Продолжаем серию публикаций, в которой специалисты игровых компаний рассказывают о профессиях. Новая статья в серии — про специалиста по работе с брендом работодателя (Employer Brand Manager). Подробно о позиции рассказал Head of Brand & PR компании Glera Games Артем Грузд.
Артем Грузд
Кто такой Employer Brand Manager?
В целом, это специалист, который формирует, поддерживает, обновляет и развивает имя и лицо компании как работодателя.
Целевой аудиторией выстраиваемого им бренда являются потенциальные сотрудники компании.
Какой пул обязанностей у Employer Brand Manager, что он должен делать и за что отвечать?
Как обычно, от компании к компании могут отличаться функции и обязанности.
Если это позиция более стратегическая, т.е. хэдовая/лидовая – в обязанности Employer Brand Manager-а будут входить в основном стратегические и организационные вопросы. Например, сформировать эту саму бренд-стратегию:
- определить ключевые акценты во внешней коммуникации;
- сформулировать месседж, который несет бренд;
- определить каналы связи, где бренд должен быть представлен;
- определить основные форматы, сформулировать, что за контент будет транслировать компания на своих платформах.
И, соответственно, дальше координировать работу команды, которая эту стратегию воплощает в действия.
Если же это позиция более прикладная и подчиняется, например, HRD, который формирование стратегии берет на себя, тогда Employer Brand Manager – это будет ближе к контент/комьюнити/коммуникейшн-менеджеру.
Что необходимо знать Employer Brand Manager, чтобы хорошо исполнять свои обязанности?
Чем больше знает, тем лучше.
Это не «узкая» профессия. Чем о большем пересечении интересов/особенностей в курсе, тем лучше, тем эффективнее достигаешь цели. Но самое важное, основа, конечно, маркетинг – понимание аудитории, понимание ценности контента/продукта/месседжа для аудитори и т.д.
Плюс, чем глубже специалист понимает и разбирается в HR-вопросах, тем лучше он может мэтчить свои действия с нуждами действующих и потенциальных сотрудников (т.е. ядром его аудитории).
Еще очень важно, что здесь нельзя делать что-либо ради активности самой по себе – это никак не поможет бизнес-целям. Если к тебе пришли с запросом «хочу миллион подписчиков на нашу соцсеть», то надо уметь объяснить, что:
- во-первых, емкость рынка не такая (целевой аудитории столько быть не может, даже если закупить весь таргет мира);
- во-вторых, зачем, какая цель в таком количестве подписчиков (если цель быстро и качественно закрывать открывающиеся вакансии, то не подписчики важны, а то, как хорошо отрабатывают объявления о вакансиях).
Важная оговорка: я описал лишь кусочек всей картины. На найм влияют: рекрутмент, репутация компании, навыки нанимающих менеджеров, условия в компании, проект и множество других факторов.
Как может выглядеть рабочий день Employer Brand Manager?
Рандомно. Прикладных задач, которые повторялись бы изо дня в день или хотя бы по неделям – практически нет.
Почти вся работа Employer Brand Manager-а — это набор мини- и микропроектов. Если очень-очень упростить, то это что-то, похожее на работу менеджера по проекту и продюсера сразу: ты отвечаешь за направление, знаешь его вдоль и поперек, знаешь все, что в работе, все, что предстоит сделать, координируешь, договариваешься с другими руководителями, собираешь информацию, редактируешь, редактируешь, редактируешь, передаешь информацию, планируешь планы, стратегируешь стратегии, ретроспективишь и вносишь изменения в текущие задачи, коммуницируешь с внешними партнерами/подрядчиками/поставщиками и т.д.
Откуда, как правило, приходят в (область)?
«Как правило» – не знаю. Могу предположить, что из рекрутмента и маркетинга.
Тут довольно простая логика, бренд — это про маркетинг, а employer – это наниматель. Соответственно, тот, кто в этом разбирается, может в этом и развиваться.
Что необходимо для роста в этой сфере?
Шило в заднице.
Мне кажется, это такое направление, в котором невозможно действовать по инструкциям и указаниям. Если и возможно, то очень ограниченно по времени, т.е. выполняя только какие-то конкретные проекты.
Если же хочешь именно расти и развиваться в этой сфере – надо самому постоянно думать и искать, что можно взять новое, что улучшить, что упростить, что развить, куда еще пойти. И, естественно, делать это все неразрывно с целями и стратегией бизнеса.
