Игру бостонской студии Oniix скопировали китайские клоноделы. Команда поделилась опытом борьбы с ними. Предлагаем вашему вниманию перевод.

китайцы

В начале года Oniix, бостонский издатель с представительствами в Азии, наслаждался последними днями новогодних каникул и готовился усердно трудиться в наступившем 2015 году. Компания только-только подписала партнерское соглашение на запуск в Китае игры Tap Titans, проекта, который разработала студия из Торонто Game Hive. Ожидалось, что релиз Tap Titans придется на китайский Новый год, и что игра станет громким хитом.

Однако спустя всего 10 дней после запуска из шанхайского офиса компании пришли неожиданные новости.

Tap Titans скопипастили. Китайская копия называлась Tap-Tap Heroes, и у подделки был точно такой же UI и геймплей, как у оригинала. К тому же она успела попасть в топ-15 самых загружаемых игр страны, а по гроссингу — в топ-500. В течение следующих двух недель у подделки появилось еще две копии.

Иначе говоря, Oniix и Game Hive теперь вынуждены были соревноваться за место в топе — с пиратами. Вишенкой на торте стали отзывы в App Store, где пользователи обвиняли оригинальную игру в подражательстве.

Ситуация кошмарная, хотя и знакомая многим мобильным разработчикам. К счастью, в распоряжении Oniix имелись подготовленные специалисты в США и в Китае — как раз для таких случаев.

Итак, к каким средствам прибегло издательство?

Клон или подражатель?

Как Oniix поняла, что китайцы полностью склонировали игру, а не просто повторили некоторые аспекты? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно углубиться в детали.

В играх с элементами RPG уровень игрока, как правило, отображается вверху слева. Мерки золота/наличности/характеристик тоже распределены в верхней части экрана, а уведомления/квесты/значки магазинов — в нижней. UI, как правило, из проекта в проект следуют одному и тому же образцу. А в играх родственных жанров попадаются одинаковые фичи, и для того, чтобы снизить порог входа, их обычно оформляют в привычном пользователю ключе. Поэтому определенное совпадение во внешнем виде игрового интерфейса неизбежно.

UI у Tap Titans и Tap-Tap Heroes, тем не менее, совпадали на протяжении всей игры. Они были похожи друг на друга не только в том, где находились мерки здоровья, игровое меню, кнопки действий, и задающие направление стрелки, но даже в том, где на экране располагался персонаж и его противник. На картинке ниже видно, что Tap-Tap Heroes скопипастила даже тени на иконках.

png_base644efa2a9833214164

Тут и далее слева — Tap Titans, справа — Tap-Tap Heroes

Игры были похожи, как близнецы, во всем. От того, как открываются новые скиллы…

png_base64689cb069e676bd9e

…до того, как игрок вызывает вспомогательного персонажа.

png_base649b774298c82773a6

Когда похожи один или два элемента, это, скорее всего, совпадение. Но Tap-Tap Heroes слишком сильно напоминала Tap Titans — по слишком многим пунктам.

Чтобы подтвердить свою догадку, Oniix и Game Hive загрузили Tap-Tap Heroes и сыграли в нее. Выяснилось, что идентичным оказался не только интерфейс игры, но и то, как эволюционировал герой, то, как ему насчитывались очки и урон, — а также каждый из остальных элементов игры. Когда вы добирались до 50 уровня пиратской версии, у босса были абсолютно те же уязвимые места, что и в Tap Titans. Когда герой доходил до 142 уровня, урон, который он наносил врагам, совпадал с показателями оригинала до цифры после десятичной запятой. Китайцы не просто скопировали пару геймплейных моментов, — они беззастенчиво содрали все до последней строчки кода, а потом просто добавили чуть переделанную графику.

Если верить Oniix, это не единичный случай: «Разработчики теряют дар речи, когда мы им показываем, что клон их игры собрал десятки миллионов загрузок», — комментирует Эверетт Уоллес (Everett Wallace), глава издательского отдела в Oniix. Проблема набрала такие обороты, что Oniix получает просьбы о помощи ото всюду — иногда даже от крупных студий. Все они просят помочь в борьбе с китайскими пиратами — рассказать о том, какие шаги предпринять, чтобы себя от них обезопасить.

Сама Oniix для решения проблемы применила многогранный подход, который хорошо иллюстрирует сложность китайского рынка.

Стратегия борьбы с пиратами

Западные разработчики имеют дело только с Apple, Google и Amazon. На китайском маркете, напротив, буквально сотни Android-сторов. И это на руку местным клоноделам, особенно когда они решают скопировать приложение западного разработчика. Так что борьба Oniix с пиратами оказалась непростой затеей.

Первым делом издательство прошерстило китайский App Store и множество сторов для Android. Это делалось для того, чтобы понять, на какие платформы портировали скопированную игру. Затем в Apple и в каждый из Android-сторов отправили соответствующий официальный запрос.

После этого Oniix отправила электронное письмо «разработчикам» Tap-Tap Heroes. В нем издательство предупреждало о возможных юридических последствиях, которые последуют, если игру не удалят из сторов. Пираты ответили, что Tap-Tap Heroes — полностью оригинальная игра, и отказались признать вину.

