Kickstarter и правовые обязательства

Опубликовано: Ирина Смирнова

Ден Роджерс (Dan Rogers) - адвокат с двадцатилетним стажем. Он специализируется в области  игровой индустрии. В своем блоге Роджерс поделился своими соображениями о том, какие юридические сложности могут ожидать разработчика, решившего запустить свой проект с помощью сервиса Kickstarter. Мы предлагаем на русском сокращенную версию текста. корабль

В 2012 году икона игрового мира Питер Молинью (Peter Molyneux) запустил свою кампанию на Kickstarter. Фанаты по всему миру преданно поддержали его идею. Она должна была объединить 50 миллионов игроков в огромную вселенную величиной с Юпитер. Сила убеждения Молинью была такова, что 17 тысяч человек заплатили его студии, 22cans, более $850 тысяч — под залог гениальной игры, которая должна была выйти девять месяцев спустя.

Сейчас, когда с момента ожидаемого выхода игры прошло полтора года, а закончена она всего на 52%, игровой мир Молинью под названием GODUS, кажется, вот-вот сойдет со своей цифровой оси. Состав команды разработки значительно поменялся, и один из причастных к проекту людей утверждает, что ключевые фичи игры — под вопросом. Фанаты в ярости, а блоггеры начинают бормотать о судебных исках.

Правовые вопросы, сопровождающие заваленный проект на Kickstarter, конечно, лежат в неизведанных водах, но если судить по уже поданным судебным искам, то те, кто дерзнул отправиться в путешествие по морям краудфандинга, подвергаются большему риску, чем могут предположить.

За последние шесть лет более восьми миллионов людей потратили около $1,6 миллиардов на Kickstarter. Они финансировали что угодно, от детских книжек и полнометражных фильмов до картофельного салата. К сожалению, пользовательское соглашение Kickstarter только в общих чертах объясняет, каковы правовые отношения между спонсорами и создателями кампании.

Вознаграждение на Kickstarter

К примеру, Kickstarter использует понятие «вознаграждение», чтобы обозначить товары и услуги, которые спонсоры получат после того, как вложат в кампанию деньги, оставляя нас гадать, являются ли футболки, игры и прочее случайным или неотъемлемым следствием транзакции. Да, Kickstarter объясняет, пусть и вкратце, что сам сервис не является магазином в традиционном понимании этого слова, и что соглашение между спонсором и создателем кампании является контрактным. Но в то же время он не сообщает, что продажа товаров, включая те, которые распространяют в ходе компании на Kickstarter, регулируется соответствующими законами.

«Kickstarter — не магазин. Люди не покупают что-то уже существующее — они помогают создавать что-то новое».

Фермер, продающий то, что еще только растет на его поле, обязан по закону доставить своим покупателям урожай, когда тот поспеет. Аналогичными обязательствами связан разработчик игры, который обязуется что-либо создать. Если вы скажете покупателю, что вы не осознавали, как много усилий от вас потребуется, или попытаетесь разработать что-нибудь другое прямо посреди процесса — это не освободит вас от обязанностей перед законом.

Залог

Транзакции на Kickstarter туманно именуются «залогами». Именно это слово употребляется, чтобы обозначить деньги, которые спонсоры тратят на проект. Это заставляет людей, помимо всего прочего, гадать, можно ли считать «залоги» пожертвованиями, — они по американскому законодательству вычитаются из налогов.

Несмотря на всю схожесть с пожертвованием, это не оно. Американским законодательством предусмотрено, что только зарегистрированные некоммерческие и благотворительные организации принимают пожертвования. С точки зрения закона, пожертование — это то, что вы кладете в коробку с прорезью в вашей церкви, синагоге или мечети, а не то, чем вы спонсируете кампанию на Kickstarter.

Подарки

Спонсоры на Kickstarter могут вложить в проект не «залог», а «подарок», хотя только тот, кто начал кампанию, — или тот, кто дал на нее деньги — будет в состоянии отличить одно от другого.

Таким образом, при желании создатель компании может попытаться определить средства, собранные на Kickstarter, как не подлежащий налогообложению «подарок», а не как прибыль от проекта.

Американское налоговое право определяет подарок как передачу, сделанную из привязанности, уважения, восхищения или подобных побуждений. Определяющим фактором является намерение дарителя. Применительно к Kickstarter это должно означать, — важно только намерение спонсора.

Что такое подарки, а что — покупки?

В некоторых случаях определить намерение спонсора не составляет труда. Cамое простое вознаграждения в проекте GODUS — прочувствованное спасибо и доступ к эксклюзивному форуму спонсоров. Ни то, ни другое не имеет рыночной стоимости. Значит, купюра в £5, которую за эти вещи заплатил спонсор, является «подарком».

С другой стороны, залог в £15 обязует студию Молинью предоставить не только прочувствованное спасибо, но и одну цифровую копию GODUS. В Steam игру можно купить за $19,99. Так что сумма в £15 более-менее эквивалентна тому, сколько стоит игра «в реальном мире». В этом случае спонсор явно собирался совершить покупку.

Спонсоры — не то же, что инвесторы

Инвесторы — слово, которого стоит избегать, когда говоришь о кампании на Kickstarter. Спонсоры — не инвесторы, поскольку не несут ответственности за проект и не имеют возможности получить от него доход.

В далеком 2012 Палмер Лаки (Palmer Luckey) собрал $2,4 млн с помощью Kickstarter, чтобы создать шлем Oculus VR. Спонсоры, которые вложились в его проект, не увидели ни копейки из тех $2 млрд, которые он потом получил от Facebook за свою компанию. Те 9 тысяч человек получили только обещанное: постеры, футболки и прототипы шлема.

