Игру бостонской студии Oniix скопировали китайские клоноделы. Команда поделилась опытом борьбы с ними. Предлагаем вашему вниманию перевод.
В начале года Oniix, бостонский издатель с представительствами в Азии, наслаждался последними днями новогодних каникул и готовился усердно трудиться в наступившем 2015 году. Компания только-только подписала партнерское соглашение на запуск в Китае игры Tap Titans, проекта, который разработала студия из Торонто Game Hive. Ожидалось, что релиз Tap Titans придется на китайский Новый год, и что игра станет громким хитом.
Однако спустя всего 10 дней после запуска из шанхайского офиса компании пришли неожиданные новости.
Tap Titans скопипастили. Китайская копия называлась Tap-Tap Heroes, и у подделки был точно такой же UI и геймплей, как у оригинала. К тому же она успела попасть в топ-15 самых загружаемых игр страны, а по гроссингу — в топ-500. В течение следующих двух недель у подделки появилось еще две копии.
Иначе говоря, Oniix и Game Hive теперь вынуждены были соревноваться за место в топе — с пиратами. Вишенкой на торте стали отзывы в App Store, где пользователи обвиняли оригинальную игру в подражательстве.
Ситуация кошмарная, хотя и знакомая многим мобильным разработчикам. К счастью, в распоряжении Oniix имелись подготовленные специалисты в США и в Китае — как раз для таких случаев.
Итак, к каким средствам прибегло издательство?
Клон или подражатель?
Как Oniix поняла, что китайцы полностью склонировали игру, а не просто повторили некоторые аспекты? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно углубиться в детали.
В играх с элементами RPG уровень игрока, как правило, отображается вверху слева. Мерки золота/наличности/характеристик тоже распределены в верхней части экрана, а уведомления/квесты/значки магазинов — в нижней. UI, как правило, из проекта в проект следуют одному и тому же образцу. А в играх родственных жанров попадаются одинаковые фичи, и для того, чтобы снизить порог входа, их обычно оформляют в привычном пользователю ключе. Поэтому определенное совпадение во внешнем виде игрового интерфейса неизбежно.
UI у Tap Titans и Tap-Tap Heroes, тем не менее, совпадали на протяжении всей игры. Они были похожи друг на друга не только в том, где находились мерки здоровья, игровое меню, кнопки действий, и задающие направление стрелки, но даже в том, где на экране располагался персонаж и его противник. На картинке ниже видно, что Tap-Tap Heroes скопипастила даже тени на иконках.
Тут и далее слева — Tap Titans, справа — Tap-Tap Heroes
Игры были похожи, как близнецы, во всем. От того, как открываются новые скиллы…
…до того, как игрок вызывает вспомогательного персонажа.
Когда похожи один или два элемента, это, скорее всего, совпадение. Но Tap-Tap Heroes слишком сильно напоминала Tap Titans — по слишком многим пунктам.
Чтобы подтвердить свою догадку, Oniix и Game Hive загрузили Tap-Tap Heroes и сыграли в нее. Выяснилось, что идентичным оказался не только интерфейс игры, но и то, как эволюционировал герой, то, как ему насчитывались очки и урон, — а также каждый из остальных элементов игры. Когда вы добирались до 50 уровня пиратской версии, у босса были абсолютно те же уязвимые места, что и в Tap Titans. Когда герой доходил до 142 уровня, урон, который он наносил врагам, совпадал с показателями оригинала до цифры после десятичной запятой. Китайцы не просто скопировали пару геймплейных моментов, — они беззастенчиво содрали все до последней строчки кода, а потом просто добавили чуть переделанную графику.
Если верить Oniix, это не единичный случай: «Разработчики теряют дар речи, когда мы им показываем, что клон их игры собрал десятки миллионов загрузок», — комментирует Эверетт Уоллес (Everett Wallace), глава издательского отдела в Oniix. Проблема набрала такие обороты, что Oniix получает просьбы о помощи ото всюду — иногда даже от крупных студий. Все они просят помочь в борьбе с китайскими пиратами — рассказать о том, какие шаги предпринять, чтобы себя от них обезопасить.
Сама Oniix для решения проблемы применила многогранный подход, который хорошо иллюстрирует сложность китайского рынка.
Стратегия борьбы с пиратами
Западные разработчики имеют дело только с Apple, Google и Amazon. На китайском маркете, напротив, буквально сотни Android-сторов. И это на руку местным клоноделам, особенно когда они решают скопировать приложение западного разработчика. Так что борьба Oniix с пиратами оказалась непростой затеей.
Первым делом издательство прошерстило китайский App Store и множество сторов для Android. Это делалось для того, чтобы понять, на какие платформы портировали скопированную игру. Затем в Apple и в каждый из Android-сторов отправили соответствующий официальный запрос.
После этого Oniix отправила электронное письмо «разработчикам» Tap-Tap Heroes. В нем издательство предупреждало о возможных юридических последствиях, которые последуют, если игру не удалят из сторов. Пираты ответили, что Tap-Tap Heroes — полностью оригинальная игра, и отказались признать вину.
