Несмотря на сложности последних лет, в России продолжают открываться и работать игровые студии. Обзор текущего состояния регулирования, в первую очередь налогового, для таких компаний подготовил Роман Моторин, юрист Versus.legal.

Роман Моторин

Последние несколько лет для стимулирования игровых и IT-отраслей российским налоговым законодательством предусмотрен ряд налоговых льгот, которые могут быть привлекательны для компаний из этих отраслей (о некоторых мы рассказывали ранее). Данные льготы направлены на то, чтобы сохранить часть бизнеса из этих секторов экономики в России и, по возможности, привлечь бизнес из других стран — например, Китая, стран Персидского залива и Индии, включая инвесторов.

В этой статье мы рассказываем про некоторые сложности и особенности налоговой системы России в первую очередь для иностранных компаний, которым может быть интересен российский рынок.

Регистрация

Чтобы вести дела в России иностранной компании может потребоваться физическое присутствие в РФ (например, для того, чтобы принимать платежи от российских пользователей или иностранных партнеров в условиях отключения некоторых российских банков от SWIFT и санкций или оплачивать работу партнеров, находящихся в РФ).

Для обеспечения физического присутствия в РФ у зарубежной компании есть несколько вариантов:

  1. Открыть дочернюю компанию в России.
  2. Открыть представительство/филиал.
  3. Работать через локального агента.

Рассмотрим каждый из этих вариантов подробно.

1. Открыть дочернюю компанию в России

Иностранная компания может открыть дочернюю компанию для ведения деятельности в России. Как правило, для этих целей выбирают форму общества с ограниченной ответственностью. Это наиболее простое, популярное и понятное решение из доступных в России организационно-правовых форм.

Такая компания имеет свое имущество и свои долги, сама отвечает по ним, сама готовит и сдает отчетность и уплачивает налоги. Это означает, что такая организация защищает своего иностранного владельца от дополнительных рисков, связанных с ее деятельностью в РФ: в большинстве случаев иностранного владельца компании нельзя привлечь к ответственности по ее долгам; по ней сдается отдельная отчетность, которая не смешивается с отчетностью других компаний.

Кроме того, у самостоятельного ООО в РФ больше возможностей для использования налоговых льгот. Такая компания может воспользоваться правом на использование упрощенной системы налогообложения. Правда, чтобы пользоваться УСН в уставном капитале компании не менее 75% долей должны принадлежать физическим лицам.

Если же фаундеры компании — граждане РФ, то потенциально она может получить аккредитацию в Минцифры и воспользоваться налоговой льготой в виде 0% ставки налога на прибыль в 2023-2024 годах и пониженных ставок НДФЛ и соц.взносов на работников. Кроме того, такая компания может включить свой продукт в Реестр российского ПО и не платить НДС с коммерческих лицензий российским пользователям.

Еще одно преимущество этого решения — возможность привлекать в российскую часть вашего бизнеса локального партнера. Создать совместное предприятие с локальным игроком, который может иметь больше знаний и опыта работы на своем рынке, — это достаточно распространенная практика, которая упрощает работу в новой юрисдикции.

Обратите внимание на то, что дочерняя компания, среди всего прочего, должна:

  • получить юридический адрес в России. Он будет указан в учредительных документах и регистрационных данных компании, на него будет приходить вся ее официальная корреспонденция;
  • открыть счет в российском банке. Он нужен, чтобы проводить финансовые операции на территории России и уплачивать налоги.

2. Открыть представительство/филиал

Иностранная компания может открыть представительство или филиал в России.

Такое решение позволит более свободно перемещать активы между представительством и самой компанией: такие операции не нужно оформлять договорами или решениями о вкладе в уставный капитал, они не контролируются налоговыми органами как сделки между аффилированными лицами.

С другой стороны, представительству/филиалу недоступны льготные налоговые режимы. Кроме того, ни представительство, ни филиал не являются самостоятельными юридическими лицами: зарубежная компания отвечает по долгам представительства/филиала всем своим имуществом.

Процедуры открытия представительства/филиала в каждом случае могут немного различаться, но филиал/представительство иностранной компании в любом случае придется аккредитовать, сдавать налоговые декларации и уплачивать налоги с деятельности филиала/представительства, заверять сведения о численности иностранных работников.

3. Работать через локального агента

Некоторые иностранные компании предпочитают просто передать часть своих задач в России локальному агенту. Например, если ваши задачи в РФ сводятся к интернет-эквайрингу оплаты от российских пользователей, то открытие и поддержание отдельного ООО, представительства или филиала может быть не вполне целесообразно.

В таких случаях можно найти локального партнера, который сможет собирать платежи от российских пользователей или выполнять иные задачи в РФ. Чаще всего отношения с таким партнерам строятся по агентской или иной посреднической модели.

Это решение позволяет самостоятельно не погружаться в особенности российского регулирования и налогообложения, не расходовать ресурсы на открытие дочерней компании, представительства или филиала.

