Мы продолжаем публикацию материалов в нашей серии «Кто есть кто» (напомним, вместо того, чтобы размещать анонсы игр от молодых и не только студий, мы предлагаем им рассказать о себе). В этот раз мы поговорили со студией “Друг за друга”, занимающейся разработкой игр для детей.

Кто есть кто - Друг за друга

На вопросы отвечала Варвара Володина, руководитель студии.

Варя

Варвара Володина

App2Top: Привет! Расскажи о своей компании. С чего все началось?

Варя: Привет! Наша студия называется «Друг за друга». Я тут вроде как главная, хотя у нас все равно на проектах все работают вместе — иллюстраторы, программисты и дизайнеры. Нет прямо такого «главного-главного». Вопросы решаем все вместе.. Но я главная (смеется).

С ребятами познакомились мы… Уже даже не вспомню. Наверное, года четыре назад. Вместе работали в NARR8, в отделе non-fiction. Выпускали семь научно-популярных журналов, еженедельных. После того, как NARR8 закрылся, мы решили заняться детскими приложениями.

App2Top: Проект был очень крутой, жалко, что все закончилось так.

Варя: Да, он был крутой. До сих пор встречаю людей, которые мне говорят: «У вас такие классные были штуки, и научпоп был великолепный!». Действительно, там и авторы были замечательные, и ребята были очень целеустремленные, таких людей мало где встретишь

App2Top: Если не секрет: что пошло не так с предыдущим проектом?

Варя: Честно, не знаю, что пошло не так. Для того чтобы дать оценку — нужно видеть всю картину. А я была всего лишь начальником отдела мультипликации. Инвестиции были большие, продукты были хорошие.

Проект был крутой, все об этом говорили. Презентации на крупных фестивалях, публикации. Локализация на 4 языка. Реклама по всему миру. Очень жалко, что всё закончилось!

App2Top: Как пришли от научпопа к детским приложениям? Почему не продолжили заниматься научпопом?

Варя: После NARR8-а мы подумали о том, чем бы нам всем хотелось заниматься. Мы уже узнали многое про производство, и у нас уже были реальные знания, которые хотелось применить. И все решили, что детские обучающие приложения — это то, что мы все готовы делать.

Когда смотришь детские приложения, видишь зачастую бледные иллюстрации, грустные задания. Так бывает не всегда, есть штуки, которые смотришь и не перестаешь восхищаться.

В общем, нам хотелось сделать что-то действительно крутое, чтобы ребенок открывал приложение и радовался, обучался, сам не замечая.

Плюс, научно-популярные приложения — сфера тонкая, и не слишком прибыльная.

Арр2тор: А на детских приложениях — заработаешь?

Варя: Детские приложения — сфера быстро развивающаяся и коммерчески более выгодная. На самом деле, научно-популярными приложениями мы тоже занимаемся. На нашем сайте говорится, что мы «студия интерактивных приложений для детей и не только». Так вот, у нас в разработке есть один апп для взрослых — с историческим уклоном. Но пока о нем рано говорить.

Сказки_Внутри3

Арр2Тор: Мне всегда казалось, что делать детские приложения сложнее, чем обычные. Во-первых, это большая ответственность. А во-вторых, с детьми работать сложнее, чем с взрослыми. 

Варя: Тяжело потому, что приходится много проводить тестов и с детьми, и с психологами. Ответственность действительно огромная. Это правда. Я сейчас отдавала текст на английский перевод. И мне переводчик говорит: «Я возьму себе обязательно редактора англоязычного, это же такая ответственность! Это же для детей, не просто так! Нужно, чтобы все было понятно». Это все так.

Но, с другой стороны, если есть в голове какие-то нормы и опыт, то ты плохого не сделаешь. Ведь ты видишь, как дети реагируют. Это очень важно. Мы любой проект начинаем с того, что показываем его детям. Смотрим, записываем, что говорят и как реагируют.

Когда ребенок берет айпад и открывает приложение, то сразу видно, понравится оно ему или нет. Бывает так, что ему нужно три-пять секунд родительского внимания, но это в случае со сложными приложениями, когда не просто сказка с анимацией интерактивная, а когда нужно понять, что вот это существо нужно покормить, а это — погладить. То есть те приложения, где логика и архитектура сложнее. Но, в целом, все равно довольно быстро понимаешь, чего ребенок хочет и как реагирует.

Арр2Тор: А ты не видишь большую трагедию в том, что раньше ребенку в два-три года давали кубики, и вся моторика мелкая активно развивалась, развивалось воображение. А сейчас ему дают iPad и уходят. И вот ребенок взаимодействует с этим планшетом, с плоским экраном.

