У технологии блокчейн – отличные перспективы в игровой индустрии. Так считает в своей колонке Алексей Мелешкевич, основатель Total Games и Melesta Games.

Алексей Мелешкевич

Сегодня тема блокчейна очень популярна. Некоторые называют это новым интернетом. Попробуем разобраться, как к блокчейну подойти разработчику игр.

Блокчейн – новое цифровое доверие

Технология блокчейн позволяет реализовать доверительные отношения без выделенного сервера. Это возможно благодаря многократному повторению и проверке каждой операции у всех пользователей системы.

Классически доверие гарантировалось записью на выделенном доверительном сервере или у нотариуса,. Доверие в рамках блокчейна гарантируется тем, что конкретная запись существует и идентична на всех устройствах-клиентах.

Сегодня оказалось, что эта технология более надежна в плане доверия, чем классические, поскольку она решила проблему «Кто устережет самих сторожей?».

Ничто в мире не требует большего доверия, чем деньги и операции с ними. Как следствие, появился Биткоин – независимая цифровая валюта, неподконтрольная ни одному эмиссионному или регулирующему центру.

Биткоин показал свою эффективность и открыл двери в мир цифровых свободных валют. Рынок поспешил этим воспользоваться и наплодили тысячи новых цифровых криптовалют и продолжает это делать изо дня в день.

Суть первичного размещения токенов (ICO) как раз и сводится к запуску новой цифровой валюты и попытки обменять ее на другие существующие.

Мы в играх постоянно занимаемся реализацией валют. Мы начали это делать задолго до любых биткоинов.

Мы придумываем, вводим и настраиваем все эти «бриллиантики», «рубинчики», «голду» и прочие «хард» и «софт» игровые валюты. Мы делаем игру и реализуем в ней различные механизмы мотивации, заставляющие игрока хотеть играть дальше. Стимулируем его получать игровой контент, привлекать в игру других людей, тратить реальные деньги наконец. Таким путем мы обеспечиваем ликвидность нашей игровой валюты.

Сегодня чаще всего работает правило «клиент находится в руках врага» и вся логика игры переносится на сервер, который уже гарантирует корректность и обеспечивает доверие.

Нам критически важно обеспечивать доверие к системе, чтобы в игре не было читеров, пиратов и прочих людей, ломающих систему, делающих игру неинтересной для других игроков и лишающих разработчиков заработка.

Раньше эта проблема решалась или ограничениями самой игры, например, в игре просто не было элементов мультиплеера, а дистрибутивы оснащались DRM-системами.

Сейчас можно попытаться использовать блокчейн в разработке игр, решая проблему доверия более элегантным способом без серверов или DRM. Выделим области в которых это можно сделать: прием платежей и оборот денежных средств, гемблинг, техническая оптимизация бэк-энда и новые пути монетизации. Остановимся на каждом пункте отдельно.

Криптовалюты как средство платежей

Можно влиться в сообщество крипто-анархистов, отказавшись частично или полностью от использования государственных (фиатных) валют в своей игре. Просить оплатить доступ или виртуальный контент биткоинами, например.

На текущий момент есть ряд игр и сервисов, реализующую эту идею. Хотя чаще я наблюдал игры, которые, наоборот, расплачивались с игроком криптовалютами за просмотр рекламы, установку других приложений и оплату в них.

Открытым остается вопрос: как на такие новшества посмотрят платформы. Пока что возможности реализовать внутриигровые платежи за биткоин ни у кого из них нет.

Если сделать это самому, то за этим последует бан приложения за нарушение политики платформы. Но это может стать хорошим решением для инди, распространяющих свои игры без платформ (APK, PC-дистрибутив). Можно давать ссылку на свою игру прямо в torrent-ы.

Реализация азартных игр

Для реализации казино или онлайн-казино требуется получение лицензий в каждой стране, где это не запрещено. Однако уже сейчас есть ряд «игр» с криптовалютой и шансами выигрыша.

Честно говоря, большинство игр с биткоинами, которые я видел, были именно азартными. Анонимность использования биткоинов, а также правовая неурегулированность пока еще дают возможность обходить необходимость лицензировать гемблинг.

На текущий момент вполне реально создать игру, в которой будет вывод активов в виде криптовалюты и это будет вполне легально.

Новые виды монетизации

Стоит также внимательно посмотреть на новую технологию инвестирования. ICO — initial coin offering. Этот инструмент сейчас чаще используется для привлечения инвестиций в проекты, но почему бы не рассмотреть на ряду с «классическим» назначением и возможность монетизировать готовые проекты. Допустим, вы выпустили проект в котором, как обычно, есть «хард-валюта», которую вы продаете за инапы.

