Главная / Featured / Успешный стартап: есть ли жизнь после смерти? (часть третья)

Успешный стартап: есть ли жизнь после смерти? (часть третья)

Чего стоит ждать команде, решившей делать игру на деньги стороннего инвестора, - рассказал App2Top.ru операционный директор Crystal Clear Soft Несвит Богдан в рамках третьей статьи из цикла "Успешный стартап: есть ли жизнь после смерти?".

Успешный стартап - есть ли жизнь после смерти (часть третья)

Как я писал в предыдущем материале, существует два возможных варианта успешного игрового стартапа: инди-стартап и инвестиционный стартап. Первый вариант мы рассмотрели неделю назад, поговорим - о втором.

На первый взгляд кажется, что инвестиционный игровой стартап должен существенно отличаться от инди-стартапа. Но при пристальном рассмотрении оказывается, что они во многом схожи, однако присутствует и целый спектр кардинальных различий.

Аксиомы успешности инвестиционного игрового стартапа

Если говорить об аксиомах успешности инвестиционного игрового стартапа, то необходимо подчеркнуть, что и здесь верны аксиомы, касающиеся успешности инди-стартапа.
Инвестиционный игровой стартап. Ожидание

0. Определение источника финансирования проекта

В инвестиционном игровом стартапе именно этот пункт является аксиомой. Чтобы запустить такой стартап, нужно сначала получить инвестиции. Но мы предположим, что вы - сформировавшаяся команда, которая нацелилась получить инвестиции и за чужие деньги разрабатывать игру. И, в целом, это довольно приятный вариант, потому что, как может показаться на первый взгляд, рисков нет. Успех - он и в Африке успех, а провал - это растрата чужих денег, что тоже неприятно, но вроде бы не столь критично.

1. Наличие опыта, профессиональных навыков, необходимой команды

Мы по-прежнему предполагаем, что на момент старта в вашем распоряжении остаются все необходимые составляющие: опыт, навыки и команда. Различие лишь в том, что теперь, после получения инвестиций, у вас будут деньги и можно будет усилить текущую команду новыми кадрами, либо спокойно заполнить “пустые” места, если таковые имеются. Например, если у вас нет 3D-дизайнера, а он сильно нужен, нужно будет лишь найти такого сотрудника и предложить ему желаемую зарплату. То есть, кадровая проблема по идее должна исчезнуть.

2. Анализ собственных возможностей
3. Определение нишы будущего проекта, его жанра и сеттинга
4. Анализ конкурентов и аудитории

Эти тезисы остаются индентичными с независимым стартапом. Все подготовительные процедуры важны и обязательно должны быть проведены, иначе вероятность провала остается довольно высокой еще на старте разработки. Естественно, вы - опытный разработчик, поэтому сделали необходимые работы и счастливо смотрите в будущее.

5. Процесс разработки

В процессе разработки тоже не должно быть проблем. Если раньше кто-то мог относиться к делу несерьезно, или человеку не хватало мотивации, то теперь эти проблемы решены. У коллеги есть зарплата и он обязан делать свою работу, делать ее вовремя. Он может расслабиться и отдаваться любимому делу на 100%. Ссор и споров не будет, или они будут решаться без последствий. Если кому-то не хватает квалификации или профессионализма, можно усилить команду сторонними разработчиками. Этот же метод решает проблему вторичных кадров. А если у вас игровой инвестор, то он может дать собственные кадры и помогать всеми силами для увеличения качества продукта. Проблема менеджерства будет решена путем поиска проект-менеджера. В общем, все должно быть хорошо.

6. Завершение проекта и его продвижение

И на этом этапе все радужно. Теперь у вашего проекта есть инвестор. Можно всерьез задуматься над продвижением проекта своими силами или силами своего инвестора. К тому же, если у инвестора есть деньги, то логично, что у него есть и связи. Он, если что, и с издателем познакомит, и денег на конференции\прессу даст, и со сторами о фичеринге договорится. В общем, часть своих проблем вы сможете решить с помощью инвестора. А количество решенных проблем и результат этой деятельности напрямую зависят от “веса” инвестора.

