Продолжаем вместе с топ-менеджерами и экспертами игровой индустрии (и смежных с ней) подводить итоги 2024 года. На очереди — интервью с Александрой Курдюмовой и Алиной Давлетшиной из Futura Digital (их канал в Telegram).

Каким год оказался для фирмы? Что хотелось бы выделить в плане достижений?

Александра: 2024 год стал для нас временем еще большего роста и экспериментов.

Вспоминаю, что в прошлом интервью говорила, что мы проходим этап активного роста и расширения. Я тогда не знала, что ждет нас в 2024-ом.

Количество и география наших проектов продолжает расти в геометрической прогрессии. Мы этого и хотели, и классно, что получается, и даже где-то больше загаданного. Чувствую себя так, будто мы проходим один за другим уровни сложности, закрепляясь в нашей уверенности, что можем справиться с любой legal/tax задачей где угодно.

Для примера, в общем наша активность в 2024 году выглядела так:

  • провели правовой аудит программного обеспечения для разработчика в Саудовской Аравии;
  • сделали настоящее расследование «клубка» прав на персонажей с цепочкой трансферов в ОАЭ и Гонконге;
  • вели переговоры по корпоративному конфликту с участниками по всему миру (тут сложно перечислить все точки, не раскрыв NDA);
  • работали над инвестиционными договорами с финской студией;
  • проверяли права на экранизацию будущего голливудского фильма (проверять контракты с голливудскими актерами — бесценный опыт для команды, конечно);
  • помогли итальянским разработчикам в «приземлении» в Абу-Даби.

Кроме того, мы еще расширили команду: к нам присоединились новые специалисты, которые усилили нашу экспертизу как в юриспруденции, так и в смежных областях. И да, на следующий год у нас тоже планируется активный найм, делитесь, если у вас на примете есть классные люди из нашей сферы — буду рада!

Мы расширили наше участие в игровых (и не только!) мероприятиях. В этом году мы много путешествовали по миру вслед за разными конференциями в сфере игр и технологий: помимо Абу-Даби и Дубая, летали на Кипр, в Стамбул, Доху, Эр Рияд и Гонконг.

Как и прежде, мы активно развивали комьюнити, с особым вниманием относясь к разработчикам в ОАЭ, поддерживая инициативы сообщества Gulf in Games, продолжая наши FUTURA Talks в Абу Даби Gaming, а еще провели наши pro bono FUTURA Advice pitstop в разных локациях по всему миру в коллаборации с WN Media Group и Pocket Gamer.

Ну и конечно!

В этом году мы взяли нашу первую международную награду как FUTURA digital — Pocket Gamer Mobile Games Awards 2024 в номинации Best Business Support Service.

Очень жаль, что не удалось выйти на сцену — награждение было на конференции Gamescom в Кельне. Но ничего, надеюсь, нас ждет впереди еще много наград и возможностей.

В общем, для нас 2024 год был насыщенным, креативным и очень продуктивным.

Как изменилась игровая юридическая практика за 2024 год?

Алина: Мы заметили несколько тенденций:

  • растущий интерес к трансграничным сделкам, включая релокацию компаний и их сотрудников;
  • увеличившийся спрос на сложные due diligence, особенно для интеллектуальной собственности;
  • активное использование гибридных контрактных схем в издательских и инвестиционных сделках;
  • эволюция монетизации — все чаще к нам обращаются разработчики Web3-игр, проектов с play-to-earn механиками.

Кроме того, возросла важность правовых аспектов использования искусственного интеллекта в разработке игр, включая вопросы авторских прав на контент, созданный ИИ. Мы, кстати, планируем исследование, чтобы понять, какие есть юридические риски использования ИИ в цифровой разработке, мы вскоре его анонсируем.

Мы видим также рост запросов на нестандартные форматы юридического сопровождения, где акцент делается на стратегию и долгосрочные результаты. Это отражает зрелость рынка. Мне кажется, компании все чаще рассматривают правовые вопросы не как решение разовых задач, а как неотъемлемую часть стратегического планирования.

По каким юридическим вопросам игровые компании в этом году обращались чаще всего?

