная. Хоть у Наи и есть уникальные способности — типа умения протискиваться в узкие пространства — ему все равно часто требуется помощь Найи. Ная помогает брату дальше прыгать, тянет за рычаги, за которые младшему не хватает сил потянуть, но, самое главное, Ная поднимает его на плечи, когда нужно куда-то плыть. И, пожалуйста, запомните, что Наи не может плыть без помощи брата. Позже это обыграют совершенно потрясающим образом.
5. Переход в Другой мир
Точно так же, как в изначальной структуре, предложенной Кэмпбеллом, в этой точке герой Воглера оставляет знакомый Обычный мир и отправляется в полный опасностей Другой мир. Как Гарри Поттер, который в буквальном смысле пересекает порог на платформе 9 ¾.
В Brothers герои встречают тролля. До этого братья оставались в знакомом мире — в деревне и её окрестностях — а тут они встречаются с неизведанным. Тролль ведёт себя дружелюбно и помогает братьям попасть в огромную подземную пещеру, с которой и начинается путешествие в Другой мир.
6. Испытания, друзья и враги
В этой части структуры Кэмпбелла и Воглера особенно отличаются друг от друга. Тут происходит основное развитие сюжета. Герой встречает друзей и врагов, преодолевает препятствия, которые попадаются на пути. На этом этапе герой по мере приближения к основной цели знакомится с Другим миром и его правилами. Так, Гарри Поттер знакомится с Роном и Гермионой, обретает врага в лице Драко и узнает о Вольдеморте. Встречается с учителями, учит заклинания, разузнает о Философском камне.
В Brothers на этом этапе мы путешествуем в Другом мире — подземной пещере с ограми, тёмным лесом, горами и замком, где живёт великан. Здесь братья впервые встречают грифона. Тут надо обратить внимание, что все, кого братья встречают на своем пути, совершенно однозначны. Те, кто выглядит дружелюбно, — например, тролль, добрый ученый или грифон — и в самом деле друзья. Кто похож на врага — волки, которые хотят тебя съесть, огры, опасные деревья — и есть враги. Для следующих двух этапов пути это очень важный момент.
7. На подходе к Сокрытой пещере
Сокрытая пещера — это либо локация, либо просто сюжетный поворот, в ходе которого герой столкнётся или с самыми серьезными трудностями и опасностями, или с внутренним конфликтом, который необходимо будет преодолеть. На этом этапе герой готовится к финальной битве или справляется с испытаниями. В «Гарри Поттере» на этом моменте трио пробирается мимо Пушистика и сталкивается с разными опасностями на пути к комнате, где спрятан Философский камень.
В Brothers этот этап начинается с того, что Ная и Наи натыкаются на девушку, которую вот-вот принесут в жертву. Братья спасают её, и она соглашается показать им дорогу к Древу Жизни. Она проводит их через озеро и сквозь город, где посреди битвы все обратилось в лед, а невидимый страж с рыком пожирает каждого, кого только может найти.
Ная понемногу влюбляется в добрую девушку, которая им помогает. Помните ту часть, где было сразу понятно, кто есть кто? За время путешествия с девушкой поневоле начинаешь что-то подозревать — она слишком высоко прыгает, а иногда оказывается, что она намного сильнее, чем обычный человек.
8. Главное испытание
На этом этапе герой встречается лицом к лицу со смертью — ужасной опасностью или внутренним кризисом. Чтобы победить, ему придётся использовать все навыки, которые он приобрел за время пути. Все на кону — герой либо умрёт, либо останется в живых. В «Гарри Поттере» это первая схватка лицом к лицу с Вольдемортом, который ищет философский камень.
В Brothers девушка приводит героев в какую-то подозрительную пещеру. Тут-то и становится понятно, что под её личиной скрывалась ужасная паучиха. Паучиха ловит братьев, но те её убивают. Однако Ная, старший брат, смертельно ранен в битве.
9. Награда
После того, как герой прошел Главное испытание и преодолел самые серьезные трудности, он переходит в новое качество, становится более совершенной версией себя и получает награду. Это не обязательно что-то вещественное или даже необязательно награда в обычном понимании. Вознаграждением может стать что угодно, от предмета, как в случае с Философским камнем, который достался Гарри за его душевные качества, до знаний или откровений.
В Brothers наградой служит вода от Древа Жизни. Несмотря на то, что Ная ранен, оба брата добираются до конца пути. Наи спешит к Древу, чтобы добыть воды, но не успевает спасти Найю. Это очень печальный момент — Наи прощается с братом и хоронит его под Древом Жизни. Иногда за награду приходится платить.