Kickstarter подвтерждает, что возможности инвестировать в проекты — нет.

«Мы обеими руками за благотворительность и инвестиции, но на Kickstarter они не разрешены».

 

 

Выдержка с сайта Kickstarter

Запрещенные слова

Проблема в том, что когда участники кампании на Kickstarter считают, что спонсоры инвестируют, жертвуют или оставляют им в залог деньги, они упускают из виду контрактную основу отношений со спонсором. Например, Питер Молинью как-то на вопрос журналиста, заслуживают ли спонсоры GODUS того, чтобы им вернули их деньги, ответил «Нет. Они ничего не покупали».

Такой ответ — сам по себе является предупреждением тем людям, которые вложились в проект GODUS, желая получить копию игры. Он отлично иллюстрирует то, какая гигантская пропасть недопонимания может появиться между создателем кампании и спонсором.

Обязательства Kickstarter

Правовые последствия основанного на вознаграждении краудфандинга серьезнее, чем можно было бы предположить. Например, отказ поставить обещанные услуги или товары может повлечь за собой не только частные гражданские иски, но и определенные действия со стороны правительства.

Правительственные меры

За год до того, как Молинью запустил свою кампанию, Эдвард Полшлепе (Edward Polchlepe) со своей студией Altius Management собрал $25,146 от 810 спонсоров. В обмен на их деньги он обещал колоду карт в хоррор-стилистике и некоторые другие товары. Спустя два года с момента окончания проекта ни один спонсор так и не получил ничего из обещанного. Из этих обманутых спонсоров тридцать один — жили в штате Вашингтон.

В результате в мае 2014 Генеральный прокурор штата Вашингтон подал самый первый потребительский иск от участников Kickstarter, в котором обвинил Полшлепе во введении в заблуждение, отказе предоставить обещанное вознаграждение и в отказе вернуть деньги. Дело все еще ведется. Если оно закончится не в пользу обвиняемого, то Полшлепе будет вынужден заплатить около $1,6 млн, — что гораздо больше той суммы, которую он получил от спонсоров.

Реклама

Выражения, которые участник кампании Kickstarter выбирает для общения со своими спонсорами — очень важны, поскольку они, фактически, выполняют роль рекламной коммуникации. Без некоторого количества преувеличений не обойтись; они даже дозволены законом в определенной степени. Однако если заявленные обещания не выполняются, то спонсоры могут подать на участников кампании в суд за нарушения условий контракта, ложную рекламу или мошенничество.

Возвращаясь к проекту Молинью, можно заключить, что «вселенная размером с Юпитер» является допустимым преувеличением. А вот неспособность обеспечить широко разрекламированный мультплеерный режим — уже может повлечь за собой проблемы с законом.

Профессионалы и потребители

С Питером Молинью и его игрой часть проблемы — в истории проекта. На протяжении десятилетий Молинью представлял свои идеи издателям, которые были достаточно осведомлены, чтобы определить, где пределы возможного, и которые могли отличить желаемое от действительного. Они раз за разом делали обдуманные ставки, зная, что некоторая часть их проектов обречена бесславно погибнуть. Кроме того, они подписывали с Молинью контракты, чтобы снизить риски.

«Мы тут пытаемся сделать нечто до смешного амбициозное…»

 

 

Питер Молинью в интервью Game Beat на конференции GDC

Но те полные энтузиазма выражения, которые используются за закрытыми дверями крупных студий, чтобы «продать» проект — недопустимы там, где вовлечены обычные потребители. В этом случае велик риск того, что суд сочтет рекламу вводящей в заблуждение.

«Я, в общем-то, не боюсь соврать. Я боюсь, что начну давать обещания, а из-за обстоятельств, которые не в состоянии контролировать, не смогу их выполнить. Но это же нельзя назвать враньем, так ведь?

 

 

Питер Молинью в интервью ресурсу Rockpapershotgun

Никакой ответственности

Недавно Kickstarter обновил свои правила пользования, где, пожалуй, с наибольшей четкостью обозначил отношения, существующие между участниками кампании и спонсорами.

«Когда участник запускает проект на Kickstarter, он приглашает желающих вступить с ним в договорные отношения. Любой, кто спонсирует проект, принимает предложение и заключает этот договор».

 

 

Правила пользования Kickstarter

Но при этом Kickstarter отказывается выступать в качестве третейского судьи в спорных случаях. Если кампания закончится судебным иском, правила пользования Kickstarter ясно дают понять, что ресурс ни при чем.

«Kickstarter не несет ответственности за любой урон или ущерб, который понесен вследствие использования сервиса. Мы не вмешиваемся в споры между пользователями или между пользователями и третьими лицами, имеющими отношение к сервису. Вы несете единоличную ответственность за любой ущерб, причиненный любой стороне».

 

 

Правила пользования Kickstarter

Подводя итоги

Питер Молинью не попал под суд и вряд ли попадет. В то же время его кампания, его ложные обещания и медленно теряющие терпение спонсоры — все это дает другим возможность пересмотреть собственное взаимодействие с Kickstarter.

Kickstarter уникален: он соединяет тех, кто не боится мечтать с теми, кто не боится платить за эти мечты. В то же время, прежде чем брать деньги от тех, кто в основном полагается на слова, участники должны осознать, что по закону и из соображений морали их долг — дать то, что они обещали.

Примечание: эта статья представлена только и исключительно в ознакомительных целях. За любыми советами в области права необходимо обратиться к адвокату.

Другие материалы по теме:

Тэги:

Комментарии

Войти на сайт