Тогда Oniix начала собирать информацию о китайской студии. В процессе удалось узнать, что существует компания, перед которой у пиратов могут быть инвестиционные обязательства. Издательство связалось с этой компанией и рассказала о ворованной игре. Однако и тут ответа не последовало.
Oniix не сдавалась и продолжала искать рычаги воздействия. Наконец, поиски увенчались успехом: удалось узнать, что пираты, возможно, были как-то связаны с венчурным фондом Северной Америки (North American VC fund). Издательство снова направило запрос об удалении игры из сторов. Только в этот раз Oniix действовала через инвесторов. К тому же компания подчеркнула, что в случае отказа поднимет шумиху в западной прессе.
Этот метод и сработал. Инвестиционная фирма сделала все, чтобы обелить свое имя. Пиратам пришлось уступить и убрать игру из всех китайских сторов.
К сожалению, Tap-Tap Heroes стала не единственным китайским клоном Tap Titans. Но Oniix упорно работала с Apple и местными сторами, и в конце концов все копии удалось изъять. В каких-то случаях получилось даже перевести пользователей из клона в Tap Titans (игроки получали обновление, но когда загружали его, скачивали оригинальную игру, а не клон).
С тех пор китайская аудитория Тap Titans продолжает расти, а сама игра — приносить выручку.
Что предпринять, чтобы игру не скопировали?
Oniix повезло — ей удалось найти за пределами Китая фирму, у которой были рычаги давления на пиратов. Но многие жертвы клоноделов такой удачей похвастаться не могут. Поэтому вот советы, как с самого начала уберечься от пиратов.
1. Думайте о безопасности заранее. К тому времени, как вы обнаружите, что игру скопипастили, бренд и выручка уже могут пострадать. И, как мы видим из кейса Oniix, чтобы потом удалить копии из сторов, потребуется много усилий. Лучше заранее подумать о мерах безопасности, чтобы код игры не скопировали (подробнее о том, как этого избежать, — тут).
2. Применяйте нестандартные методы в борьбе с пиратами, подойдите к делу творчески. Например, Game Dev Story запустили «взломанную» версию собственной игры. В ней имелась пара интересных модификаций, которые приводили к тому, что персонажи спустя пару часов игры теряли всю игровую валюту. Ирония, к слову, заключалась в том, что оригинальная игра — симулятор мобильной студии. А в сообщении, которое получали игроки, говорилось, что они обанкротились из-за пиратов.
Сообщение пиратам от разработчиков Game Dev Story
3. С самого начала запускайтесь на весь мир. Многие разработчики не решаются сразу на мировой релиз. Причина, как правило, в том, что у них не хватает ресурсов, или они не уверены, что аудитория хорошо примет проект. Если это возможно — старайтесь планировать глобальный запуск. Если нет — просто не затягивайте с релизом в других странах. Марио Альварез (Mario Alvarez), глава биздев-отдела в Oniix, комментирует: «Когда вы откладываете релиз в Китае, вы даете местным клоноделам время на то, чтобы снять все сливки с вашей потенциальной аудитории, построить пользовательскую базу вокруг проекта и испортить репутацию собственной игре». Иначе говоря, когда готовитесь к релизу, убедитесь, что китайский маркет у вас в приоритете.
Для примера: из-за того, что King откладывала релиз Candy Crush на азиатских рынках, пиратам удалось с успехом скопипастить игру, и не один раз. И даже несмотря на то, что компания объединилась с местным гигантом Tencent, полностью решить проблему так и не удалось. Если даже такой крупный издатель, как King, не смог справиться с пиратами, зачем вам-то рисковать?
4. Мониторьте рынок. Постарайтесь наладить связи с ведущими местными сторами — и не ленитесь периодически проверять топы загрузок и гроссинга, чтобы понять, попал в них клон вашей игры или нет.
Напали пираты — работайте со сторами и не отступайте
Даже если вы все сделали правильно, все равно велик шанс, что ушлые китайские клоноделы доберутся и до вашей игры. Если это произошло, будьте настойчивы, связывайтесь с китайскими сторами и старайтесь бороться с пиратами через официальные каналы.
Работать напрямую с китайскими сторами удобно еще и потому, что в определенных случаях можно попытаться забрать себе аудиторию пиратского проекта с помощью официального обновления, — как это получилось у Oniix. Как уже упоминалось, для того, чтобы это стало возможным, необходимо поддерживать хорошие отношения с китайскими сторами и следить за местным рынком.
И, наконец, настаивайте на своем, приводите доказательства, не отступайте, — и вы победите. «Мы выяснили, что пираты в ответ на прямое обвинение могут начать защищаться — и даже прибегнуть к услугам адвокатов. Они станут все отрицать и будут утверждать, что ваши игры просто из одной категории. Но факты и доказательства в итоге побеждают все необоснованные доводы пиратов», — заключает Эверетт Уоллес из Oniix.
Источник: http://www.gamasutra.com
Узнать о последних трендах игровой индустрии из первых рук, лично встретиться и обсудить рабочие вопросы с ведущими компаниями на рынке разработки и издания игр — можно будет на White Nights Moscow 2015, которая пройдет 13-14 октября.
Комментарии
Ответить