Британская игровая индустрия входит в число крупнейших, и ее влияние на мировую культуру и экономику несомненно велико.
Развитие сферы разработки видеоигр в Великобритании началось в 1970-х годах. В этот период небольшие группы разработчиков начали создавать простые игры для развлечения. Резкий рост индустрии произошел в 1980-х годах, когда появились первые успешные компьютерные игры, такие как Elite, Manic Miner, Jet Set Willy и другие. В это же время появились первые крупные разработчики видеоигр, например, Rare, Codemasters, Team17 и Bullfrog Productions. Компании стали производить игры не только для внутреннего рынка, но и для международного.
Сегодня отрасль разработки видеоигр в Великобритании находится в центре внимания. Лондон стал одним из крупнейших игровых центров мира, где находятся офисы таких компаний, как Rockstar Games, Ubisoft, Sony Interactive Entertainment Europe и другие.
Великобритания может быть привлекательной юрисдикцией для разработки игр по нескольким причинам.
1) Правовое регулирование. Хотя английским правом не предусмотрены ни правовая классификация, ни регулирование видеоигр, они все равно попадают под охрану авторского права. При этом английское право предлагает несколько вариантов защиты элементов видеоигр.
- Как объекты авторского права. В этом случае авторы могут контролировать использование своих творческих произведений. В Великобритании видеоигры рассматриваются как «литературные произведения», что подтверждается их оригинальностью. Авторы видеоигр получают авторские права на свои произведения на протяжении всей жизни плюс дополнительные 70 лет после смерти. Это означает, что никто не имеет права использовать части видеоигры без разрешения автора.
- Как товарные знаки. В этом случае разработчики видеоигр могут зарегистрировать товарный знак для защиты определенных элементов видеоигры (например, названия, логотипа, персонажей). Регистрация товарных знаков дает право исключительного использования этих элементов в коммерческих целях и позволяет разработчикам видеоигр защитить свои уникальные бренды от несанкционированного использования третьими лицами.
- Как патенты. В Великобритании, как правило, зарегистрировать патент на саму видеоигру невозможно. Однако некоторые элементы видеоигры могут быть запатентованы, если удастся продемонстрировать «технический эффект», который отличает данный элемент от существующих аналогов. Это может быть, например, новая технология, особенность игровой механики или другой элемент, который придает игре уникальность и инновационность.
- Как дизайн. Права на дизайн могут быть использованы для защиты определенных элементов, касающихся визуального оформления пользовательского интерфейса игры или персонажей. Зарегистрированный дизайн дает владельцу право исключительного использования его элемента дизайна на определенный срок, защищая его от копирования и несанкционированного использования конкурентами.
2) Налоговые льготы. Правительство Великобритании предоставляет различные налоговые льготы и субсидии для компаний, которые занимаются разработкой видеоигр.
Программа Research and Development (R&D) Tax Relief. Эта программа распространяется на различные отрасли бизнеса, и в том числе на разработку видеоигр. Она позволяет компаниям уменьшить налоговую базу, учитывая затраты на исследования и разработку. Для малых и средних предприятий (штат менее 500 человек и оборот менее 100 млн евро или общая сумма баланса менее 86 млн евро) этот процент обычно составляет 230%, то есть компания может вычесть 130% от своих квалифицированных затрат на исследования и разработку сверху своей обычной вычитаемой суммы. Для крупных компаний процент обычно составляет 130%.
Для получения R&D Tax Relief должны быть соблюдены определенные условия, среди которых обязательная регистрация в Великобритании, наличие подтверждений, что проводимые исследовательские работы выполнены внутри компании, направлены на развитие технологий в игровой индустрии и соответствуют критериям HMRC.
Ещё одна специальная программа налоговых льгот для компаний, занимающихся разработкой видеоигр — Video Games Tax Relief (VGTR). Она позволяет получить возврат налога на прибыль или снизить ставку налогообложения на расходы, связанные с созданием видеоигр. Для получения VGTR в размере до 20% разработчик должен сначала быть зарегистрированы в HM Revenue and Customs (HMRC) в качестве разработчика видеоигр, а также должны быть соблюдены определенные условия, среди которых:
- определение игры как «британской» Британским институтом кино и сдача культурного теста не менее, чем на 16 баллов из 31;
- игра должна быть предназначена для продажи широкой общественности, а не ограничиваться определенными группами людей;
- компания должна активно участвовать в планировании и принятии решений по разработке игры;
- компания должна самостоятельно вести все деловые взаимодействия и финансовые операции, связанные с разработкой видеоигры.