Тогда Oniix начала собирать информацию о китайской студии. В процессе удалось узнать, что существует компания, перед которой у пиратов могут быть инвестиционные обязательства. Издательство связалось с этой компанией и рассказала о ворованной игре. Однако и тут ответа не последовало.

Oniix не сдавалась и продолжала искать рычаги воздействия. Наконец, поиски увенчались успехом: удалось узнать, что пираты, возможно, были как-то связаны с венчурным фондом Северной Америки (North American VC fund). Издательство снова направило запрос об удалении игры из сторов. Только в этот раз Oniix действовала через инвесторов. К тому же компания подчеркнула, что в случае отказа поднимет шумиху в западной прессе.

Этот метод и сработал. Инвестиционная фирма сделала все, чтобы обелить свое имя. Пиратам пришлось уступить и убрать игру из всех китайских сторов.

К сожалению, Tap-Tap Heroes стала не единственным китайским клоном Tap Titans. Но Oniix упорно работала с Apple и местными сторами, и в конце концов все копии удалось изъять. В каких-то случаях получилось даже перевести пользователей из клона в Tap Titans (игроки получали обновление, но когда загружали его, скачивали оригинальную игру, а не клон).

С тех пор китайская аудитория Тap Titans продолжает расти, а сама игра — приносить выручку.

Что предпринять, чтобы игру не скопировали?

Oniix повезло — ей удалось найти за пределами Китая фирму, у которой были рычаги давления на пиратов. Но многие жертвы клоноделов такой удачей похвастаться не могут. Поэтому вот советы, как с самого начала уберечься от пиратов.

1. Думайте о безопасности заранее. К тому времени, как вы обнаружите, что игру скопипастили, бренд и выручка уже могут пострадать. И, как мы видим из кейса Oniix, чтобы потом удалить копии из сторов, потребуется много усилий. Лучше заранее подумать о мерах безопасности, чтобы код игры не скопировали (подробнее о том, как этого избежать, — тут).

2. Применяйте нестандартные методы в борьбе с пиратами, подойдите к делу творчески. Например, Game Dev Story запустили «взломанную» версию собственной игры. В ней имелась пара интересных модификаций, которые приводили к тому, что персонажи спустя пару часов игры теряли всю игровую валюту. Ирония, к слову, заключалась в том, что оригинальная игра — симулятор мобильной студии. А в сообщении, которое получали игроки, говорилось, что они обанкротились из-за пиратов.

priate-message

Сообщение пиратам от разработчиков Game Dev Story

3. С самого начала запускайтесь на весь мир. Многие разработчики не решаются сразу на мировой релиз. Причина, как правило, в том, что у них не хватает ресурсов, или они не уверены, что аудитория хорошо примет проект. Если это возможно — старайтесь планировать глобальный запуск. Если нет — просто не затягивайте с релизом в других странах. Марио Альварез (Mario Alvarez), глава биздев-отдела в Oniix, комментирует: «Когда вы откладываете релиз в Китае, вы даете местным клоноделам время на то, чтобы снять все сливки с вашей потенциальной аудитории, построить пользовательскую базу вокруг проекта и испортить репутацию собственной игре». Иначе говоря, когда готовитесь к релизу, убедитесь, что китайский маркет у вас в приоритете.

Для примера: из-за того, что King откладывала релиз Candy Crush на азиатских рынках, пиратам удалось с успехом скопипастить игру, и не один раз. И даже несмотря на то, что компания объединилась с местным гигантом Tencent, полностью решить проблему так и не удалось. Если даже такой крупный издатель, как King, не смог справиться с пиратами, зачем вам-то рисковать?

4. Мониторьте рынок. Постарайтесь наладить связи с ведущими местными сторами — и не ленитесь периодически проверять топы загрузок и гроссинга, чтобы понять, попал в них клон вашей игры или нет.

Напали пираты — работайте со сторами и не отступайте

Даже если вы все сделали правильно, все равно велик шанс, что ушлые китайские клоноделы доберутся и до вашей игры. Если это произошло, будьте настойчивы, связывайтесь с китайскими сторами и старайтесь бороться с пиратами через официальные каналы.

Работать напрямую с китайскими сторами удобно еще и потому, что в определенных случаях можно попытаться забрать себе аудиторию пиратского проекта с помощью официального обновления, — как это получилось у Oniix. Как уже упоминалось, для того, чтобы это стало возможным, необходимо поддерживать хорошие отношения с китайскими сторами и следить за местным рынком.

И, наконец, настаивайте на своем, приводите доказательства, не отступайте, — и вы победите. «Мы выяснили, что пираты в ответ на прямое обвинение могут начать защищаться — и даже прибегнуть к услугам адвокатов. Они станут все отрицать и будут утверждать, что ваши игры просто из одной категории. Но факты и доказательства в итоге побеждают все необоснованные доводы пиратов», — заключает Эверетт Уоллес из Oniix.

Источник: http://www.gamasutra.com


Узнать о последних трендах игровой индустрии из первых рук, лично встретиться и обсудить рабочие вопросы с ведущими компаниями на рынке разработки и издания игр — можно будет на White Nights Moscow 2015, которая пройдет 13-14 октября.

Теги:

Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.