Варя: Я слышала это мнение много раз. В частности, когда мы выпустили первое приложение, мы сделали рекламу, в которой решили пофантазировать на тему того, что родители уезжают в отпуск и оставляют ребенка с айпадом. И я получила кучу негатива помимо позитива, которого тоже было много.

Я поняла, в чем проблема.

Почему-то в обществе считается, что если ты оставляешь ребенка с iPad, то ты безответственный родитель и хочешь от ребенка отделаться. И тактильных ощущений у него нету, и экран ему заменяет все на свете. Но мне кажется, что это не проблема iPad и не проблема разработчиков, а проблема родителей и воспитания. Если любишь ребенка, то ты с ним занимаешься. И у него нет проблем, что он кубики не видел в три года, а только iPad. Это же такая же игрушка, как кубики, только более «влиятельная». Раньше были мультики, все бежали со всех ног к телеку смотреть мультики, перед ним усаживались и сидели. Это проблема телевизора? Нет. Это твоя проблема (смеется). Готов ли ты свою жизнь перед телевизором или с iPad провести, или ты разносторонний человек и ребенок твой разносторонний. Ты с ним играешь, в походы его водишь. Но когда он в машине сидит и ему скучно, ты ему даешь планшет. Так ему будет веселее и он что-нибудь новое узнает.

Еще раз подчеркну: если ты сам развитая личность и ты с ребенком занимаешься, то ты не будешь ему только iPad давать. Игр много, есть книжки в том числе.

Арр2Тор: Хорошо. Это аспект родительский. А если взять аспект ребенка? Вот он видит iPad. Хочется ему взаимодействовать потом с настоящими кубиками, настоящими красками? У тебя же в опыте, наверное, есть тоже какой-то именно социологический опыт. Наблюдаешь, тестируешь детей. Цепляются ли дети за iPad и хотят ли после него работать с чем-то другим? С настоящими кубиками, с настоящими солдатиками, настоящими красками?

Варя: Когда мы впервые показывали наши приложения детям, всем раздали по iPad-у. Попросили одного из наших иллюстраторов раскрасить всем желающем деткам лица. А так же позвали детского психолога и педагога, чтобы они развлекали тех, кто ждет своей очереди. Так вот, конечно, они час-два часа поиграли с iPad-ми, мы посмотрели, как они реагируют. Но закончилось все тем, что довольные разукрашенные дети всех возрастов бегали друг за другом вокруг беседки вместе с психологом, иллюстратором и педагогом.

В общем, я возвращаюсь к тому, что если сажать каждый день ребенка с планшетом целеустремленно и ничего другого ему не давать, то на выходе получим соответствующий результат.

Боязнь техногенная — она всегда была и всегда будет. Но тут нужно понимать, что если ребенку только краски давать, то у него тоже какие-то проблемы в школе будут. Очевидно, что мобильные устройства и дальше будут заполнять нашу жизнь — это будущее. Хотя, конечно, необязательно, чтобы они владели жизнью. Умеренность нужна во всем.

Дубдом1

Арр2Тор: Ты говорила, что вы переводите свои приложения. Такой вопрос: насколько сильно переделывается контент при переводе? Я сталкивался с таким мнением, что для наших детей нужно делать побольше текста и менее ярких персонажей, а на Западе — минимум текста в приложениях и больше каких-то ярких героев. Насколько большая разница между русскоязычными пользователями и западными?

Варя: С западными мы пока только начинаем. Поэтому я могу сказать только по предыдущему опыту. Английский — он в любом случае короче, лаконичнее. Поэтому в принципе меньше текста.

Арр2Тор: А сколько у вас вообще сейчас приложений, как быстро их готовите в среднем?

Варя: Мы начали год назад. Долго определялись. Придумали пять приложений. В итоге два сейчас выпустили, еще два под английский рынок — на ревью. Мы посмотрим, когда их релизить, потому что сейчас лето, и по динамике рекламы видно, что все в отпусках.

Арр2Тор: Два за год — это много! Какая у вас команда?

Варя: Нас много. Одиннадцать человек. В этом составе сделали: «Дубдом» — обучающие эко приложение; «Сказки Внутри» — интерактивный сборник сказок, выпущенный совместно с издательством «Самокат», и «Charms of Kharms» — сборник стихотворений Даниила Хармса. В разработке находятсе приложение про цвета и еще несколько игр.

Арр2Тор: Инвестирование на среднюю по размерам студию — это на собственные деньги собираетесь все вместе, или это сейчас по-другому делается?

Варя: Собственное инвестирование. Через некторое время начали поступать предложения. Эта тема, на самом деле, сейчас очень популярная. Там у тебя был вопрос про рынок и конкурентов…

Сейчас какой-то бешеный бум. Все делают то же самое. У меня буквально на подъезде висит объявление: «Сделаем интерактивное приложение» (смеется). Очень много появилось инструментов для этого. SpriteBuilder’ы, куча всего.

