14 июля в открытом Telegram-чате для разработчиков игр GameBiz началось обсуждение компании AppQuantum. Ее обвинили в клонировании проектов, которые ранее она хотела издавать.

После публикации материала стали известны дополнительные истории, связанные с AppQuantum. О них — в самом низу после основного текста. 

Историю поднял старший продюсер Mail.ru Games Ventures Илья Еремеев:

Илья Еремеев

«Коллеги, кто работает или думает работать с AppQuantum/AdQuantum, обратите внимание на игру Doorman Story: Hotel team. Она была содрана с игры Grand Hotel Mania. Все бы ничего, но коллеги общались по поводу издательства и через некоторое время возник клон в сторе».

Для справки: Grand Hotel Mania — разработка новосибирской компании DeusCraft. Это тайм-менеджер в духе Diner Dash. Главное концептуальное отличие новинки состоит в том, что пользователь выполняет заказы не посетителей ресторана, а постояльцев отеля. Grand Hotel Mania вышла в софтлонч в марте 2019 года. Ее мировой запуск на Android состоялся в марте 2020 года.

Grand Hotel Mania

Doorman Story: Hotel team — разработка партнеров AppQuantum, студии Red Machine. Игра полностью повторяет Grand Hotel Mania. Только ее история стартует не в шикарном отеле, а в дешевой гостинице в американской глубинке. Релиз Doorman Story на обеих мобильных платформах прошел в мае 2020 года одновременно с мировым релизом Grand Hotel Mania на iOS.

Doorman Story

Во все том же чате Илья написал, что легально AppQuantum предъявить нечего:

«Они точно ничего не украли [имеется в виду контент и код. — Прим.ред.]. В клоне все свое. Вопрос именно в подходе».

С его точки зрения ситуация хронологически выглядела следующим образом:

  • DeusCraft выпускает в софтлонч Grand Hotel Mania;
  • DeusCraft встречается с AppQuantum, показывает игру, делится таблицей с метриками;
  • после встречи DeusCraft отказывается от работы с AppQuantum;
  • AppQuantum через год выпускает аналогичный проект.

Каких-либо сверхсекретных данных, по его словам, по Grand Hotel Mania у AppQuantum не было. Стандартный пакет контента, который получает издатель на предварительных переговорах с разработчиком: метрики, презентация проекта и сам билд. Однако этих вещей AppQuantum хватило, чтобы создать за год клон игры, которая ей так приглянулась, но которую не получилось взять на издание.

«Тут предъявить нечего, все легально, но я считаю это максимально позорным действием. Причем это уже не первый случай. Первый раз они склонировали Mighty Party от Panoramik», — в очередном сообщении в чате подчеркивает Еремеев.

Официального комментария от DeusCraft в связи с ситуацией мы после обращения пока не получили. Однако сооснователь и владелец DeusCraft Сергей Шатохин в GameBiz подтвердил обвинения, а также дополнил историю новыми деталями:

Сергей Шатохин

«Пришли они [AppQuantum] ко мне сами. Дважды. Условия у них нестандартные, сильно не в пользу разработчика. Я с ними сотрудничать не стал (…). Та игра, по которой я с ними хотел сотрудничать, их не интересовала. Они хотели заполучить именно Turbo Team [именно так первоначально называлась Grand Hotel Mania. — Прим.ред.]».

Он же отметил, что на момент первого разговора игры не было в сторе. Также он рассказал участникам чата, что возил Turbo Team по выставкам два года, искал издателя. Игрой не интересовались. Как только с игры удалось снять метрики, к ней вырос интерес, а через год появился и клон.

Большую трагедию в ситуации, насколько можно судить по комментариям в чате, Сергей не видит:

«Клоны — спутник успешной игры. В этом случае нарушена этика, не более».

В рамках чата Head of Publishing в AppQuantum Илья Туменко подтвердил, что его компания выпустила клон Grand Hotel Mania:

Илья Туменко

«Честно скажу, я посоветовал партнерам даже баланс тащить из рефа, чтобы побыстрее сделать готовый к тесту прототип, но это для теста, сейчас уже отошли от рефа и идем дальше».

