Продолжаем вместе с топ-менеджерами и экспертами игровой индустрии (и смежных с ней) подводить итоги 2024 года. На очереди — интервью с Ильей Васильевым, CEO игровой платформы «Фогейм».
Каким год оказался для компании? Что хотелось бы выделить в плане достижений?
2024 год для нашей компании был твердо успешным: мы выросли по ключевым бизнес-показателям, усилили и увеличили нашу команду на 25%, запустили новые проекты и перспективные направления в различных видах издательской деятельности.
Особо хочу выделить приобретение лицензий на издание четырех новых игр и увеличение количества стратегических партнеров, в число которых вошли корейские студии разработки игр NPIXEL и Blackstorm.
Отмечу главные из наших новинок.
В апреле мы представили новый уникальный комплекс серверов Project Eva для проекта Lineage 2 Essence, а в ноябре вышла первая на «Фогейме» кроссплатформенная MMORPG Gran Saga.
Также в этом году команда Фогейм получила новый дом. Мы серьезно отнеслись к улучшению условий для плодотворной работы и переехали в новый, прекрасно оборудованный офис.
Невзирая на внешние вызовы, мы интенсивно развивали экспертизу в издании кроссплатформенных игр. Для нас это новое направление, в котором мы видим огромный потенциал и органичное сочетание целей развития с основным направлением — издательством игр для ПК.
Как за год изменился рынок для паблишеров? Изменилась ли практика работы с разработчиками, возможно, как-то изменились сами разработчики?
Наш рынок продолжает умеренно расти и становится более понятным с точки зрения перспектив развития. Считаю, трехлетний кризис уже близок к завершению, и начинают проявляться очертания будущего ландшафта игрового рынка России.
В этом году мы наблюдали появление большого количества инди-игр и новых студий. Порадовал кратный рост количества индустриальных мероприятий, которые, уже очевидно, подогревают интерес к нашей отрасли и положительно влияют на ее развитие.
Издатели начали запускать и анонсировать новые сильные зарубежные и отечественные проекты на 2025-2026 года, а также активнее взаимодействуют с небольшими локальными студиями.
Увеличение количества инди-разработчиков повлияло на переосмысление наших подходов при работе с отечественными студиями в целом. Мы начали активнее делиться экспертизой на профильных мероприятиях и в прямых коммуникациях, доносить наши ожидания от разработчиков и всячески способствовать появлению новых и успешных проектов.
Отмечу также, что государство продолжило уделять повышенное внимание игровой индустрии, оказывая поддержку в виде грантов, различных мер прямой поддержки игровых студий и образовательных программ с дальнейшей интеграцией учащихся в ИТ-индустрию. Инициируется создание отечественных движков и сервисов.
Однако есть и сложные моменты.
Усилилась конкуренция за ИТ-специалистов. Дефицит кадров возник в связи с возросшими потребностями программ по импортозамещению и активностью крупных игроков рынка, в первую очередь из блока финтеха. В наибольшем дефиците сейчас находятся разработчики ПО, а также DevOps-инженеры, специалисты по кибербезопасности, дата-сайнтисты, менеджеры проектов и продуктов. В связи с дефицитом кадров зарплатные ожидания кандидатов и сотрудников показали рост в пределах 10-30% по рынку.
В этом году мы ощутили существенные темпы роста стоимости лидов на рекламном рынке, который составил примерно 30%, а по ряду направлений и все 40%. Инфляция, дефицит инвентаря и опережающий рост крупнейших рекламодателей e-com и ритейл-медиа оказали заметное влияние на увеличение стоимости продвижения игр. Также неоднозначно на развитие издательской деятельности повлияло и усиление контроля за деятельностью блогеров и замедление YouTube в РФ.
Зависимость от иностранных инструментов и технологий из-за усиливающегося санкционного давления продолжает негативно влиять на темпы развития и возможности как разработки, так и оперирования.
Также ограничения доступа для наших разработчиков и правообладателей к международным рынкам существенно сужает окно возможностей для экспорта и получения выручки с игр, разработанных в России. Яркий пример этого года — изменение политики Valve, которая ввела дополнительный налог в 30% для разработчиков и правообладателей из России на доход, полученный с продаж игр в Steam в США. А магазин приложений Google Play с 26 декабря и вовсе приостанавливает обслуживание продавцов из России.