Представьте, что ваша «хард-валюта» – это криптовалюта, которую вы эмитировали в ограниченном количестве и продаете для использования в игре. Чем популярнее ваша игра, тем большую ликвидность обретает ваша валюта. Плюс, в таком случае вы создаете собственный рынок торговли валютой, на который имеете существенное влияние. Возможности такого рода монетизации мне пока тяжело представить в полной мере, хотя и очень интересно. Игроки обретают возможность зарабатывать реальные деньги в игре не нарушая интересов друг друга и разработчика, не портя баланс игры.

Реализация серверов игры на технологии блокчейн

Ну и как минимум стоит посмотреть на саму технологию блокчейна со стороны оптимизации расходов на сервера игры.

Сейчас затраты на бэкэнд успешных проектов значительны. Некоторые имеют в собственности или арендуют целые дата-центры для обслуживания своих игр.

Теперь представьте, что вам удалось сделать вашу игру с сервером на распределенном реестре. Тогда при расширении аудитории игры автоматически расширяется серверная инфраструктура проекта.

Так миллион новых установок больше не будет головной болью девопсов, не будет риска падения серверов. Наоборот. Новые установки дадут расширение сетевых мощностей проекта на миллион устройств.

Однако следует понимать, что при таком сценарии дизайн игры должен позволять техническую реализацию с использованием блокчейна. Пока, насколько мне известно, никакая из текущих технологий блокчейна не позволит реализовать что-то более сложное и глобальное, чем тривиальные ставки или лотерею.

***

В свете последних событий мне видится, что текущие реализации блокчейна где-то на уровне МК52 на заре компьютерной эры. Микрокалькулятор не был самым производительным решением, не был самые удобным или гибким. Но он открыл новые возможности, соединив в себе технологии компьютерной и социальной инженерии.

Теги:

Комментарии

Марк Апросин 2017-10-08 01:23:18

C одной стороны хочется конечно сказать, что токены это идеальный вариант для ММО. Он повышается в цене за счет увеличения аудитории, качества контента и все такого, но с другой стороны, я думаю и надеюсь, что спад на ICO и фейковые проекты пройдет. Токены создаются не для спекулятивных целей, а как система обмена между участниками системы. Цель создателей игры, чтобы она заработала, а цель игрока получить контент. Это потребительская модель, в которой игра это просто продукт. Надоела? Выкинул.

Проекты использующие децентрализованную технологию, такие как Golem, Filecoin, заработавшие миллионы долларов ( или возможно уже сотни миллионов ), в первую очередь приносят технологическую пользу миру и людям. Они предоставляют технологии. Конечно у их создателей есть прибыль 10% процентов со всего ( и если это сотня миллионов, это хорошая такая прибыль), но это не централизованная система, которая находится не в руках одних владельцев, а предоставлена сообществу как открытая платформа.

Открытая игра c большим коммьюнити, которое её допиливает как хочет? Да мы уже имеем такую - это Minecraft. Не думаю что для многих игр такая же модель подойдет.

Одно будет точно, Steam для увеличения прибыли и избавления от дурацких налогов, когда-нибудь откажется от долларов и перейдет к криптовалюте, которая ничем не облагается.

0

Morlok Ru 2017-10-10 09:41:34

Можно я тут напишу вопросы? Простите, за ошибки. я с удовольствие приду на WN MOSCOW 2017 и тихо посижу в углу 11 октября в 14:30 - 16:00 в синем зале (Blue Hall) на секции PANEL DISCUSSION: Blockchain in Game Industry: Hype or Real Deal?. Все вопросы действительно меня волнуют и я хотел с ними разобраться.
• Почему разработчики должны про это думать СЕЙЧАС? Всегда в f2p играх ‘черный рынок’ был опасной затеей, который из отношений ‘все покупают у разработчика‘ переводил в ‘отношения игрок покупает у игрока’ (следствие этого наши архаичные лицензионные договора с ‘не передавать/не продавать аккаунты’). Это нужно быть УЖЕ ОЧЕНЬ популярным проектам, что-бы начитать думать о заработках на комиссии от операций между игроками (или быть частью платформы как Steam, которому безразлично, когда это будет успешно и в каком проекте НА ПЛАТФОРМЕ: он получае % от всех игр).
o ВОПРОС. Почему разработчики должны про это думать СЕЙЧАС? Пусть платформы ‘парятся’, а мы подключим когда увидим хорошие примеры (спросите у vk, facebook, apple store когда они будут принимать биткоины). Steam уже в 2016 - https://www.theverge.com/2016/4/28/11525482/bitcoin-steam-valve-bitpay