7. Получение прибыли

В общем-то результат данного тезиса также очевиден. В результате работы над пунктом 6 у вас есть хорошая прибыль. Причем она намного больше, потому что теперь вы можете не только просить трафик у издателя, но и покупать его самостоятельно, иметь “чистую” прибыль. Осталось только поделить ее и купить себе домик на берегу океана.

s

Инвестиционный игровой стартап. Реальность

К сожалению, в реальности вас по-прежнему ожидает масса препятствий и подводных камней, которые могут привести к разочарованию на любом из этапов.

0. Определение источника финансирования проекта

Как всегда, трудности начинаются, когда еще не началась разработка. Без инвестиций ваш стартап по определению не может существовать, потому что он - инвестиционный. Но получение инвестиций - это целая проблема. Это огромная проблема.

В первой статье из цикла мы уже говорили о том, что сегодня инвестиции не дают просто так. Мы говорили, что никто не будет давать деньги новичкам. Инвестору по определению нужно вложить деньги в потенциально прибыльную компанию (которая находится на границе самоокупаемости), уже прибыльную компанию (ту, которая уже зарабатывает и может зарабатывать еще больше), либо в команду опытных разработчиков, которые смогут доказать свою состоятельность и вернуть инвестиции. Первый и второй варианты исключают саму суть стартапа, потому что готовая компания - это не стартап.

Соответственно, давайте подумаем о том, что необходимо иметь, чтобы получить инвестиции.

  • Стабильная и опытная команда разработчиков-профессионалов

Ваша команда должна быть не только опытный и профессиональной, но и стабильной. Никто не любит нестабильность и никто не будет вкладывать деньги в потенциально нестабильный коллектив.

  • Хорошая репутация

Хорошо, если у вас не просто чистая репутация, но и положительные отзывы от коллег по цеху или влиятельных персон.

  • Успешный опыт

Еще один положительный фактор - это опыт участия в успешных проектах. Вместе или по-отдельности, ваша команда должна была проявить себя в разных компаниях на разных проектах. Если у инвестора будет понимание, что вы не только знаете, как добиваться успеха, но и уже добивались его (пусть и в составе другой компании), ему будет проще принять решение о вложении капитала в ваш стартап.

  • Наличие готовых наработок для конкретного бизнес-предложения

Вы должны иметь действительно хорошую идею, которая будет и уникальной, и оригинальной. Она должна быть максимально убедительной. Вы должны предоставить четкий и прозрачный план действий. Вы должны убедить инвестора в том, что ваша идея действительно отличная, игра стоит свеч, план сработает и будет получена прибыль. Еще лучше, если не просто “какая-то прибыль”, а вполне конкретная прибыль, с точными суммами. Идеально, если очень крупная прибыль.

  • Подготовка документации, разговоры, собеседования, договоры и иные процессы

Вам нужно будет готовить массу документации, от бизнес-плана до резюме каждого члена команды. С вами будут разговаривать, вашу команду будут собеседовать. Словом, вы должны быть готовы к тому, что весь процесс затянется надолго.

Но, что самое обидное, даже если если вы будете проходить по большинству параметров, далеко не факт, что инвестиции будут получены.

Есть очень много факторов, которые влияют на конечное решение потенциального инвестора, на эту тему тоже можно написать отдельную статью. В первой части цикла были описаны некоторые факторы, которые на сегодняшний день заставляют инвесторов быть менее активными. Но основная проблема не в этом.

Основная проблема в том, что инвестиционные фонды на территории СНГ можно буквально пересчитать на пальцах рук. И они практически не вкладывают деньги в игры, потому что считают игровое направление слишком рискованным. В СНГ нет такого венчурного бизнеса, как на западе и в США. А чтобы поехать в Кремниевую долину и взять инвестиции там, у молодого (да и не только молодого) разработчика просто нет денег и возможности.

Словом, вероятность получения инвестиций изначально мизерна, пусть она и существует.