Арр2Тор: Год-два назад, когда я общался с разработчиками детских приложений, они мне говорили, что вот, тут нифига не заработаешь, занимаемся фактически благотворительностью. Насколько это актуально сейчас?

Варя: Мне кажется это перспективное направление, хотя на русском рынке все медленно и тяжко. В Америке и в Китае — и вообще в мире — эта сфера очень быстро развивается.

Арр2Тор: Вот вы сейчас, работая на русском рынке, окупаетесь или в ноль выходите?

Варя: Мы только вышли на продажи в марте. Пока рано говорить об окупаемости.

Арр2Тор: Но продажи какие-то идут?

Варя: Да, продажи идут, они подогреваются прессой. Приятно, когда посылаешь ребятам из workingmama скриншоты и промо код «Сказок Внутри», и они говорят: классно, давайте вас повесим. Давайте!

Резкие скачки скачиваний происходят при каких-то классных пиар-акциях. Конкурсы, фестивали, лекции. Розыгрыши книг и раздача промокодов.

Дубдом3

Арр2Тор: Это где происходит? Розыгрыши в социальных сетях?

Варя: В социальных сетях, на фестивалях, вот в ГУМе была детская ярмарка книжная… Большая проходимость. Несмотря на лето, народу дофига пришло. Очень быстро закончились промокоды.

Арр2Тор: По твоему опыту, эти отзывы в прессе, которые дают стабильные загрузки… Это десятки, сотни в день?

Варя: Я тебе прямо цифры не буду говорить. Это не такой временной период, о котором можно говорить. Нужен хотя бы год. Потом, когда выпускаешь следующий проект, сразу увеличивается динамика автоматом. Даешь кросс-рекламу, и приложения работают друг на друга.

Арр2Тор: А какой-то трафик покупали? Или все-таки у вас платное приложение, и вы трафик покупать не хотите?

Варя: Мы пока не покупали трафик. Но думаю, что на американском рынке мы так будем делать.

Арр2Тор: Вы сами выходите на западный рынок? Не ищете издателя, который минимизирует риски?

Варя: У нас есть кое-какие завязки по «Хармсу», о которых пока не могу распространяться. Есть «пушевые» приложения, которые выводят в топ, а есть те, которые на хвосте сидят. Вот Charms of Kharms будет «пушевым», а «ДубДомичик» ему на хвост сядет. А в русских у нас, наоборот, сказки подтолкнули все. Просто от объема с ума сходишь (смеется). Все готово, но когда ты в конце садишься и начинаешь все проверять, все иконки, архивы, тест…

Арр2Тор: Правильно понимаю, что этот проект — больше не про бизнес, а про самореализацию команды?

Варя: Самореализация была изначально, да. Но сейчас, в принципе, у нас нет в команде человека, который бы не видел в этом бизнеса будущего.

Судя по тому, что есть компании, которые на этом неплохо зарабатывают, тут надо понять, что сделать такого и как поступить в конкретной ситуации, чтобы дотянуться до этих компаний.

Есть такое приложение, Albert. Я когда его увидела, то подумала, что хочу делать только такие вещи. Так вот Fingerlab выпустили только одно приложение, и больше ничего. Хотя приложение — кассовое. Оно пару лет или три года назад вышло. И до сих пор держится в топах. Потихонечку сползает, но все равно там. Такие аппы, как «Спокойной ночи» — они несколько лет вообще никуда не уходят из топов.

Арр2Тор: Потому что хорошие.

Варя: Потому что хорошие. Потому что качественные, сделаны с душой. Когда мои иллюстраторы и дизайнеры их открывают, то говорят «О-о-о-о-о-о-о-о!». И все. Больше ничего не говорят. Вот так вот надо делать!

Понятно, что мы все равно ориентируемся на заграницу. На Германию (Fox&Sheep), Великобританию (Bold Creative), Канаду (Sago sago), Америку (Originator, Toca Boca). Toca Boca — визуально классные. Но они немножко не в моей вкусовой стилистике. Но я их обожаю — за архитектуру, за идею, за лабораторию. Мне кажется, в хорошем приложении, как в смешном фильме, обязательно должны быть хорошие шутки, которые дети запоминают.

Сказки_Внутри2

Арр2Тор: Твоей компании — год. Какие бы ты отметила главные трудности и поворотные моменты, которые было тяжелее всего пройти? Как бы посоветовала их обходить компаниям, которые пойдут по твоим стопам?

Варя: Мне кажется, все трудности впереди! Но вообще труднее всего — заставить людей поверить, что то, что вы делаете, круто. Ты как Америго Веспуччи и Колумб, кричишь: «Ребята, нам туда!».

