На прошлой неделе в Китае началось тестирование идентификатора CAID — местного аналога IDFA, который позволяет обойти новую политику конфиденциальности Apple. Его разработала при поддержке правительства Китайская рекламная ассоциация (САА), куда входят крупнейшие технологические компании страны. Маркетинговый эксперт Эрик Сейферт (Eric Benjamin Seufert) подробно рассказал, чем грозит Apple появление такого инструмента. Мы выбрали главное из материала.
Что такое CAID?
Как объяснил Сейферт, по сути CAID — это краудсорсинговый постоянный идентификатор, работающий на основе отслеживания цифровых отпечатков (fingerprinting). Иначе говоря, САА создала нечто вроде базы данных, состоящих из таких IP-индексированных отпечатков. За доступ к «базе» нужно заплатить, но зато взамен разработчики и маркетологи могут узнать, каким образом люди пользуются теми или иными приложениями.
Проблема в том, что IP-адреса смартфонов постоянно меняются. А значит, определить нужного пользователя по «отпечаткам» на основе IP непросто. Но в САА решили, что если в «отпечаток» для выбранного смартфона записано достаточное количество параметров, и с этого смартфона за короткий промежуток времени заходили в множество приложений — пользователя получится идентифицировать и при изменении IP-адреса. Поскольку в отличие от IP-адреса часть параметров смартфона относительно постоянные.
Однако такой идентификатор будет эффективен только при совместных усилиях ряда крупных компаний. По мнению Сейферта, в Европе на такое не пойдут, но вот в Китае — запросто. По неподтвержденным данным в тестировании CAID уже участвует ряд китайских технологических-гигантов. Среди них ByteDance, Tencent и Baidu.
Дилемма Apple
Разработка CAID поставила Apple в затруднительное положение. В ближайшее время в компании заработает новая политика конфиденциальности, которая разрешит всем пользователям блокировать IDFA. Вместо рекламного идентификатора разработчикам и маркетологам Apple предлагает использовать только два инструмента: App Tracking Transparency framework (ATT) и SKAdNetwork. Тогда как отслеживание цифровых отпечатков прямо запрещено правилами компании. Это значит, что CAID также должен попасть под запрет Apple.
Вот только запретив CAID, «яблочная» компания может потерять китайский рынок. Это при том, что он является для нее вторым по величине после США.
Ранее Apple не раз шла на уступки по отношению к китайским разработчикам. Например, она утвердила другие гайдлайны для публикации в App Store приложений из Китая. Поэтому некоторые эксперты считают, что компания не будет принимать решительные меры против CAID.
Тем не менее, Сейферт полагает, что Apple не станет делать послабления для CAID даже несмотря на угрозу потери рынка. Он объяснил это тремя причинами:
1. Нейтралитет с западными рекламными платформами
Как пишет Сейферт, сейчас между Apple и рекламными платформами установилось некое подобие взаимного нейтралитета. В частности, Apple закрывает глаза на отсутствие прозрачности у данных, которые передаются между Facebook и рекламодателями При этом сам Facebook, судя по всему, готов соблюдать новую политику конфиденциальности.
Однако если китайские компании смогут обходить обязательные для всех остальных правила, то тогда соблазн нарушить правила появится и у Facebook.
Сейферт отметил, что Apple не просто запретила IDFA, а предложила несколько расплывчатую политику конфиденциальности. Эта политика может стать еще более расплывчатой, если Apple будет применять ее непоследовательно и корректировать под специфику разных регионов. В таком случае, большие рекламные платформы станут активнее искать обходные пути по использованию данных пользователей, которые Apple даже не сможет отследить.
2. Возможное недовольство американских властей
В теории любая компания может начать пользоваться CAID при наличии достаточного количества пользователей в ее регионе (и если там поддерживается CAID). Вот только не стоит забывать, что CAID работает на китайских серверах, и данные пользователей при желании может увидеть правительство Поднебесной. Это вряд ли устроит власти США, которые в последнее время активно выступают против отдельных приложений из Китая, поскольку те якобы угрожают национальной безопасности Штатов. В итоге Apple рискует потерять позиции и на американском рынке.
3. Соблюдение прав человека
По мнению Сейферта, инициатива Apple по запрету IDFA и созданию нового стандарта конфиденциальности возникла исключительно из корыстных целей компании. Кроме того, она способна еще сильнее навредить безопасности пользователей.
По словам эксперта, использование IDFA действительно неэтично, но идентификатор всегда можно было отключить. Тогда как из-за политики Apple могут появиться новые инструменты, которые работают на основе IP (тот же CAID) и которые уже нельзя так просто выключить. Это может стать большой проблемой с точки зрения прав человека. Поддержка таких технологий также может нанести ущерб репутации Apple.
Реакция Apple
Apple уже прокомментировала появление CAID. Как пишет Bloomberg, компания не собирается разрешать китайским разработчикам использовать этот идентификатор.
«Правила App Store в равной степени распространяются на разработчиков по всему миру», — говорится в заявлении американского технологического гиганта. «Мы убеждены, что перед отслеживанием данных пользователя следует спрашивать разрешение. Приложения, которые игнорируют это, будут удалены».
Сейчас известно минимум о трех разработчиках, которые должны в 14-дневный срок отключить CAID в своих приложениях, или Apple удалит их аккаунты в App Store.
Комментарии
Ответить