1. Наличие опыта, профессиональных навыков, необходимой команды

Если при работе в команде друзей или единомышленников над собственным стартапом у каждого была мотивация для полной выкладки, то у разработчиков инвестиционного игрового стартапа мотивация в разы ниже. Не у тех, которые кровью и потом заработали эти инвестиции, а у тех, которые приходят на готовенькое. Это палка о двух концах. Вам необходим квалифицированный специалист для усиления команды, но он же может внести дисбаланс в вашу работу. Нужно избирательно подходить к новым сотрудникам. Нельзя ошибиться в человеке. Он должен иметь такую же мотивацию, быть ответственным и серьезным. Но зачастую первоначальные мотивы людей нам неизвестны. Поначалу все мотивированы, поскольку хотят проявить себя. Но стоит только разработчику почувствовать, что он вам нужен и на нем что-то держится, как он тут же может “сесть на голову”. Например, потребовать существенного повышения заработной платы. Или потребовать свой процент от прибыли стартапа.

2. Анализ собственных возможностей
3. Определение нишы будущего проекта, его жанра и сеттинга
4. Анализ конкурентов и аудитории

Плохая новость: эти пункты идентичны пунктам независимого игрового стартапа. Менталитет нашего человека не поменялся и он по-прежнему очень часто учится на своих ошибках, а не на чужих. Хорошая новость: если девелопер получил инвестиции, то, скорее всего, он уже опытный разработчик и набил шишки раньше. А это значит, что вероятность верного подхода к созданию игры намного выше.

5. Процесс разработки

И снова есть поводы для неприятных мыслей и разочарований.

  • Постоянный контроль

За вами всегда будут пристально следить. Инвестор постоянно будет держать руку на пульсе, требовать результатов. Он будет указывать, подсказывать, иногда заставлять делать так, как он считает нужным, а не так, как хотелось бы. Вполне вероятно, что инвестор захочет ввести в ваш коллектив своего наблюдателя, чтобы он следил за состоянием дел и докладывал результаты.

  • Моральный пресс и усталость

Это большая моральная нагрузка, которую придется выдерживать. И, что самое интересное, вполне возможно, что у инвестора всегда будет причина быть недовольным. Особенно если что-то будет идти не так, или не по его указанию. Инвестор по определению всегда недоволен, пока вложенные деньги не окупились и не начали приносить прибыль. А если прибыль идет, но она не большая, то он все равно недоволен.

Этот моральный пресс нужно уметь выдержать.

  • Споры и ссоры

Эти негативные моменты по-прежнему останутся. А вот цена ошибки существенно возрастет.

  • Ответственность

По логике ответственность должна возрасти, потому что теперь каждый получает деньги за свою работу. Но парадокс в том, что эффективность может существенно снизиться. Когда команда в состоянии стресса и голодна, она делает все, чтобы быстрее добиться успеха. А если стресса нет, а деньги есть, и они чужие, то никто не спешит работать.

  • Время разработки

Тезис, смежный с предыдущим. Как только снижается эффективность - увеличивается время разработки.

  • Жизненные проблемы

Они тоже никуда не уйдут. Независимо от того, на чьи деньги спонсируется разработка, люди все равно будут сдавать сессию или болеть. И кажется, что ситуация проще, потому что за счет средств можно найти замену выбывшему. Но на практике оказывается, что команда никогда не готова к чьей-то болезни и мало кто заранее заботится о замене в основном составе (иногда нет возможности подготовиться, потому что, допустим, разработка идет в небольшом городе и кадры там ограничены). К тому же, если заболел художник - это половина беды. А вот что делать, если лег в больницу программист? Как можно быстро и без потери времени ввести в проект нового человека, если не было никакой подстраховки от подобных ситуаций?

Словом, каждый из факторов может проявиться в тот или иной момент. А в совокупности это ведет к тому, что сроки разработки срываются, команда перестает вкладываться в бюджет, начинается гонка за релизом с непредсказуемым финалом, от которой может серьезно пострадать качество игры.

6. Завершение проекта и его продвижение

Кажется, что уж на этом-то этапе с инвестором точно не будет проблем. Но и тут есть свои подводные камни. Если у вас получился хороший проект, то никаких нерешаемых препятствий быть не должно. Вам максимально помогут с маркетингом или издателем - не суть важно. Конечное решение зависит от ситуации и от инвестора. Если у него есть ресуры и финансы - будет собственный трафик и своя рекламная компания. Если нет ресурсов или финансов, то есть связи, поэтому будет организовано сотрудничество с наиболее приемлемым издателем. В целом, тут все совпадает с собственной разработкой проекта.

