Bobaka: можно всегда попробовать прийти к правообладателям «с улицы»

Опубликовано: Александр Семенов

На днях на витринах Google Play появилось обновление первой мобильной игры под брендом детского мультипликационного сериала "Барбоскины" (студия "Мельница", показывается с 2011 года в "Спокойной ночи, малыши") от московской студии Bobaka. По этому поводу мы решили поговорить с основателями студии, расспросить, как работается на рынке детских приложений вообще и детских игр по лицензии в частности.

Лого компании Бобака

На наши вопросы отвечал Александр Насонов, исполнительный продюсер Бобаки.

Привет! Начну с традиционного вопроса: расскажите немного о себе и о своей компании, почему решили заняться играми и детскими приложениями? 

Александр Насонов - компания Бобака

Александр Насонов

Привет! Основатели "Бобаки" — это я и Николай Вершинин, наш генеральный директор.

Я начал заниматься компьютерными играми в 2006 году. С тех пор успел поработать над многими серьезными проектами, в том числе над русскоязычной локализацией Everquest 2 и над долгостроем CrimeCraft, ставшим в свое время одной из первых игр популярного ныне жанра MMOTPS. В 2010 году я создал студию Ideal Bureaucracy, благодаря которой увидели свет такие игры, как "Папа Пингвин", добравшаяся до первого места в бразильском App Store в 2011 году, и "Капитан Антарктика", побывавшая на первых местах в двадцати двух эппсторах по всему миру.

Весной 2013-го мне посчастливилось познакомиться с Николаем Вершининым. Он в то время среди прочего занимался интернет-проектом по мультсериалу "Барбоскины", с руководством которого сотрудничал уже несколько лет. Мы быстро нашли общий язык и решили объединить наши усилия, создав на основе имеющихся активов новое цифровое издательство "Бобака".

Николай в прошлом — ведущий дизайнер Студии Лебедева (придумавший всем известных плюшевых ридибундусов) и соучредитель креативного агентства AERO, подарившего рунету множество известных проектов: сайты телеканала 2×2, Мегафона, Евросети, Цума и других крупных компаний. Несколько лет назад в AERO делали редизайн портала дети.mail.ru. После рождения двух сыновей детская тема в разработке стала для Николая как никогда актуальной, так что создание "Бобаки" было для него логическим продолжением бизнес-карьеры.

Не могу не спросить: за счет чего живет сегодня студия — внешние/внутренние инвестиции или тех денег, что она зарабатывает на проектах хватает на развитие? 

Долгое время "Бобака" жила за счет наших с Николаем вложений. У Николая к моменту создания "Бобаки" имелись некоторые финансовые ресурсы, которые он был готов вкладывать в дело. У меня, в свою очередь, была возможность получить кредит в банке благодаря хорошей кредитной истории Ideal Bureaucracy. Конечно, все было очень непросто. Мы долгое время находились в долине смерти стартапов, но вовремя озадачились диверсификацией доходов.

Сейчас мы живем не только за счет продаж наших мобильных приложений, но и за счет реализации рекламных спецпроектов в них. Рынок мобильной рекламы сейчас на пике скорости роста, а детские бренды с которыми мы работаем — очень сильные. Многие производители товаров и услуг для детей заинтересованы в том, чтобы на мобильных устройствах дети знакомились с их продукцией именно через героев любимых мультфильмов.

Таким образом, собственные средства, продажи мобильных приложений, медийная реклама и специальные проекты для продвижения товаров и услуг-партнеров позволили нам начать окупать содержание команды и дали возможность развиваться.

Барбоскин

Есть мнение, что работать на рынке детских приложений сегодня, мягко говоря, сложно. Почему? Apple же, к примеру, всячески "педалирует" эту тему, в прошлом году даже отдельную категорию запустила. 

Конечно, вопрос этики продаж детям чего-угодно, да и продаж в целом, всегда будет на повестке дня. С юридической точки зрения, мы недавно касались этой темы с одним из наших партнеров — сервисом xSolla. Соответственно, и Apple, с одной стороны, старается намного жестче контролировать все аспекты продаж приложений детям, усложняя жизнь разработчикам, а с другой — всеми средствами пытается компенсировать дополнительные сложности, создавая отдельный раздел в App Store. Насколько я знаю, до Google Play, эти процессы еще не дошли, не говоря уже о других магазинах приложений.

