6 июля в Санкт-Петербурге завершилась игровая бизнес-конференция WN. После посещения ивента главный редактор App2Top.ru поделился мыслями о состоянии отечественного геймдева.

Если считать неформальную часть, WN длился три дня. Это были три дня активного нетворкинга с представителями тех компаний, которые все еще работают в России и с Россией.

Официально колоссов разработки было немного. Несмотря на огромные локальные команды, они боятся светиться в родном регионе как спонсоры или инвесторы.

Действительно ли все они уходят, закрывая свои ООО и увольняя сотрудников, не согласных на релокацию? Сейчас об этом говорить сложно. Хочется сказать, что нет. Я пока знаю только одну такую историю.

Вопреки нынешнему инфополю, на конференции не было упаднического духа. Общаясь с разработчиками, топ-менеджерами и владельцами команд, я все время ловил себя на мысли, что никто не ноет, не рвет волосы на голове. Наоборот, у всех хорошее настроение.

Большинство, конечно, признает, что стало сложнее, что появились новые вызовы, и не во всех случаях понятно, как на них реагировать. Но это не мешает им сохранять оптимистичный настрой.

Как заметил в беседе со мной один инди-разработчик: так было всегда. Игровая индустрия — непростая ниша. Что касается разработки игр в России — то это всегда была работа вопреки.

Поэтому раздающийся сейчас то там, то тут «плач ярославны» о новой «вомгле», как минимум, преждевременен. Кризис есть, он очевиден. Однако люди продолжают работать, делать игры, зарабатывать и даже думать о новых возможностях.

Более того, называть нынешнее время исключительно тяжелым, уверен, согласились бы не все. Часть компаний, изначально ориентированных на российский рынок, наблюдают сейчас у себя рост показателей. И я говорю не про VK, а про менее крупных игроков.

С другой стороны, мы регулярно слышим об увольнениях. Но тут важно понимать: еще полгода назад шли разговоры о недостатке профессиональных кадров и в целом о нехватке людей, о том, что рынок перегрет, зарплаты завышены.

В каком-то смысле нынешний кризис сыграл здесь в плюс. Прекратилась гонка зарплат. О том, что «людей нет» разговоры теперь тоже не ведутся.

Как мне рассказал сотрудник одной очень успешной петербургской студии, их генеральный буквально потирал руки, узнав о количестве кадров, появившихся на рынке труда за последнее время.

Другой источник, занимающийся независимой разработкой, отметил, что сейчас лучшее время для найма профессионалов. Он же рассказал, что многие только что уволенные сотрудники находят работу, как правило, за неделю-полторы.

Впрочем, с этой позицией не все согласны. Один из моих собеседников, внимательно отслеживающий ситуацию на рынке труда, заявил, что по-настоящему ценные кадры либо настроены на релокейт, либо уже разобраны.

Он же отмечает, что нельзя говорить о большом количестве свободных вакансий. Компании сейчас или поставили набор на паузу или вовсе взялись за так называемую оптимизацию.

Плюс единовременное появление большого числа специалистов ударило по работе с джунами. Интерес рынка к молодым и неопытным кадрам значительно упал. Возможно, это может ударить по образовательному рынку.

Не менее актуальна другая проблема — потеря инвестиций. Многие команды остались без западных денег, у некоторых участников рынка сорвались сделки, у кого-то оказался разорван контракт.

Но тут, как оказалось, возможны варианты.

  • Во-первых, фонды с российскими корнями не отказываются от поддержки локальных продуктов, хотя, скорее всего, требуют оформление иностранного юридического лица. Это же касается и издательств (при этом некоторые из них начали предлагать помощь в его оформлении).
  • Во-вторых, к российским разработчикам могут прийти деньги с Ближнего Востока. Сейчас на отечественном рынке оперирует как минимум одна команда с поддержкой из Дубая.
  • В-третьих, в России появилось государственное финансирование отрасли, которое курирует Институт Развития Интернета.

Никто не говорит «иди и бери». Привлечь средства в рамках любого из этих институтов — чрезвычайно комплексная задача.

К тому же не все готовы работать в рамках этих вариантов. У большинства была налажена иная схема: деньги идут в западное юридическое лицо, а затем в российское ООО.

И сейчас эта схема работает со сбоями. В результате у очень многих российских компаний в связи с санкциями никак не решается проблема с переводом денег из-за рубежа. Поэтому им нечем платить деньги сотрудникам. Они на пороге закрытия.

Сколько компаний, которые из-за этого уже закрылись, никто не знает.

Ну и вишенка на торте: иностранным юридическим лицам отечественных студий в даже как будто бы безопасных юрисдикциях в любой момент могут запретить проводить транзакции в Россию. В этом случае им действительно придется либо увольнять людей, либо проворачивать совсем экзотические схемы с переводом средств сначала в условный Казахстан, а затем уже в Россию.

Но тут важно понимать: несмотря на все это, какие-то опции все-таки остаются, чего не было ни в кризисный 1998 год, ни в кризисный 2008 год.

Тогда не было и выбора. Сегодня он как будто бы есть.

На выставке разработчиков представители различных команд мне признавались: «не пойдет игра, устроюсь на работу», «инвестора потеряли, но вот есть варианты», «не станет успешна эта игра, ничего страшного, у нас есть другая в разработке». Даже один из спикеров, недавно вынужденный сократить команду в связи с заморозкой проекта, тихо и спокойно анонсировал запуск в работу новой игры.

Это говорит, как минимум, о здоровом настроении, царящем в индустрии.

Кстати, раз мы коснулись темы выставки разработчиков. Она произвела хорошее впечатление. Речь как о числе продуктов, так и об общем уровне качества. У нас в редакции даже получилось выделить несколько трендов.

  • Во-первых, бросалось в глаза, что стали появляться проекты в славянском сеттинге. Такого очень давно не было (лет двадцать). Это приятно, неожиданно и, скорее всего, связано с успехом Black Book.
  • Второй тренд, который стоит отметить, — большое количество хорроров. Причем необязательно от первого лица. Например, был один изометрический проект в духе классических Alone in the Dark.
  • Третий тренд частично пересекается со вторым. Среди хорроров и сюжетных игр часто встречались истории, так или иначе посвящены психологическим проблемам. Чем объяснить такое внимание к теме — сказать сложно. Возможно, дух времени.

Всего в выставке поучаствовало в районе 90 команд. И, раз мы заговорили про цифры, то WN посетило 800 человек. Это меньше, чем обычно, но все-таки не так уж мало для кризисного времени.

Глядя на забитый под завязку представителями отечественного игропрома двухэтажный ресторан, где проходила пати в первый день конференции, нельзя было с иронией не вспомнить недавний материал на DTF с заголовком «Давайте считать, что геймдева в России сейчас нет».

Все-таки есть, куда он денется. Другое дело, сколько испытаний ему еще предстоит.


Подписывайтесь на App2Top.ru в Telegram и во «ВКонтакте»

Есть новость? Поделитесь с нами, напишите на [email protected]

Теги:

Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.