Будет странно, если бизнес идет в одном направлении, а бренд в другом – долго они так вместе не смогут идти. Для примера приведу следующее противоречие, которое наблюдается в некоторых компаниях: бизнес расширяется за счет удаленных сотрудников, нанимает из большого количества стран, а Employer Brand транслирует прелести и плюшки офисной жизни команды.
Ну и очевидно: необходимо постоянно учиться, опять же, как и в любой сфере, если хочешь в ней расти: читать бизнес-литературу, знакомиться, общаться и слушать экспертов из смежных компаний и направлений.
Лично от себя добавлю, что мне помогает заимствование идей из совершенно других сфер: когда упираешься в какую-то непростую задачку, важно вспомнить, что наверняка кто-то что-то подобное (а может и не подобное) уже переживал в других индустриях. Извлечь полезный урок, вырвать интересную идею можно из очень неожиданных мест: «Формулы-1», науки и научного мира, истории, социологии, политологии, культурологии и т.д.
Какие перспективы роста в данной профессии?
В основном — в ширь. Вероятнее всего, Employer Brand Manager – всегда один в компании. Причем, как в компании на 100 человек, так и в компании на >1000. И чем больше компания, тем шире может быть команда, в которой кто-то начинает забирать одно направление и копать в глубь. Поэтому масштаб Employer Brand Manager-а, это, по сути, масштаб компании, в которой он работает.
Я могу ошибаться, но я особо не вижу направлений вертикального роста. Разве что можно вдруг захотеть стать HRD или «взять побольше» маркетинга (если такие задачи есть в компании) и превратиться со временем в CMO. А можно вообще другим путем пойти: взяться за развитие какого-то проекта, стать продюсером.
В общем, основной рост, это широта спектра бренда: изначально все может начинаться просто с SMM и помощи рекрутменту, а потом в Employer Brand могут начать входить все внутренние и внешние коммуникации, ивенты, PR, участие в конференциях, региональное деление, корпоративная культура, программы развития и обучения, культурный диверсити и т.д.
Есть ли красные флаги в рамках данной профессии?
Думаю, без софт-скиллов тут не получится. Должны быть очень сильно развиты навыки коммуникации, поиска креативных решений, работы в режиме неопределенности, открытость и гибкость ума. Чем сильнее специалист будет ограничен каким-либо психологическими и мнимыми рамками, тем сложнее ему будет развиваться. Я бы даже сказал, невозможно.
Что почитать про эту специальность?
Конкретно про эту специальность я ничего не посоветую – или сам не нашел, или нет вовсе такой литературы.
Но вот мой рид-лист, который я сам прошел и могу порекомендовать:
- «Пиши сокращай!» — Максим Ильяхов, Людмила Сарычева;
- «Новые правила деловой переписки» — Максим Ильяхов, Людмила Сарычева;
- «Кради как художник» — Остин Клеон (Kleon Austin);
- «Графики, которые убеждают» — Александр Богачев;
- «Я слышу вас насквозь» — Марк Гоулстон (Mark Goulston);
- «Нейромаркетинг в действии» — Дэвид Льюис (David Lewis);
- «Deadline. Роман об управлении проектами» — ДеМарко Том (DeMarco Tom);
- «7 Шагов к стабильной самооценке» — Борис Литвак (как ни странно, но эта книга помогает лучше понимать других людей);
- «Сердце компании. Почему организационная культура значит больше, чем стратегия или финансы» — Патрик Ленсиони (Lencioni Patrick);
- «Лидер и племя. 5 уровней корпоративной культуры» — Дэйв Логан (Dave Logan), Джон Кинг (John King) и Хэли Фишер-Райт (Halee Fischer-Wright);
- «У вас есть 8 секунд. Как презентовать и продать идею» — Пол Хеллман (Paul Hellman);
- «Азбука системного мышления» — Донелла Медоуз (Donella H.Meadows);
- «Не работайте с мудакам» — Роберт Саттон (Robert I. Sutton);
- «Шесть шляп мышления» — Эдвард де Боно (Edward de Bono).
Порядок рандомный. Выписывал из своих заметок. Жирным выделил то, что ближе всего полезно по теме.
Комментарии
Ответить