Проблема в другом: если ваш проект изначально провален, то никакой инвестор не поможет. И виноваты в провале будете именно вы, даже если делали все по указанию инвестора. Это, кстати, отдельный подводный камень. Нужно уметь лавировать так, чтобы принимать решения, которые понравятся инвестору, но не будут идти в ущерб результату.

7. Получение прибыли

И на последнем этапе также есть свои подводные камни, о которых следует знать. Очевидно, что если проект в итоге не успешен, то инвестиции прекращаются и команда остается без поддержки. О негативных последствиях провала мы поговорим чуть позже.

  • Главный владелец - это инвестор

Также очевидно, что когда команда берет инвестиции, главным владельцем конечного продукта автоматически становится инвестор. В лучшем случае у разработчиков будет собственный процент от прибыли, причем величина этого процента будет варьироваться и он будет делиться на всю команду. То есть прибыль придется делить не только со стором и издателем (если он будет), но и с инвестором. И логично, что инвестор захочет сначала вернуть все свои затраты, а потом уже делить с вами чистую прибыль. Это означает, что до получения на руки “живых” денег придется ждать неопределенный срок (длительность срока зависит от успешности продукта: чем успешнее игра, тем быстрее окупятся инвестиции и пойдет чистая прибыль).

  • Риск оказаться ненужным

Если команда успешно работает, то вряд ли инвестор будет убирать курицу, несущую золотые яйца. Но при этом место команды все равно не гарантированно. Придется быть очень аккуратными, поскольку в любой момент команду можно заменить на другую. Например, более сговорчивую, с которой не нужно делиться прибылью, а которой достаточно платить зарплату за поддержку готового проекта.

  • Риск оказаться за бортом

Производная от второго тезиса, а точнее его худший вариант. Даже если команда добилась успеха, инвестор всегда может банально забрать проект под разными предлогами.

Особенно, если это не инвестиционный фонд с репутацией, или игровой инвестор, а сторонний инвестор из другого бизнеса. Поверьте, никакие договора не дадут гарантий.

Во-первых, потому, что у простой команды обычных ребят нет денег и дорогих юристов. А в договорах всегда есть лазейки. И закрыть их нельзя, потому что при получении инвестиций вы обязаны подписать контракт, который вам дали. Вы не можете диктовать условия на берегу разработки, меняя условия выданного контракта под себя, потому что если не согласитесь с предложенными условиями - останетесь без денег. Да и вряд ли вы сходу найдете юриста, который сможет предусмотреть все лазейки выданного контракта. Хотя бы потому, что выданный вам контракт вполне может быть составлен в правовом поле Европейского Союза или США, а найти толкового юриста такой специализации на просторах СНГ не только очень сложно, но и очень дорого. А денег вы еще не получили.

И даже если вам дадут контракт, который был составлен в правовом поле вашей страны, то для качественной проработки все равно будет нужен дорогой и опытный юрист.

Исключение - это ситуация, когда у вас есть на выбор несколько инвесторов. То есть вы сможете выбрать те условия договора, которые сочтете наиболее приемлемыми. Но это практически нереальная ситуация, осуществимая только в том случае, если предложенный проект имеет очень хорошие перспективы.

А во-вторых, потому, что мы живем в СНГ. Если у вас в инвесторах будет числиться серьезный и влиятельный человек (или группа таких людей), то с вами не всегда могут разговаривать с позиции юриспруденции и закона. Иногда, если у них будут свои желания и мотивы, такие люди могут вызвать к себе на личную беседу и провести ее очень жестко с определенными словами, требованиями и другими сопутствующими терминами. И после такого разговора можно будет взять свой контракт и забыть его. А лучше подарить его как экспонат в национальный музей, где он будет использован как наглядное пособие по теме “Особенности ведения бизнеса в СНГ”.

Словом, это внутренняя политика и дипломатия, для которых, опять же, нужны опыт и знания.

s2

Последствия провала инвестиционного игрового проекта

А напоследок мы поговорим о последствиях провала инвестиционного игрового проекта, которые, кстати, довольно серьезны.