Сейчас на рынке наблюдается, грубо говоря, некоторый конфликт. Деньги зарабатывают только free-to-play игры, в свою очередь, когда речь заходит о детских приложениях, многие считают использование подобной модели неэтичной и неправильной (сейчас скандал как раз с TinyCo в активной фазе). Соответственно, вопрос: что делать разработчикам детских игр в такой ситуации, и вообще реально ли им выжить? 

Я думаю, что так или иначе, все подобные проблемы решаемы. И на Западе, и на Востоке, и в рунете есть ряд проектов, которые успешно монетизируют детскую аудиторию. При этом они делают это так, что, в целом, родители скорее радуются наличию этих игровых сервисов, чем негодуют по их поводу. Если основательно подойти к вопросу, то у серьезных разработчиков сегодня есть возможность повторить и превзойти успех этих проектов: многие ниши еще не закрыты, и мы в Бобаке, конечно, надеемся занять их в ближайшем будущем.

Сам по себе детский цифровой рынок, конечно, очень рискованный, в том числе и по причинам, которые мы обозначили выше. Более того, задача создания цифровых брендов сугубо для детей — очень сложная. В России в крупных продюсерских центрах ежегодно запускается огромное количество мультмедиа-проектов, зеленый свет дается лишь немногим из них, а доходят до коммерческих продуктов и становятся успешными — единицы. При этом важно понимать, что большинство из тех брендов, которые все-таки крепко встают на ноги, у нас делаются по заказу или при финансовой поддержке государственных фондов.

Хотя мы в "Бобаке" и умеем создавать серьезные бренды с нуля (смотри нашего побывавшего в топах "Капитана Антарктику"), мы понимаем, что для молодых разработчиков целесообразно на самых ранних этапах нивелировать большинство маркетинговых рисков. В это смысле работа по лицензии — отличное решение, хотя оно и связано с дополнительными финансовыми затратами на начальных этапах.

Расскажите про цифровые книжки, которые делаете. Про "Синюю дымку". Собираетесь ли выпускать после нее что-нибудь подобное?

"Синяя Дымка" — это некоммерческий проект, который был выпущен "Бобакой" совсем недавно. Это просто хобби наших друзей — художников и сценаристов, с которыми мы работаем. Для них было важно дать этому проекту жизнь, а для нас было важно помочь друзьям. Поэтому мы выпустили его. Возможно, Дымка сможет перерасти во что-то более серьезное, но для этого нужно получить живой позитивный отклик аудитории. Подробности о проекте и его истории можно прочитать в интервью автора рассказа.

Screen Shot 10-07-14 at 03.12 PM 001

Насколько это вообще перспективное направление — интерактивные книги? Вот на западе популярностью пользуются, к примеру, серия Gamebook Adventures, некоторое время назад в этом направлении работала российская NARR8. Стоит ли ждать роста этого рынка или все-таки это очень нишевый рынок? 

Я думаю, что в странах, где комиксы являются серьезной индустрией (Штаты, Япония) рано или поздно ожившие комиксы станут мейнстримом. Интерактивные книги же, скорее всего, будут оставаться нишевой историей для энтузиастов.

Что касается NARR8, то, наверное, главной их ошибкой было отсутствие изначального фокуса на сотрудничестве с крупными игроками-лицензиарами: Marwell, DС или хотя бы с Cartoon Network. Выходить на новый для себя рынок, не имея никаких козырей, кроме технологических — всегда риск.

Кстати, никогда не думали о локализации западных интерактивных книжек на "великий и могучий"?

О локализации западных интерактивных книг мы никогда не думали. Думаю, это головная боль самих издателей этих книг.

Если говорить более широко, например о превращении западных бумажных книг в русскоязычные интерактивные, то Сергей Лобов, наш сценарист и автор рассказа «Синяя Дымка», несколько лет назад со своими друзьями выпустил интерактивную книжку «Великан-Эгоист» по произведению Оскара Уайлда. Как и Синяя Дымка это, скорее, был проект для души, сделанный практически «на коленке».

Недавно вы издали "Барбоскиных". На фоне успеха игры про Ким Кардашьян — ход в сторону разработки игр по лицензии очень верное решение. Но вы работали все-таки с локальным брендом, насколько он помогает в продвижении/генерации трафика?

