Вера Величко, основатель и арт-директор OWL-studio, рассказала App2Top.ru, как следует выступать, если вдруг позвали прочесть доклад или решили поделиться опытом работы с коллегами на конференции.
В последнее время я все чаще бываю на конференциях, общаюсь с организаторами и спикерами. Столкнулась с тем, что среди коллег есть огромное количество скилованных людей, которых было бы интересно послушать – но довольно трудно сподвигнуть их к выступлению. И не только из-за природной интровертности характера – им не понятно, с какой стороны поступиться к теме. Для начинающих спикеров я написала небольшую памятку: пошаговая инструкция по составлению доклада и презентации к нему.
1. Доклад
1.1 Название
Название должно быть кратким и емким, а также должно отражать суть доклада и желательно цеплять какой-то фишкой.
- Хорошее название: «Два доширака за иконку». Понятно, что речь – о графике (в частности об иконографике) и финансах, есть цепляющая формулировка.
- Нормальное название: «Все о мобильной монетизации». Название не цепляет, но те люди, которым интересна мобильная монетизация, отметят и придут.
- Плохое название: «Большому кораблю большое плавание». О чем доклад – не ясно.
1.2 Общие рекомендации
Наиболее полезными являются доклады двух типов:
- актуальная статистическая информация;
- решение актуальных проблем.
В первом случае доклад знакомит слушателя с каким-либо срезом происходящего на данный момент в наиболее актуальных для разработчиков сферах (может помочь принять верное решение). Во втором случае доклад озвучивает некую актуальную для большинства проблему и предлагает пути ее решения.
Следующие по полезности:
- доклады-презентации;
- доклады-кейсы.
Когда люди рассказывают о каком-то продукте или проекте, либо о том, как они столкнулись с какими-либо специфическими задачами и какими инструментами решили их. Отличие доклада-кейса от доклада по решению актуальных проблем в том, что первый более узкоспециализирован, относится к частным случаям и методы решения не всегда универсальны. Например, доклад по тайм-менеджменту на проекте (типовые «таймкиллеры» и пути их уничтожения) – это решение проблемы. Доклад про создание анимации полета ведьм в конкретной игре – кейсовый.
Такие доклады могут быть очень интересными, но нацелены на меньшую аудиторию.
Чего следует избегать:
- обсуждение вопросов без выдачи ответов;
- обсуждение темы (проекта) без особой цели и выводов;
- повествование без начала, конца и ключевых точек;
- пространные рассказы о личной жизни или «моем пути разработчика».
1.3 План доклада
План доклада строится по следующей логике:
А) Знакомство
Я вот такой-то, у меня такие-то скилы, поэтому сейчас я вам расскажу о том-то.
Б) Вводная тема
Тут происходит формулировка проблемы. Даже если доклад не о проблеме – такая формулировка создает вовлеченность, теперь мы слушаем не просто информацию, а решение проблемы.
Пример:
- Однажды мы создали ферму, где вместо овец были зомби;
- Однажды мы поняли, что фермы работают в основном на женской аудитории (проблема). Мы хотели создать унисекс-ферму – и заменили овец на зомби.
В) Ключевые точки
Их должно быть 3-4 на получасовой доклад и 6-8 – на часовой. Вся информация должна быть разбита на завершенные куски, по 3-5 минут на кусок. Желательно, чтобы были заголовки у таких кусков: они будут запоминаться и помогут слушателю структурировать информацию. Это позволит слушателю комфортнее воспринимать информацию и усвоить максимум из того, что рассказал докладчик. В этих кусках можно рассматривать отдельные кейсы, вопросы, этапы, группы данных и т.п.
Г) Заключение
Тут докладчик дает ответ на вопрос, Зачем нужно все то, что вы только что услышали, какие проблемы нам удалось решить, как можно применить эти знания. «В результате замены овец на зомби мы увеличили мужскую аудиторию фермы на 70 %».
2. Презентация
2.1 Общие рекомендации
Не забывайте об особенностях картинки, передаваемой через проектор: на ней не читаются мелкие детали, тонкие и мелкие шрифты, «съедаются» светлые тона и невыгодно смотрятся темные. Лучше всего смотрятся яркие, четкие гаммы, крупный шрифт без засечек.
2.2 Функции слайдов
У каждого слайда к презентации может быть своя функция. Я выделяю четыре.
- Конспективная. В рамках слайдов-конспектов дается краткая выжимка по ключевой точке (части доклада), которую спикер устно раскрывает более развернуто. Конспекты удобно фотографировать, чтобы по ним потом вспоминать услышанное. Четко и правильно сформулированные конспекты слушатели любят.
- Дополняющая. В слайдах-дополнениях, как правило, помещают какие-либо схемы, графики и т.п., поясняющие, что автор имеет в виду. По отдельности речь спикера и эти картинки бывают неинформативны.
- Иллюстративная. Слайды-иллюстрации показывают то, о чем говорит автор. Они несут дополнительный характер. Хорошо работают в качестве «паузы». Не стоит строить презентацию на одних лишь иллюстрациях – так теряется информативность.
- Развлекающая. Развлекающая картинка (реже надпись) – помогает акцентировать внимание слушателя, хорошо закрепляет услышанное (котики, сиськи, смешные гифки, фотожабы и т.п). Может быть прикольной «изюминкой», но также зачастую не несут большого смысла.
2.3 Составление презентации
Как стоит чередовать слайды – дело хозяйское, но как показывает практика: лучше всего воспринимаются презентации, чередующие слайды-конспекты и слайды-презентации (графическая/текстовая информация). Наиболее важную и сложную информацию лучше давать в начале, развлекающий контент, если и добавлять, то в конце.
У меня все! Удачи на конференциях!
Комментарии
Ответить