1. Перед инвестором придется отвечать

Если ваш стартап провалился, то перед инвестором придется отвечать. Вы же потратили не свои деньги, а его. Каковы последствия этого “ответа” - все зависит от обстоятельств. Гарантированно одно: вы не будете чувствовать себя хорошо.

2. Испорченная репутация

Если о собственном стартапе и его провале вряд ли кто-то узнает, то о провале инвестиционного стартапа узнают все. Это клеймо, которое уже не стереть. Конечно, от этого никто не умрет, но приятного мало. Все вытекающие отсюда последствия очевидны.

3. Отсутствие инвестиций и отсутствие будущего в подобных стартапах

Очевидно, что текущий проект закроют и на новый денег не дадут. Более того, уже никакой инвестор никогда не даст деньги на другие стартапы. Разве что только если это будет просто убойная идея с 300%-е гарантией успеха, или вы сумеете ловко и убедительно замять предыдущий провал.

4. Единственно возможное будущее - работа в качестве сотрудника компании

Как бы обидно это не звучало, но всем членам команды нужно будет упасть с небес на грешную землю, забыть про свои амбиции и идти работать штатным сотрудником в компанию.

Отчаянные головы решатся начать собственный стартап, но по опыту множества коллег, вряд ли это приведет к успеху. Хотя некоторые коллеги приходили к успеху и с третьей-четвертой попытки

Общий вывод о написанном

Как бы там ни было, при любом из вариантов, чтобы добиться успеха мало быть серьезным специалистом. Нужно просто феноменальное везение. А еще, как не прискорбно, кроме профессиональных навыков понадобятся мудрость, хитрость, дипломатия, грамотность и дальновидность. Необходимо уметь разглядывать подводные камни, и вести свою команду к успеху сквозь все преграды и расстояния. Будет намного легче, если у вас команда друзей, с которой вы вместе будете идти к успеху и дополнять друг друга.

Лично мне кажется, что любой игровой стартап - это невероятный риск. Кто-то скажет, что мир держится на идеалистах, которые всегда верят в успех и ломают все стереотипы. Да, так и есть. Но на практике, каков процент успешных идеалистов? Он невероятно мизерный. Реальность сурова, и иногда даже множества навыков и знаний оказывается мало для успеха.

Поэтому перед запуском любого стартапа нужно сесть и четко взвесить все преимущества и недостатки такого решения, потому что жизнь намного более жестока, чем пишут в книгах, а последствия неверных действий всегда велики.

Теги:


Система Orphus
  • Serj Nilov

    Лайк

    • Bogdan Nesvit

      Благодарю )

  • Alex Andreev

    Ну не знаю, эта часть статьи очень провокационная.
    Любой игровой стартап очень рискованный.
    Инвестор должен это понимать, и брать на себя риски. Иначе он ненужен. Проще кредит взять.

    • Bogdan Nesvit

      По правильному - да. И так бывает. А бывает и по-другому. Тут многое зависит от самого инвестора и его понимания, а еще от множества иных факторов.

  • Алекс

    Богдан, спасибо за статью, проконсультируйте пожалуйста по вопросам:

    1) В чем на Ваш взгляд разница при работе с профильным/непрофильным инвестором? Кого лучше выбрать?
    2) Так а чем заинтересовать инвестора? Перечитал серию Ваших статей, если честно не получил понимания, какая финансовая документация в первую очередь интересует инвестора?
    3) В чем основной интерес инвестора в принципе? Это маржинальный бизнес или капитализация? Как можно оценить эти факторы на этапе проектирования стартапа?

    Возможно вопросы тянут на отдельную статью =)

    • Bogdan Nesvit

      Алекс, спасибо за вопросы.

      1. Тяжело ответить однозначно, многое зависит от обстоятельств.
      Профильный инвестор хорош тем, что он может дать существенную помощь на этапе разработки: аналитикой, кадрами, рецензиями, связями с издателями итд. Всего этого вам не даст не профильный инвестор. Он даст денег и потребует результата любой ценой за свои деньги. Но проблема в том, что профильный инвестор, помогая вам, вольно или невольно влияет на процесс разработки (сроки, направление, да тот же банальный выбор стилистики проекта), и, как следствие, на конечный результат. И если результат будет успешным - выиграете вы оба, причем в первую очередь инвестор, и только потом вы. А вот если результат неуспешный - виноватым будет именно разработчик. Независимо от того, кто принимал финальные решения и под чьим влияниемдавлением.

