В прошлом году Electronic Arts (далее EA) потратила более $3 млрд на M&A. Как следует из опубликованного Deconstructor of Fun анализа, сделки вряд ли можно назвать для EA успешными. Компания в очередной раз наступает на те же грабли.
Мы подготовили свободный перевод материала, который написал Михаил Каткофф (Michail Katkoff), сооснователь блога Deconstructor of Fun и бывший топ-менеджер таких компаний, как FunPlus, Zynga, Rovio и Play Ventures. Сейчас он совладелец и генеральный директор студии Savage Game Studios.
На протяжении долгого времени мобайл не был для EA приоритетным направлением в бизнесе. При этом дела в этой нише у компании шли намного успешнее, чем у ее конкурентов на рынке консольных игр — Take Two и Ubisoft. В отличие от них у EA была целая линейка мобильных бестселлеров, среди которых: Star Wars: Galaxy of Heroes, FIFA, Madden, Need for Speed: No Limits и Plants vs. Zombies.
Однако с определенного времени мобильный сегмент компании начал стагнировать. Показатели ведущих тайтлов перестали расти или вовсе пошли вниз, а новые продукты (вроде Command & Conquer: Rivals и Sims: Mobile), на которые возлагались большие надежды, стали проваливаться друг за другом.
На этом фоне EA взялась за пересмотр своего подхода к мобайлу. Она решила стать топовым игроком на рынке мобильных игр. И первым шагом к осуществлению этой цели стал хантинг Джеффа Карпа (Jeff Karp) с поста президента Big Fish Games. В EA он стал главой мобильного подразделения.
Затем компания взялась за поглощения. В феврале 2021 года EA договорилась о покупке Glu Mobile за $2,1 млрд. После этого, в сентябре того же года, за $1,4 млрд была куплена Playdemic, прославившаяся Golf Clash.
Приобретения сильно сказались на оборотах EA Mobile. Благодаря покупке студий и добавлению в портфолио 8 сторонних франшиз квартальные чистые поступления (net bookings) подразделения выросли на 68% в годовом выражении (речь об октябре-декабре 2021 относительного октября-декабря 2020-го).
Но так ли хороши дела компании по итогу приобретений, если рассмотреть ситуацию по каждому продукту в отдельности? Согласно оценке Deconstructor of Fun, все очень и очень плохо. Оказывается EA не учится на своих ошибках десятилетней и двадцатилетней давности.
Deconstructor of Fun с помощью аналитического сервиса Sensor Tower сравнила загрузки и выручку 21 топовой игры EA за первый квартал 2021-го с аналогичными показателями этих же игр за первый квартал 2020-го.
Выяснилось, что совокупный квартальный доход тайтлов упал на 23%, а их загрузки подросли на 22%. Казалось бы, ничего критичного, все в пределах общей ситуации по рынку (та же Sensor Tower ранее уже сообщала, что это коснувшийся всех тренд).
Однако, если посмотреть на ситуацию в отдельности по каждому топовому продукту EA, то выяснится следующее:
- почти весь рост загрузок обусловлен родными для EA тайтлами с высокой органикой (Need for Speed, Plants vs. Zombies, Sims, NBA, FIFA, Real Racing);
- рост загрузок наблюдался только у 6 игр из 21;
- только у 3 проектов из 21 выросла выручка.
Но самое важное открытие заключается в другом: показатели всех ключевых франшиз, купленных в 2021-ом (они выделены оранжевым цветом), пошли вниз:
- выручка Design Home, главного хита Glu, просела на треть;
- выручка Kim Kardashian упала на 40%;
- выручка Golf Clash сократилась на четверть;
- выручка MLB при росте загрузок игры на 110% упала на 78%, хотя до этого непрерывно росла с 2017-го.
Deconstructor of Fun объясняют ситуацию подходом EA к приобретаемым командам. Если, к примеру, Zynga сохраняет за купленными командами автономность, то EA интегрирует новые студии в свою структуру. В результате у купленных Zynga-ой проектов растут показатели, а у купленных EA наблюдается падение.
Падение происходит из-за того, что сотрудники приобретенных команд не готовы работать в новых условиях. Например, после того, как Glu стала частью EA свои посты покинули ключевые разработчики серии MLB. Аналогичная ситуация произошла в Playdemic. Это характеризует EA как компанию, которая не способна проводить успешные слияния.
Однако это не все. Падение показателей говорит также о том, что EA не умеет оперировать купленными продуктами без людей, которые их создали, запустили и привели к успеху.
Ранее EA уже совершала подобную ошибку. Отсутствие автономии сгубило в стенах EA многие студии. В каком-то смысле «электроников» можно смело называть убийцами студий. За время своего существования компания закрыла почти 30 активов.
Комментарии
Ответить