Глава российского офиса BlueStacks Никита Зацепин рассказал App2Top.ru о центральных трендах уходящего года.

Никита Зацепин

Как прошел 2018 лично для вас?

Год прошел, конечно, мощно, очень стремительно. Удалось посетить несколько новых стран, прочитать несколько хороших книг. Вторая половина года обошлась без сигарет, надеюсь, теперь, что и весь 2019 пройдет без них.

Говоря о музыкальной составляющей (а музыка играет очень большую роль в моей жизни), мне удалось посетить два фестиваля и услышать в живую огромное количество выдающихся артистов современности — от Nick Cave & Bad Seeds с Inner Circle до Kendrick Lamar и The XX. Еще начал учиться играть на барабанах, о чем давно мечтал.

Ну и, конечно же, повезло выступить на нескольких конференциях, познакомиться с большим количеством новых людей и понемногу постигать тот самый туманный и эфемерный баланс между работой и жизнью, про который все вокруг говорят.

Самое главное, конечно, то, что в этом году я стал лучше понимать те направления, куда хотелось бы двигаться в последующие годы. Интересно будет посмотреть через несколько лет, удастся ли.

Мыс Рока в Португалии

Как прошел год для вашей компании?

В BlueStacks произошла куча всего. Во-первых, мы прошли рубеж в 300 млн установок. Сейчас прибавляем порядка 200 тыс. установок клиента в день по всему миру, что, конечно, дух захватывает, ведь это по цифрам — размер небольшого города!

Во-вторых, важной вехой для российского отделения было его расширение. Теперь у нас есть небольшая команда, которая позволяет закрывать множество разнообразных задач и более плотно работать с регионом. Этот процесс происходит сейчас в ряде стран, так что если в начале года коллектив BlueStacks в целом насчитывал где-то 130-140, то сейчас уже — 200 человек с небольшим.

Одним из ключевых моментов можно назвать партнерство с MSI. Теперь каждый игровой ноутбук этой компании способен запускать Android-игры «из коробки» с нашей помощью. Круто, что производители игрового десктопного железа наконец увидели рынок мобайла и начали в него заходить. Такого, надеюсь, мы увидим больше в 2019 году.

Если говорить о российском отделении BlueStacks, то главным событием я бы назвал участие в «Игромире», которое было, пусть не глобальным, но очень значимым именно для меня событием, хоть я сам и не смог туда попасть по ряду причин. Во-первых, это был проект, выполненный в очень сжатые сроки (если не ошибаюсь, то от замысла до реализации прошло меньше двух недель), во-вторых, мы получили отличный фидбек и опыт. В 2019-м, вне всяких сомнений, мы будем чаще встречаться с нашими игроками на игровых фестивалях.

Косплееры раздают брендированный шоколад BlueStacks на «Игромир 2018»

Какое событие 2018 года вы считаете наиболее важным для индустрии?

Событий произошло много. Все они в равной степени важны, поэтому сложно выбрать какое-то одно. Пожалуй, самым памятным для меня стал отказ Epic Games раздавать Fortnite на Google Play. Следствие этого решения мы увидим в полной мере еще только через несколько лет. Ну и сама история Fortnite, конечно, впечатляет.

Какие тренды уходящего года вы бы отметили?

Во-первых, нельзя не отметить растущее регулирование отрасли. Все эти дела с регулированием лутбоксов в Бельгии, верификацией игроков и запретом проводить больше Х часов в день в Китае, обвинение игр во всех грехах воспитания детей в России и прочее. Примеры этого были и годами ранее, но в этом году это вышло уже на достаточно серьезные обороты, один GDPR чего стоит (рай для юристов, у которых почасовая оплата).

Во-вторых, взрывной рост гиперказуальных игр. Voodoo, Playgendary, Lion Studios — все эти ребята показали, что можно зарабатывать на дельте между рекламной выручкой и ценой юзера, если эта цена очень низка. История разделения CPI на количество проектов издателя позволяет конкурировать с играми с высоким LTV, что тоже интересно. Сказать, что это встряхнуло рекламный рынок — не сказать ничего! Из негативных эффектов этого тренда для индустрии — выросла конкуренция в казуальном сегменте, стало сложнее привлекать трафик. Из позитивных — игроками стало множество людей, которые совсем и никак не играли в игры до этого. Может быть, доберутся и до более замысловатых игровых систем со временем.