      Таких различий на самом-то деле очень много, но тут нет единых правил, поскольку у каждого инвестора и у каждой компании свои подходы к работе, поэтому каждый опыт уникальный и почти всегда неповторимый, не поддающийся описанию. Разве что вот так глобально, как описывал это я и еще много людей до меня.

      2. Документация у каждого инвестора своя. Это тоже зависит напрямую от инвестора и ваших договоренностей. Нет смысла отдельно говорить об этом, потому что у каждого инвестора свой перечень и свои подходы. Индивидуальные.
      Тот же профильный инвестор потребует одну документацию, непрофильный - другую.
      Как пример, профильный инвестор обязательно будет разбираться в том, как вы строите процесс стартаразработкивыпускаподдержки и доработки проектов, а непрофильный даже не знает ничего об этом. Разве что он привлечет со своей стороны знающего человека (или группу таких людей) и тот будет общаться с вами, уточнять все детали и потом даст свой фидбек, на который и будет опираться непрофильный инвестор при принятии решения о финансировании или отказе.

      3. Опять же, это зависит от конкретного инвестора. Обычно капитализация более интересна, но мне встречались оба варианта. Оценивать эти факторы при проектировании стартапа в принципе, как мне кажется, нет смысла, потому что лично ваша главная цель - это успешность стартапа. Если будет успех, то остальные вопросы решаемы. А если его не будет, то и решать нечего.
      Это инвестор будет оценивать перспективы и принимать решения, а вам он их просто озвучит и все. Или не озвучит.

      • Алекс

        Вы в своей статье упоминали, что не у каждого разработчика есть возможность поехать в долину и попробовать получить инвестиции там. В чем концептуально разница между инвестициями из долины? Есть ли туда в принципе смысл ехать не зная "культуры" ведения бизнеса?

        • Bogdan Nesvit

          1. Концептуально разница в подходе к работе. Это тяжело описать быстро и доступно. Это та самая "культура ведения бизнеса". Хотя в основе некоторых СНГ венчуров лежат зарубежные, что в некоторой степени уравнивает эту "культуру".

          2. Есть смысл ехать, если ваш стартап действительно перспективен и потенциально высоко прибылен. Если у него есть перспектива, за вас обязательно схватятся. Если перспективы мутные, то инвестиции нигде не найти, хоть в СНГ, хоть за рубежом.

  • Алекс

    Немного поделюсь опытом. Я привлекал инвестиции в 2 своих игровых проекта для мобильных платформ. Причем в оба вложились одни и те же люди. Инвестиции получил, как раз таки на территории СНГ, от частных лиц, это были не профильные инвесторы без особых связей в этой индустрии, но очень лояльные люди. Первый проект удалось им "продать" имея в наличии всего лишь идею и 1 картинку, которую нарисовал наш художник. Второй проект я продали им даже не имея картинки, потому что они были просто довольны командой в процессе разработки первого проекта.
    Что мы не учли:

    Кадры. На тот момент связались с непрофессионалами, в итоге затянули со сроками. Во втором проекте посреди проекта нас бросил художник, который был один на проекте, ничего при этом не отдав программистам. Пришлось долго искать замену, были потрачены средства, сроки опять затянулись.
    Совет: ОЧЕНЬ внимательно выбирайте кадры!

    Опыт. Отсутствие большого опыта привело к тому, что мы с толкнулись в процессе со множеством проблем, которые также повлияли на сроки.

    Продвижение. Никогда недооценивайте маркетинг. Маркетинг и пиар - основа успеха игры. Даже какашку можно продать, если знать, где найти аудиторию. Из выделенных нам инвестиций, на маркетинг у нас в обоих случаях осталось 0 денег под конец разработки. Итог - метания по издателям, которым ваш проект нафиг не нужен.

    Я не могу сказать, что наши проекты уже провалились, я считаю, что все еще может быть. Время покажет. Но одно хочу сказать - делайте проекты лучше своими силами. По крайней мере над вами не будет висеть чувство долга перед другими людьми, даже если они с вас ничего не требуют.