Очень помогает. Можно посмотреть статистику поисковых запросов "Яндекса" по словам и словосочетаниям, связанным с "Барбоскиным", чтобы понять масштаб этого явления. Можно посмотреть статистику ключевых слов в Sensor Tower, чтобы понять как много детей ищут "Барбоскиных" в магазинах приложений. Использование лицензии для мобильных игр — это всегда серьезная экономия маркетинговых бюджетов.

Игротека с Барбоскиными

Насколько сегодня трудно/легко договориться с правообладателем на разработку игры по их лицензии? 

Вы можете всегда попробовать прийти к правообладателям «с улицы» — необходимые контакты довольно легко найти. Однако в таком случае, даже если ваше предложение найдет отклик, нужно быть готовым работать на базовых условиях, которые для многих начинающих разработчиков окажутся непосильными.

Правообладатели ведь тоже сильно рискуют, когда занимаются лицензионной деятельностью. Отсюда серьезные пререквизиты таких сделок: большие первоначальные платежи, измеряемые сотнями тысяч рублей; необходимость продемонстрировать большие денежные обороты со стороны лицензиатов. 

Некоторые бренды требуют от разработчиков финансовую отчетность за прошлые годы, а иногда и результаты аудиторских проверок. Это связано в том числе и с большой долей криминала и контрафакта, которая имеет место в сфере лицензирования физических товаров. Обжёгшись однажды, правообладатели ожидают подобных проблем и в сделках по цифровым проектам.

Мы в "Бобаке" стараемся придать рынку детских цифровых проектов более цивилизованное русло. Среди множество игроков этой индустрии в России есть только пара компаний, которые достойно делают свою работу. В основном же к детским приложениям разработчики относятся, мягко говоря, безответственно. За примерами далеко ходить не надо: до того как мы выпустили "Игротеку с Барбоскиными", наши партнеры, которым принадлежит этот бренд, многократно пытались выйти на мобильный рынок еще одним принадлежащим им брендом — "Лунтиком". Однако ни одна из игр, выпущенных по Лунтику с другими разработчиками, не добилась сколько-нибудь существенного успеха.

Нам же удалось с относительно свежим и только набирающим популярность брендом «Барбоскины» попасть в топы российского App Store в общем зачете, продержаться там долгое время и остаться среди лидеров раздела детских приложений впоследствии. И это только начало большого пути "Барбоскиных" на мобильных платформах.

Что правообладатели требуют от разработчиков?

Базовые условий российских лицензиаров могут быть очень серьёзными и включать в себя большое количество условий: начиная от запросов уставных документов, бухгалтерских отчетов за последние годы, раскрытия портфолио и сведений о партнерах и субподрядчиках (иногда с предоставлением их учредительных документов), и заканчивая информированием о наличии прав на использование результатов интеллектуальной деятельности других правообладателей с подтверждающими документами. 

Иногда просят даже «рекомендательные письма, грамоты и благодарственные письма от государственных органов». Некоторые могут потребовать гарантий по будущим затратам в продвижение бренда. Ну и, наконец, нам встречались запросы о том, чтобы в целях обеспечения обязательств по договору лицензирования страховать ответственность лицензиата на сумму не менее 500 тысяч долларов. Это означает дополнительные несколько тысяч долларов к стоимости лицензии, цена которой сама по себе немаленькая. Все это, как я уже сказал, издержки борьбы с контрафактом на рынках физических товаров.

Впрочем, и пираты в вебе, и в мобайле дают жару. Еженедельно мы отправляем десятки писем интернет-провайдерам и магазинам приложений о том, чтобы заблокировать пиратские сайты и приложения, которые берут наш контент и, не смущаясь, продают его.

papa penguin

Если не секрет, на каких условиях вы работаете c лицензиарами? 

Благодаря относительно долгой истории наших взаимоотношений с правообладателями, благодаря успехам наших игр в App Store и Play Market, нам удалось сильно упростить и дебюрократизировать многие процессы. Поэтому мы и наши друзья можем всегда рассчитывать на более приемлемые и демократичные условия.

Ну и последний вопрос: планируете продолжать работать над играми по российским популярным IP?

Да! В ближайшее время мы планируем дать зеленый свет проектами по "Лунтику" и "Трем Богатырям". Сейчас мы как раз занимаемся перезапуском официальных сайтов этих брендов.

Про рынок детских приложений у нас на сайте также можно почитать в следующих материалах:

Тэги:

Комментарии

Войти на сайт