Однако при этом он отрицает, что были какие-то партнерские отношения с DeusCraft:

«Метрик и презентаций я не видел, а билд сам скачал из стора, никто его не высылал. На паблишинг этот проект не приносили. Мы с авторами игры тестили и рассматривали партнерство по другому проекту, они сами рассказали про Turbo Team, мол, паблишер там точно не нужен, но, может, с вами трафик “польем”. Я спросил метрики, мне ничего не прислали».

Историю появления клона Туменко объясняет так:

«Мне понравилась игра. Так она попала в список идей (такие списки мы частенько генерим для партнеров, когда у них возникает вопрос, чего бы новенького запилить). Презентацию на нас, кстати, и правда пошарили, только я об этом узнал неделю назад. До сих пор не в курсе, есть там какие-то метрики или нет».

Ситуацию с Mighty Party Туменко не комментирует. Зато ее раскрыл в разговоре с нами Влад Жиляев, генеральный директор и сооснователь студии Panoramik. По его словам, Panoramik никогда даже не разговаривала с AppQuantum об издании проекта:

Влад Жиляев

«Они сделали очень близкий к Mighty Party клон. Там такие же монстры, скиллы, уникальные для проекта механики и интерфейс. Этот клон впервые мы увидели на одной из выставок. Потом подводили к стенду знакомых, чтобы вместе поржать. Дескать, их креативный директор не такой уж креативный».

Иными словами, ставить эти ситуации рядом не стоит. Клонирование Mighty Party — рядовой для индустрии случай. При этом Жиляев считает правильным, что Еремеев поднял такой вопрос:

«Наверное, если таких случаев станет меньше, то и индустрия станет лучше».

Параллельно с обсуждением ситуации в чате шло голосование, является ли вообще нормой клонирование чужих игр. 64% опрошенных заявили, что это «ок, если не использовать инсайдерскую информацию». Против клонирования высказались только 16% респондентов. 20% ответили, что любой формат клонирования приемлем.

А что вы думаете о клонировании и ситуации в целом?

Обновление

После публикации статьи в чате стали появляться новые истории, связанные с компанией AppQuantum. Например, Александр Павлов, сооснователь Playkot, поделился тем, почему его компания больше не работает с AdQuantum, близкой к AppQuantum структурой:

«У нас похожая история, но со стороны их агентства AdQuantum. Они около года довольно успешно работали с нами по закупке рекламы на Facebook на наш Age of Magic, получали прибыль. Будучи партнерами по трафику, они имели доступ к нашей внутренней статистике, видели конверсии, ROI. А потом AppQuantum выпустили свой клон Age of Magic — Dragon Champoins. Формально предъявить претензий мы не можем. Но считаем, что ситуация не очень красивая: иметь доступ к данным и параллельно работать над клоном игры. Поэтому сразу прекратили с ними сотрудничество».

Также один из разработчиков отметил, что ранее Red Machine склонировала, а AppQuantum издала их кликер про гонки. Что за проект был склонирован не сообщается, но клоном называется Idle Race Rider.


Есть новость? Поделитесь с нами, напишите на press@app2top.ru

Теги:

Комментарии

Иван Григорьев 2020-07-15 22:17:04

Америку открыли :))

3

Shevchenko Denis 2020-07-15 22:59:09

В клонировании я сам лично не вижу ничего плохого, часто это даёт какой-то новый опыт команде, но покупать трафик на игру и паралельно имея все метрики делать её клона это даже не знаю как комментировать, рад что мы все теперь знаем об этом приценденте

3

    Варфоломей Михайлов 2020-07-16 11:45:27

    да и про такое клонирование по метрикам тоже давно известно в кулуарах, публично разве что не обсуждали так громки. И непонятно - чего тут плохого, если в договоре не написано что нельзя делать такую же игру, значит делать её можно. Подумаешь какая-то там этика, кто про неё в бизнесе вспоминает. Особенно в мобильно-игровом, там давно грязно и мерзко.

    -3

Дыш Быш 2020-07-17 16:05:16

Так какая игра в итоге — клон с Mighty Party? Или Panoramik и Playkot оба претендуют на то, что это именно с них склонировали Dragon Champions?

0