Отчетность

Если вы выбрали вариант 1 (открытие дочерней компании) или 2 (открытие представительства/филиала), вы обязаны соблюдать налоговые обязательства и регулярно представлять налоговые декларации и отчеты. В частности, нужно:

  • подавать налоговые декларации. Иностранная компания должна своевременно представлять налоговые декларации, в том числе ежегодный отчет о деятельности в России и налоговые декларации по итогам отчетных периодов;
  • вести бухгалтерскую отчетность. Иностранная компания должна вести учет своей финансовой деятельности, включая расходы, доходы и налоги. Отчет можно выполнять по принятым в России стандартам (Российские стандарты бухгалтерского учета, РСБУ) или по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Кроме того, филиалы и представительства зарубежных компаний могут вести учет по правилам своей основной страны, если они не противоречат МСФО;
  • соблюдать налоговые обязательства. Важно соблюдать все налоговые обязательства и сроки уплаты налогов, чтобы избежать штрафов и проблем с налоговыми органами;
  • отчитываться перед Социальным Фондом России и Федеральной службой статистики.

В случае работы с агентом большая часть этих задач ложится на него. Обычно он может выступать налоговым агентом и ответственным лицом по отчетности.

Налоги

Существуют различные типы налогов. Рассмотрим их.

  • Налог на прибыль. Основной налог для иностранной компании в России — это налог на прибыль организаций. Его ставка составляет 20%.
  • НДС. Налог на добавленную стоимость (НДС) применяется к продаже товаров и услуг в России. Его ставка тоже составляет 20%.
  • Налог на УСН. Данный налог — это альтернатива уплате налога на прибыль и НДС (а в некоторых случаях — и налога на имущество организаций). Налог на УСН сильно упрощает налоговую отчетность и зачастую является намного более выгодным по налогам: ставка налога варьируется в зависимости от региона от 1% до 6% при выборе объекта налогообложения «доходы» и от 5% до 15% при выборе объекта налогообложения «доходы-расходы».

Переход на налог на УСН доступен только юридическому лицу, перевести на УСН представительство/филиал не удастся (см. пп. 18 п. 3 ст. 346.12. НК РФ). Кроме того, такая компания должна принадлежать хотя бы на 75% физическим лицам — поэтому лучше всего регистрировать такую компанию либо на локальный менеджмент, либо на конечных бенефициаров всей группы.

Также компания должна в каждом налоговом периоде не превышать определенные лимиты по: количеству сотрудников (130 человек), доходам (лимит изменяется от года к году, но актуальный лимит составляет 188,55 млн рублей), остаточной стоимости основных средств (150 млн рублей).

  • Налог на имущество. Он варьируется в зависимости от того, где находится и сколько стоит имущество иностранной компании в России.
  • НДФЛ. Для иностранных граждан, работающих в России, применяется подоходный налог. По общему правилу: если работник — нерезидент РФ (прожил в России меньше 183 дней), то с его дохода нужно будет заплатить налог по ставке 30%. Если же он стал резидентом, то от 13% до 15%.

При этом недавно Госдумой были приняты новые правила: с 1 января 2024 года российские компании будут взимать со своих «дистанционных» сотрудников НДФЛ по базовой ставке в 13–15%, даже если они утратили налоговое резидентство РФ. Необходимо, чтобы было выполнено одно из условий – исполнитель получает вознаграждение на счет в российском банке или выплаты проводят российские компании или обособленные подразделения иностранных организаций в России.

  • Страховые взносы. Работодатель в РФ также обязан уплачивать страховые взносы на своих работников (общая ставка составляет 30% от выплат работников, но могут применяться и сниженные тарифы).

Последствия неуплаты налогов

Иностранные компании, которые работают в России, должны строго придерживаться законов, чтобы избежать серьезных проблем. Неуплата налогов или несвоевременное предоставление информации могут повлечь за собой штрафы и даже тюремные сроки.

В случае возникновения подозрений налоговая служба России может назначить выездную проверку, чтобы разобраться в том, верную ли отчетность предоставила компания и правильно ли она рассчитала положенные к уплате налоги.

Штрафы за неуплату налогов

Размеры штрафов зависят от характера налогового правонарушения, суммы неуплаченных налогов и других факторов. За неуплату налогов могут назначить штраф в размере до 40% от неуплаченной суммы сверх необходимости вернуть саму сумму.

Лишение свободы

Риски привлечения к уголовной ответственности должностного лица в связи с неуплатой налогов компанией в РФ возникают при неуплате суммы свыше 15 млн рублей. При этом можно попытаться избежать данных рисков, если компания уплатит недоимку, штраф и пени.

Итого

Чтобы вести дела в России и не сталкиваться с проблемами, иностранной компании нужно соблюдать налоговое законодательство.

Для этого можно пойти несколькими путями: разобраться в законодательстве самостоятельно, нанять местных налоговых и бухгалтерских специалистов или вести дела через компанию-посредника, через которого пойдут все финансовые потоки, налоги и отчетность (но важно, чтобы схема работы с выбранной вами компанией была понятной и прозрачной!).

В любом случае мы настоятельно рекомендуем проконсультироваться со специалистом в сфере налогового права и заранее оценить будущую налоговую нагрузку, возможности для использования льгот и варианты сотрудничества с локальными партнерами и/или агентами.


Подписывайтесь на App2Top.ru в Telegram и во «ВКонтакте»

Есть новость? Поделитесь с нами, напишите на [email protected]

Теги:

Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.