Особо хочу выделить проблему отсутствия прозрачной индустриальной статистики, признанной всей индустрией. За прошедший год я видел около пяти различных отчетов по нашему рынку из разных источников, при этом методика сбора данных и их представления пока не прозрачна. Появление индустриальной статистики жизненно необходимо участникам рынка: наличие таковой существенно влияет на инвестиционную привлекательность и понимание нашего рынка.
В итоге большое количество изменений на рынке за короткий период существенно повлияло на требования к скорости адаптации компаний. Например, нам потребовалось в короткие сроки провести точечную оптимизацию процессов, внести корректировки в структуру организации, внедрить новые методы работы в различных направлениях.
Усиление или появление каких трендов в издании игр вы ждете в 2025 году?
Перечислю часть трендов, которые мы выделяем для себя как заслуживающие внимания:
Разработка игр для внутреннего рынка и СНГ
Мы видим все больше проектов, ориентированных на локальную аудиторию и связанных с нашей мифологией и сказками. Мы с интересом наблюдаем за судьбой этих игр и активно вовлечены в их тестирование.
ИИ в играх
ИИ — безусловный лидер краткосрочных и среднесрочных технологических трендов, повышение производительности труда — самая «горячая» тема на горизонте 2-5 лет. Мы уже активно используем и развиваем работу с ИИ в отделах дизайна и аналитики, таргетированных коммуникациях и поддержке пользователей. Разработчики игр начали активно использовать ИИ для улучшения геймплея, создания реалистичных персонажей и управления поведением противников. ИИ также может быть использован для улучшения графики и физического моделирования.
Распространение больших языковых моделей (LLM)
Распространение больших языковых моделей (LLM) меняет паттерны поведения пользователей. На горизонте двух лет тренд может радикально изменить поисковые и рекомендательные системы, агрегаторы, витрины (включая магазины приложений), повлиять на маркетинговые подходы и технологии.
Мониторинг и оптимизация выдачи результатов ChatGPT, Gemini, Perplexity, Яндекс.Нейро и других игроков LLM становится первоочередной задачей маркетинга в интернете.
Актуальность кроссплатформенных игр
Уже в ближайшем будущем возьмет верх тенденция выпуска кроссплатформенных игр, когда пользователям не нужен будет компромисс между девайсами и они смогут играть в любимую игру по дороге на работу на смартфоне, вечером — дома на ПК, а по выходным — на даче на консоли.
Рост популярности HTML5 и браузерных социальных проектов
В отличие от ключевых для индустрии рынков в мире, где направление браузерных игр теряет свою долю каждый год, в РФ, по нашим оценкам, рост рынка браузерных и социальных проектов составил примерно 6% за последний год. Однако все же считаем этот тренд краткосрочным, так как емкость для роста ограничена.
Дефицит высококвалифицированных специалистов
Продолжится рост дефицита высококвалифицированных ИТ-специалистов, активное развитие обучения по ИТ-направлению, возникновение на рынке труда большого количества стажеров и джунов. Видим обучение, основанное на базе разработки игр, как решение для снижения порога входа в специальность для начинающих ИТ-специалистов.
Какие планы у компании на 2025 год?
Основной фокус в следующем году — запуски новых проектов. Также мы вкладываем максимум в усиление экспертизы в оперировании кроссплатформенными проектами и развитие операционной инфраструктуры. Уже сейчас мы занимаемся локализацией и подготовкой к запуску следующей кроссплатформенной онлайн-RPG Rememento: White Shadow от разработчика Blackstorm.
Кроме того, мы планируем качественно улучшить пользовательский опыт на «Фогейме», будем стремиться сделать платформу максимально комфортной и удобной для наших игроков. Также продолжим приобретать новые лицензии и увеличивать портфель игр на «Фогейме».
Пользуясь случаем, поздравляю коллег с Новым Годом, желаю всем успехов, роста по всем фронтам и сил на все задуманное.
Комментарии
Ответить