10. Дорога домой
Дорога домой принимает разные обличья. В прямом понимании она — нечто обратное Зову к приключениям. Герой начинает путь в Обычный мир, и по пути ему, возможно, приходится охранять награду. Но зачастую это еще и своеобразная дань финальному этапу Пути. К примеру, в Assassin’s Creed II Эцио на пути к цели (которая на самом деле вовсе не возвращение в Обычный мир) приходится защищать Яблоко даже после того, как он его добыл.
Тем не менее, в Brothers дорога домой — в буквальном смысле путь туда, откуда все начиналось. Грифон, который обитает в Древе Жизни, относит Наи назад в родную деревню.
11. Воскрешение
Это кульминация путешествия. Последняя и самая опасная схватка героя со смертью. Точка, в которой после метафорической или настоящей смерти и воскрешения герой окончательно переходит в новое состояние. В «Гарри Поттере» это момент, когда Гарри приходит в себя в Больничном крыле (что тоже своего рода воскрешение) после того, как получил награду. Теперь он стал умнее, мудрее, опытнее и доказал, что чего-то стоит.
В Brothers это самый мой обожаемый момент во всей игре, до смерти его люблю. В деревне бушует шторм. Вода поднимается все выше. Чтобы попасть к отцу, Наи нужно плыть. Но он не преодолел своего страха — за него всегда плыл Ная, а Наи просто держался за брата. Но Найи с ним больше нет, а Наи все еще боится плыть.
Тут нарратив воплощается через управление, и это просто волшебно. Дело в том, что на протяжении игры управляешь двумя братьями — каждому отведен свой стик и кнопка для контекстных действий. Но в момент, когда Наи оказывается перед необходимостью плыть, ты зажимаешь кнопку действия за старшего брата, и становится слышен призрачный голос, который подбадривает младшего и помогает ему преодолеть страхи.
После того, как вода остается позади, достигаешь этапа игры, который прошел в самом начале. Там есть препятствия, которые преодолевал Ная — тянул за рычаги, помогал брату подпрыгнуть повыше. Теперь Наи приходится справляться самому. И он справляется с незримой помощью старшего брата, как только ты зажимаешь кнопку действия Найи.
12. Возвращение с наградой
Это завершающая часть пути, в которой герой возвращается домой совсем другим. Он многому научился, столкнулся с опасностями, и теперь готов начать новую главу в своей жизни. В «Гарри Поттере» этой части соответствует момент, когда Гарри садится на поезд, который везет его домой.
В Brothers Наи идет к врачу с водой от Древа Жизни. Его отец спасен. Но это горькая радость, потому что двоих членов семьи с ними нет. И тем не менее, Наи завершил путешествие, вырос как личность, многое узнал о дружбе и доверии и победил свой самый главный страх — благодаря старшему брату.
На этом завершается разбор «Пути героя» и двух вариаций этой структуры, одна из которых принадлежит Кэмпбеллу, а вторая — Воглеру. Надеюсь, текст вам понравился и оказался ценным и полезным. Структуру можно найти во многих книгах, фильмах и играх. Примерами, конечно, служат Journey и Brothers. А еще Uncharted, Assassin’s Creed, Warcraft и многие-многие другие игры. И, думаю, мы еще не раз увидим эту структуру, поскольку сама идея того, как кто-то меняется, преодолев испытания, в целом очень близка человеческой натуре.
Помните, что это не более чем инструмент. И, как с любым инструментом, важен не сам факт его применения, а как именно он применяется. Структуру часто критикуют за то, что из-за нее все сюжеты становятся похожи друг на друга. Но я не согласен. Существует множество совершенно разных и уникальных историй, в основе которых лежит эта идея. Так что «Путь героя» может стать очень полезным.
Нужно еще упомянуть, что «Путь героя» можно вывернуть наизнанку. К примеру, по своей сути Кампания за людей в Warcraft 3 — это «Путь героя». Но она о том, как Артас становится злодеем. Все этапы по-прежнему на своих местах, — от встречи с наставником-Утером до получения рунного клинка Ледяная скорбь в качестве награды за испытание и до возвращения с эликсиром домой, где он убивает короля Теренаса.
Assassin’s Creed III извращает «Путь Героя» на свой лад. Структура по-прежнему на месте, а вот главный герой Коннор теряет почти все, что ему дорого, и… в общем, ничем хорошим это не заканчивается.
И даже если структуру воспроизвести дословно, она даст столько разных возможностей и вариантов, за счет которых сюжет может выделиться среди себе подобных, что вряд ли ваша история будет похожа на какую-нибудь другую, если правильно к этому подойти.
Подписаться на твиттер-аккаунт автора можно по ссылке.
Источник: stanislavcostiuc.com
Перевела Ирина Смирнова
Комментарии
Ответить