Александра: Лидерами по запросам остаются:

  • 1) Корпоративное и налоговое структурирование и последующий трансфер активов. Мы продумываем вместе с клиентом весь план: где открыть компании, как связать их с существующими, как настроить кэшфлоу и как не «потерять» на налогах, какие льготы можно использовать, как «перевести» активы, как настроить ТЦО. И все это — не забывая про личные налоговые последствия для бенефициаров. Это всегда сложные и комплексные задачи, мы работаем над ними комплексной командой.
  • 2) Проработка запуска сложных проектов. Выпуск токенов внутри игры? Неочевидные механики или способы монетизации? Спорный контент? Чего мы только не видели в этом году! Но, конечно, от того интереснее задача для нас — разобраться в сути и помочь структурировать проект: подобрать правильную юрисдикцию для компании, сделать аудит и дать рекомендации по минимизации рисков, а где-то подумать, какие меры защиты можно предпринять проактивно.
  • 3) Защита интеллектуальной собственности. Здесь речь как о «профилактической» защите (регистрация товарных знаков, депонирование, аудит внутренних процессов), так и о борьбе с «симптомами»: работа по борьбе с клонами, несанкционированными торговцами внутриигровых активов, читерами, разрешение конфликтов, досудебная и судебная работа.
  • 4) Издательские договоры. Здесь ничего не меняется: потребность в прозрачных и безопасных договоренностей между разработчиками и издателями остается по-прежнему очень актуальной.

Усиление или появление каких юридических трендов ждете в 2025 году?

Алина: Мы прогнозируем несколько ключевых трендов.

  • Дальнейшее развитие контрактных моделей в Web3 и NFT. Игровая индустрия будет углублять интеграцию блокчейна, и работа с интеллектуальной собственностью в этой сфере станет более сложной. Мы заметили увеличение запросов на стыке Web2 и Web3.
  • Ужесточение регулирования в сфере защиты данных. Законы о персональных данных становятся более детализированными и жесткими, штрафы увеличиваются.
  • Фокус на реструктуризацию холдингов. Многие студии стремятся оптимизировать свои активы или объединяться с другими компаниями или запускать слияния своих же компаний внутри холдинга: оптимизируются схемы компаний и сделок, оптимизируются налоги. Многие хабы, которые раньше привлекали низкими налогами и привлекательными бенефитами, сейчас усложняют правила получения льгот.

И в целом кажется, что всем, кто в срочном порядке открывал компании в 2022 году, сейчас пора время приводить схемы в порядок.

Какие планы у компании на будущий год?

Александра: Мы уверены, что 2025 год будет не менее насыщенным и интересным. Главная цель — продолжать оправдывать доверие клиентов, сохраняя высокие стандарты качества.

Мы активно расширяем новые, неюридические направления нашей работы. Благодаря завоеванному доверию, к нам все чаще обращаются с запросами, выходящими за рамки традиционных юридических услуг. Например, клиенты просят помочь с маркетингом, дизайном или ищут содействия в знакомстве с потенциальными инвесторами.

Однако не будем раскрывать все карты с планами на 2025 год. Наша цель — оставаться надежным партнером для геймдев-компаний по всему миру и продолжать формировать тренды в индустрии. Но в том числе мы стремимся к тому, чтобы наши клиенты воспринимали нас как надежного советника во всех сферах их деятельности.

Алина: Традиционно, в рамках итогов года App2Top, я спрашиваю свою команду: «Во что вы играли в этом году?».

Юристы Futura играли в Hogwarts Legacy, Helldivers 2, Diablo 4: Vessel of Hatred, Hades 2, Escape the Backrooms, Lethal Company, Resident Evil 4 Remake, Star Wars Jedi: The Fallen Order, Satisfactory и Far Cry 5.

Моя игра года — Red Dead Redemption 2. Да, я знаю, что это очень банально, и игре уже шесть лет, но это был идеальный год, чтобы провести сотни часов, скакать по полям, свежевать зайцев и грабить поезда.


Подписывайтесь на App2Top.ru в Telegram и во «ВКонтакте»

Есть новость? Поделитесь с нами, напишите на press@app2top.ru

Теги:

Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
×