Продолжаем вместе с топ-менеджерами и экспертами игровой индустрии (и смежных с ней) подводить итоги 2021-го. На очереди интервью с Владимиром Фунтиковым, генеральным директором Creative Mobile.
Как 2021 год прошел для компании?
Хотя Creative Mobile известна прежде всего как разработчик и издатель мобильных игр, в 2021 году мы уделяли много внимания проектам за пределами Google Play и App Store. Мы занимались новыми VR-играми, кроссплатформенными блокчейн-играми и сервисами для разработчиков. У каждого из направлений в нашей компании своя история.
К примеру, первый VR-прототип мы сделали еще в 2014 году, но долгое время не видели хорошей бизнес-возможности. Постепенно ситуация изменилась. Мы выделили виртуальную реальность как ключевое направление и закрепились в десятке бестселлеров Steam с дебютным проектом Into The Radius. VR по-прежнему остается относительно небольшим рынком в ожидании следующего прорыва, но мы собрали огненную команду и собираемся выложиться по полной в 2022 году.
В похожем ключе развивалась ситуация с NFT — мы работали над блокчейн-играми еще в 2018 году, но именно сейчас родился проект, который нас действительно драйвит, и мы сделали на него стратегическую ставку. В конце осени мы вместе с Mythical Games анонсировали гоночную игру с открытой экономикой. Как и в случае с VR, это пример совмещения относительно новой технологии и накопленных за десять лет практик в хорошо знакомом жанре. Мы считаем, что у нас есть возможность решить фундаментальные проблемы жанра и ответить на запросы сообщества с помощью новых инструментов. Первые результаты мы увидим уже в следующем году.
Если говорить о неигровых инициативах, то в 2021 году мы начали предлагать отдельным издателям свои инструменты аналитики и машинного обучения. Это набор микросервисов, которые решают частные задачи формирования персональных офферов или предсказаний LTV и отвалов. В свое время мы не смогли найти подходящее решение «с полки», психанули и сформировали команду, занимающуюся машинным обучением. За прошедшие годы ситуация на рынке значимо не изменилась, поэтому мы решили начать делиться своими решениями. В целом, мы смотрим на машинное обучение как на важную часть оперирования продуктами независимо от платформы и бизнес-модели.
Какое событие или тренд 2021 года считаете центральным в рамках вашей ниши?
В этом году в индустрии активно обсуждали блокчейн. Об NFT было сказано очень много, и нелегко отличить сигнал от шума. За короткое время игровые NFT приобрели дурную репутацию из-за множества поверхностных и спекулятивных проектов. В массовом сознании смешались в кучу «уникальные jpeg-и», финансовые пирамиды, загрязнение планеты, дефицит GPU, альткоины/шиткоины. В результате часто было «не видно леса за деревьями». Терялась банальная мысль о том, что NFT — это только набор решений, который ценен в одних контекстах и бесполезен в других.
Построить доступную игру с устойчивой экономикой в рамках модели «играй, чтобы зарабатывать» — непростая задача. Но я считаю, что в случае успеха можно создать продуктовую ценность новым образом. Однако добавление токенов к более традиционной игре, как правило, никак не усиливает ценностное предложение. Поэтому негативная реакция игроков на NFT совершенно понятна и обоснована. Хорошая игра продается благодаря уникальному опыту, который она дает, а не технологии, которую она применяет.
В долгосрочной перспективе 2021 год важен не тем, сколько денег было отдано за самый дорогой токен, а ускорением развития инструментов и платформ, которые мы сможем использовать в дальнейшем.
На что будет сделана ставка при развитии компании в 2022 году?
В следующем году мы станем еще больше работать с VR. В планах и софтлончи свежих игр, и выход на новые платформы, и продолжение развития Into The Radius в соответствии с желаниями игроков. Также мы продолжим развивать направления, связанные с блокчейном и игровой аналитикой.
Если сложить вместе VR, NFT и машинное обучение, то можно шутить о том, что мы готовимся к пришествию метавселенной. Но на самом деле я не вижу практического смысла в рассуждениях по поводу некой конвергенции технологий, которая откроет новую эру. Изменения происходят непрерывно, и любое деление на «до» и «после» является упрощением. Мы как разработчики должны создавать для потребителей новый опыт, применяя подходящие инструменты. Это более практичная стратегия, чем погоня за хайпом или абстрактным футуристическим видением.
Комментарии
Ответить