Не менее 25% «основных затрат» компании должны быть потрачены на товары или услуги, предоставленные из Великобритании или Европейской экономической зоны, что способствует развитию местной экономики.
Компания-разработчик может получить сертификат только, если видеоигра полностью готова, но при этом есть возможность получить промежуточный сертификат, пока игра в разработке.
Еще одной привлекательной возможностью для разработчиков в Великобритании может стать Video Games Tax Relief Loans (VGTR Loans). Это кредит, предоставленный банком или другим кредитором для помощи в финансировании проектов, квалифицировавшихся для Video Games Tax Relief. То есть банк или кредитор предоставляет деньги компании, зная, что ее кредит должен быть погашен из доходов VGTR. Размер VGTR Loans составляет до 100% суммы, которая подлежит возврату с налоговыми льготами, предоставленными разработчику.
Условия предоставления VGTR Loans включают в себя необходимость квалификации для VGTR, а также оценку финансовой стабильности и устойчивости проекта.
Также банк или кредитор взимает проценты и/или комиссию за предоставление кредита компании. Но риск для банка или кредитора относительно небольшой, поэтому проценты или комиссия не должны быть слишком высоки. Кроме того, с кредитом также взимаются юридические и бухгалтерские сборы, поэтому важно оценить уровень общей суммы комиссии и убедиться в том, что обязательство их уплаты менее весомо, чем преимущество кредита.
Следующая налоговая льгота, которая вводится с 1 апреля 2025-го, Video Games Expenditure Credits (VGEC). Она призвана заменить VGTR. К видеоиграм, разработанным до 1 апреля 2025 года, может применяться VGTR до апреля 2027-го. К видеоиграм, разработанным после 1 апреля 2025 года, должна применяться налоговая льгота VGEC.
Эта программа налоговых льгот для компаний, занимающихся разработкой видеоигр, предоставляет возможность получить возврат части налогов, уплаченных на затраты, связанные с разработкой видеоигр. Размер VGEC составляет 34% от всех квалифицированных расходов на разработку видеоигр. Квалифицируемыми расходами считаются меньшие из двух величин:
- 80% от общей суммы основных расходов;
- сумма основных расходов компании в Великобритании.
Условия для применения VGEC во многом схожи с условиями VGTR, среди которых признание игры «британской», продажа для широкой общественности, активное участие компании в планировании и принятии решений, а также прямая ответственность компании за разработку, производство и тестирование игры, подтверждение самостоятельности компании на британском рынке и другие.
Отличия двух налоговых льгот, VGEC и VGTR помимо разницы в размере требуемых процентов на квалифицированные расходы или «основные затраты», заключаются в том, что VGTR предоставляет налоговые льготы на прибыль, а VGEC на затраты. Кроме того, в VGEC отсутствуют ограничения на расходы субподрядчиков, которые могут квалифицироваться как основные расходы. Согласно VGTR, существует предел в 1 млн фунтов стерлингов за игру, выше которого затраты субподрядчиков перестают квалифицироваться как основные расходы.
3) Бизнес-среда. Великобритания имеет развитую бизнес-среду, благоприятную для стартапов и инновационных компаний. Это может облегчить создание и развитие собственной студии разработки игр.
В Великобритании есть несколько игровых ассоциаций, которые играют важную роль в развитии отрасли. Например, The Association of UK Interactive Entertainment (UKIE). Она является основным торговым органом игровой индустрии. В ее функции входит поддержка и защита интересов компаний, которые занимаются разработкой и выпуском видеоигр. Она представляет интересы перед правительственными организациями и другими стейкхолдерами, обеспечивая им защиту прав и поддержку в различных вопросах, а также принимает участие формировании политики и законодательства, которое способствует развитию игровой индустрии в Великобритании. Помимо этого занимается образованием своих членов в вопросах ведения геймдев бизнеса, предоставляет площадку для нетворкинга.
Членство в UKIE может дать возможность повышения деловой репутации разработчика, а также предоставить доступ к медийным возможностям и публичным мероприятиям.
4) Международный рынок. Благодаря своему географическому положению и культурным связям, Великобритания имеет доступ к международному рынку для разработчиков видеоигр. Компании могут легко выходить на новые рынки и привлекать новых клиентов.
5) Поддержка индустрии. Великобритания активно поддерживает индустрию видеоигр, проводя регулярные мероприятия, фестивали и конференции для разработчиков, а также через гранты и программы обучения.
Таким образом, Великобритания, предлагает достаточно благоприятную среду для разработчиков видеоигр. Разнообразные налоговые льготы, гранты и субсидии — все это делает эту юрисдикцию привлекательной, в том числе для инди-команд.
Комментарии
Ответить