Арр2Тор: Как мотивировала свою команду?

Варя: Они и были замотивированы. Но когда начинаешь работать над чем-то, вы должны решить, каким путем пойти и как делать. И очень сложно, когда получаешь первые фидбеки, сдержать себя и воспринимать все адекватно. Критику нужно воспринимать адекватно. Самое сложное — пережить критику, а дальше ты уже сам видишь. После того, как тебе уже в лицо сказали: «Ребят, у вас кнопочки классные, нарисовано все классно, но нифига не понятно, что нужно именно на эту кнопку нажимать»! А ты думаешь — «Как же так?».

Причем тебе разные мнения говорят. Экспертиза большая, до 50 человек. Десять из них говорят, что кнопочку не хочется нажимать, а двадцать — что хочется. Остальные вообще ничего не говорят про кнопочку. То есть не понятно, нажали или нет.

Арр2Тор: И как поступать?

Варя: Делать для тех, кто не нажал на кнопочку. Лучше делать проще и понятнее. Все топовые приложения об этом говорят: не нужно делать супер-заморочено. Нужно сделать классно и понятно. Чтобы ты не полтора часа искал мануал, а потом не мог понять, что происходит. С другой стороны, с тем же «Живым уголком» — я когда его первый раз открыла, я не стала смотреть мануал. Было интересно самой разобраться. Так вот я через полтора месяца зашла в мануал и нашла еще пару штучек. Мне кажется, если я еще раз залезу, то найду еще пару анимаций, которые не откопала. В этом своя прелесть.

Арр2Тор: Слушай, а какая вообще длительность должна быть у детских приложений? Она регулируется как-то?

Варя: Нет, она не регулируется. Ребенок, наверное, как и любой взрослый. Если ты его в первые две секунды не увлек, ему дальше не интересно.

Арр2Тор: Ну, сколько он должен заниматься? Несколько лет назад были большие споры, именно в игровой индустрии. Одни говорили, что шесть часов на игру — это несерьезно. Другие, наоборот, что игра должна давать все сразу за три часа. Есть какие-то правила?

Варя: Нет никаких правил. В любом случае, это зависит от увлекательности. Ограничивать это как-то невозможно, потому что в игры можно по кругу играть. Более того, ребенок лучше запоминает, когда проходит игру несколько раз. У нас есть игра в «Сказках» — с созвездиями. Ее можно проходить и проходить. В какой-то момент ты, наверное, устанешь от того, что нужно одни и те же штуки делать. Но зато запомнишь, как выглядят созвездия.

Арр2Тор: Последний вопрос — про ценообразование. Как вы решаете, сколько должно стоить приложение, из чего исходите? Сколько вообще родитель готов платить за игру для своего чада?

Варя: Здесь нужно начать с того, что у нас в стране кризис, и теперь у нас есть два выбора. Вообще считается, что 2-3 доллара, то есть то, что раньше было 150-200 рублей — это нормальная цена за приложение. Покупая его, ты видишь, что оно не три копейки стоит, и значит, ребята как-то постарались, что-то сделали нормально.

Мы решили пойти другим путем и продавать все по доллару. Наши продукты на международном рынке — будут стоить дешево. Но с другой стороны, у нас будет больше охват. Доллар никому не жалко.

Дубдом2

Арр2Тор: Некоторые делают игры для детей условно-бесплатными. Как ты к этому относишься?

Варя: Есть идея сделать несколько бесплатных приложений. Хотя пока о них рано говорить.

Арр2Тор: И они будут с IAP?

Варя: Они вообще будут бесплатные.

Арр2Тор: Микротранзакции не хотите внедрять в свои проекты?

Варя: Наверное, будем. Но сейчас не готовы. Нас больше локализация интересует. Мне вообще кажется, что бесплатные элементы — это круто. Больший охват аудитории.

Арр2Тор: Как же, команда работала, и тут — бесплатный продукт?

Варя: Этот продукт изначально был «заточен» под бесплатность.

К дополнительным покупкам у меня двоякое отношение. Есть множество приложений, где пользователь может что-то докупить. С одной стороны, классно, когда тебе что-то нравится, и ты можешь продлить удовольствие. А с другой — это такая гадкая разводка! Мне лично будет стыдно заставлять родителей докупать бобра в «ДубДом» или какую-нибудь лисичку! Но бизнес есть бизнес. Но мы пока так не делаем. Действительно, 60 рублей — не такие большие деньги. Если ты купил iPad, то уж доллар-то потратить можешь себе позволить.

Спасибо за интервью!

Беседовал: Александр Семенов

Расшифровывала: Ирина Смирнова

Теги:

Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.