• Это технически возможно/перспективно? Как скоро (ближайшие 10 лет?) это станет возможно технически?

o Если ‘Технология блокчейн позволяет реализовать доверительные отношения без выделенного сервера’ и ‘решая проблему доверия более элегантным способом без серверов или DRM’. Это означает, что все транзакции супер успешной игры будут храниться с игрой (для мобильной игры с 1 000 000 установок)? Мне бы клиент весом 50-100 мегабай (не больше для популярных игр). Я не хочу занимать место на мобильном телефоне игрока. Кто ‘намайнит’ новую валюту? Все игроки все будут синхронизировать друг с другом? Все действия в игре, что бы читеры не сломали?

o ‘Чтобы в игре не было читеров, пиратов и прочих людей, ломающих систему, делающих игру неинтересной’. Мы (разработчики) сейчас для обычных PC MMO игр ОЧЕНЬ РАДЫ без привязки к шифрованию и блокчейнам разным ВСЕ операции и действия (да хотя бы и не все, а основные) перенести на сервер и все проверять сами, и то технически это не возможно даже в FPS (супер сложная задача даже для больших проектов с большими командами разработки типа Warface, который ломают https://www.youtube.com/watch?v=3BPpP4UgeM0 ). Как только растет онлайн, это становиться супер дорогим удовольствием (пропускная способность всего).

• Зачем разработчикам отдавать в сторонние сервисы продажу своих виртуальных товаров? ‘Таким путем мы обеспечиваем ликвидность нашей игровой валюты’ – все игровые валюты не ликвидны. У всех они накапливаются на аккаунтах в MMO и при финальной end/top game не могут быть реализованы ‘по закону’ (У игрока уже ‘все есть’, а разработчику ВЫГОДНО что бы новичок шел ‘путем трат by design’, а не покупал у прокачанных и потерявших интерес к игре TOP контент по демпинговым/бросовым ценам. Зачем мне взрыв инфляции виртуальных товаров?).
o ВОПРОС. Почему для большинства средниних, маленьких и больших разработчиков это схема не несет больше рисков чем очевидных преимушеств?

• Про ‘Хотя чаще я наблюдал игры, которые, наоборот, расплачивались с игроком криптовалютами за просмотр рекламы, установку других приложений и оплату в них’. ВОПРОС. В статье очень мало примеров. Каких игр? Что с ними стало через полгода оперирования? В каких странах? Я пока помню самый ранний пример
o http://pressroom.bigfishgames.com/2014-03-11-Big-Fish-Partners-With-Coinbase-to-Offer-Bitcoin-Payments-for-Games-and-In-App-Purchases (интересно сколько активных игроков из casual аудитории использовали возможность. У Big Fish вроде тетенек много в аудитории). Поделитесь новостями, кто знает... Может на конференции кто-то видел кейс? https://www.youtube.com/watch?v=PWGE2MtaaVc

• Как строить стратегию развития на базе фразы ‘ПОКА ЕЩЕ...’. Какие инвесторы дадут мне на это денег? Это про ‘также правовая неурегулированность пока еще дают возможность обходить необходимость лицензировать гемблинг’. Я как и все остальные разработичики хочу строить компанию с сильным горизонтом планирования.

• Про ‘на текущий момент вполне реально создать игру, в которой будет вывод активов в виде криптовалюты и это будет вполне легально.’.

o Через TOR ‘вполгне легально’ можно еще много чего создать/реализовать/получить. Что значит ‘ВПОЛНЕ’?
o Тут не хватает примеров и ссылок хоят бы на планы стартапов. Конкретики не хватает. ‘Вполне легальный’ вывод работал еще в MyLands. Сейчас функции ‘вывода’ убрали (http://mlgame.ru/wiki/Wiki.jsp?page=BlackPearl). Почему? Не пошло?

 http://mlgame.ru (вывод черного жемчуга)
 https://www.youtube.com/watch?v=Q0QcEoxvOEQ .

• Что выгоднее-то/стабильне/надежнее разработчику? Меня очень смущают две фразы (в начале статьи и в конце) вокруг философии криптовалют
o ‘следствие, появился Биткоин – независимая цифровая валюта, неподконтрольная ни одному эмиссионному или регулирующему центру’
o ‘‘в таком случае вы создаете собственный рынок торговли валютой, на который имеете существенное влияние'’.
Так разработчик хочет регулировать свою валюту и игру или отправлять в своболное плавание?

0
×