В-третьих, появились попытки нарушить статус-кво. Я про все ту же историю с Fortnite и Epic Store. Посмотрим, как пойдет, но инициатива хорошая. От конкуренции в конечном счете все только выиграют. Посмотрим, получится ли у «эпиков» дать бой и Steam, и Google Play.

Идея с предоставлением инструментов для построения своего сообщества — тоже очень хорошая. Посмотрите на то, что творит Discord. Осталось найти новый Fortnite, а лучше несколько, и привести их на свою платформу, чего и желаю коллегам.

В-четвертых, видеореклама и playable ads. Без них уже никак и никуда, баннерами никого не заинтересуешь. С другой стороны, косты на разработку подобных креативов все еще весьма высоки. По этой причине интересным выглядит направление автоматизации создания таких креативов. Это очень быстрорастущая история сегодня. Кроме того, в этом году обозначилось два направления развития рекламных инструментов: упрощение/автоматизация всего и вся для снижения порога входа специалистов (Google UAC) с одной стороны, и усложнение и предоставление все большего числа тонких настроек таргетинга (FB Ads Manager) — с другой.

В-пятых, конечно же, рост и количество типов фрода. Уже все более необходимым кажется выделение аналитика подобных процессов в отдельную должность по аналогии с банковским процессингом и фрод-мониторингом. У больших компаний уже и так это есть. И, кажется, что война меча с щитом будет только расти.

В-шестых, консолидация игрового рынка. На Tencent приходится 15% игрового дохода в принципе. И я не думаю, что что-то помешает мастодонтам продолжать скупать активы и дальше. Кроме, разве что, государственных аппаратов.

В-седьмых, из трендов, идущих на убыль, отмечу хайп вокруг блокчейна и криптовалют. После переполоха 2017-го года остались, конечно, хорошие проекты, но их немного. И остается глобальный вопрос: а нужно ли кому-то (государствам на макро-уровне и игровым разработчикам на нашем уровне) создавать экономические системы, неконтролируемые никем и никак? Похоже, нет.

В-восьмых, «Дикий Запад», творящийся на рынке видеоблогеров, потихоньку начинает проходить. Появляются возможности для работы по performance, растет бизнес-грамотность лидеров мнений. Рынок, конечно, все еще перегрет. Сейчас бренды все чаще закупают рекламу у локальных инфлюенсеров поменьше, чтобы окупать вложения, но, похоже, что в следующем году мы увидим больше примеров более качественного взаимодействия брендов с блогерами, с более прогнозируемым выхлопом, от чего должны выиграть все.

Назовите сторонние проекты этого года, которые вам понравились больше всего?

Играть в этом году, к сожалению, удавалось не так много, как хотелось, а уж пройти до конца и того меньше. Отмечу God of War — прекрасная игра с прекрасной историей. Прошел до конца с радостью. Кроме того, отмечу RDR2, но лишь со стороны работы со светом. Что-то невероятное я испытал на консоли, вообще-то, пятилетней давности. С таким светом никакие супер-четкие-текстуры-листьев-на-деревьях не нужны. И так выглядит все просто восхитительно.

Из мобайла — очень понравилась Rise of Civilizations. Это хороший пример вылизанной хардкорной онлайновой стратегии с огромным уклоном в социальщину. Reigns: Game of Thrones — долгожданное продолжение прекрасной игры в самом подходящем для этого сеттинге. Ну и, конечно, Brawl Stars. Залип в нее. Есть вопросы к накоплению хард-валюты (спустя несколько десятков матчей в счетчике все еще грустно виднеется ноль), но проект отличный, и, думаю, что не зря его столько держали в софтланче, он еще себя покажет.

Из игр соотечественников нельзя не отметить Age of Magic — выдающаяся игра от Playkot. Еще отмечу смелый проект от соотечественников — Cheapshot. Это совершенно новый уровень использования лучших хардкорных механик (ферма в AR). Желаю большого успеха проекту.

Тэги:

Комментарии

Влад Дащинский 2018-12-28 17:53:02

>> Глава российского офиса BlueStacks в России

Офис то, надеюсь, в России? :)

0