Об итогах года в игровом образовании поговорили с Екатериной Черкес-заде, ректором университета креативных индустрий Universal University и деканом факультета игровой разработки Scream School. Она рассказала о спросе на образовании в нише и о том, кто в первую очередь сюда идет.
Что сейчас со спросом на курсы по игровой разработке со стороны студентов? Насколько он велик?
В некоторых крупных вузах (и государственных, и негосударственных) уже есть или часть направления, связанная с геймдевом, или отдельное направление по играм (например, Магистратура Scream School «Современный гейм дизайн» совместно с МФТИ). Это прямо говорит о растущем спросе на образование в индустрии. Пока речь идет о двух-трех сотнях выпускников в год суммарно, но велика вероятность, что нам стоит ждать прорыва в количестве подготовленных для рынка кадров в ближайшие три-пять лет. И прирост поступивших в этом году в Scream School еще раз это доказывает.
Стоит отметить, что, помимо онлайн-курсов, существует еще несколько возможностей получить образование в геймдеве: программы высшего образования (степень бакалавра и магистра), программы дополнительного профессионального образования и базовые программы с профориентацией.
Откуда такой спрос? Какой основной мотив? Деньги? Желание переехать? Любовь к играм? Что-то еще?
Основной мотив – получить профессию, не имеющую границ, работать в одной из самых креативных и быстроразвивающихся индустрий и строить карьеру из любой точки мира. Безусловно, любовь к играм, как и высокий доход, играют свою роль, плюс романтизация профессии в целом, ведь в будущем ты будешь создавать классные игры. Понятно, что, как и в любой индустрии, объем рутины значительно превышает объем чистого творчества, но в любом случае итог твоей работы – игра.
Что касается желания переехать – значительное количество международных компаний покинуло нашу страну в этом году, а желающих играть и платить за игры в России и СНГ не стало меньше. То есть российскому геймдеву нужны новые команды и сотрудники, и у тех, кто идет учиться сейчас, есть большой шанс занять эту нишу.
Рынок игровой индустрии в 2021 году в России составлял $2,4 млрд. По разным оценкам, в 2022 он снизился на 50-70%, но при этом надо учитывать, что основное снижение – невозможность получать деньги с Apple, Google и Steam. И $1 млрд все равно остался. Повторюсь, российскому рынку нужно больше креативных команд и сотрудников.
Кто сегодня — основная целевая аудитория курсов по игровой разработке?
Если мы говорим про дополнительное профессиональное образование (ДПО), – это люди с определенным бэкграундом и навыками, мечтающие попасть в индустрию и уже имеющие о ней представление. Например, художники с портфолио, желающие освоить направление концепт-арта.
На программы высшего образования – бакалавриат и магистратуру – идут выпускники школ, выбирающие разработку игр в качестве первой и основной профессии, и выпускники бакалавриата, решившие сменить карьерный профиль. Базовые программы с профориентацией предназначены для тех, у кого вовсе нет портфолио и навыков, и они не определились с направлением.
Какие направления самые популярные у студентов?
Рейтинг поступления на направления в этом году выглядит так: на первом месте бессменно – игровая графика; на втором – концепт-арт, и третье место занимает гейм-дизайн.
Желание попасть в индустрию понятно, но многие ли понимают связанные с областью сложности? Насколько велик обычно уровень отказов, когда приходит понимание, что необходимы сотни часов, в том числе самостоятельной работы, чтобы стать специалистом?
На программы ДПО к нам приходят осознанные люди. Они точно понимаю, что геймдев – это не про поиграть в игры, а про рутину, многие часы изучения нужного софта и тяжелый труд.
На бакалавриате дела обстоят несколько иначе, так как 90% обучающихся – это выпускники школ. Они очень хотят в разработку игр, но не всегда имеют представление о том, что это, и как много труда нужно вложить в обучение.
Процент отсеивания после начала обучения минимальный и не связан с нереалистичными ожиданиями абитуриентов. У нас предусмотрен ряд вступительных испытаний, в том числе и собеседование, один из аспектов которого – узнать, насколько люди мотивированы, совпадают ли их ожидания и представления о получении профессии с реальностью.
Куда, как правило, хотят устроиться студенты после окончания? Есть ли топ самых желанных компаний? Или большинство все-таки хотят просто попасть в индустрию?
Каждый приходит со своими желаниями, и они порой очень сильно разнятся. Многое зависит от игр, жанров и стилей, которые предпочитает абитуриент. Но бóльшая часть все же хочет в начале просто попасть в индустрию (устроиться работать в любую компанию), а потом со временем перейти в интересующие их студии. Топ компаний составить сложно, т.к. индустрия динамична и многогранна.
Сколько, к слову, вы выпускаете игровых разработчиков в год?
По всем направлениям ДПО примерно 50 человек в год, но нужно понимать, что мы говорим не про IT-разработчиков, а гейм-дизайнеров, специалистов по игровой графике и концепт-художников.
По итогу 2022 набор оказался больше или меньше, чем в 2021-ом?
В этом году набор на программы дополнительного профессионального образования оказался больше, что не могло не радовать. Даже несмотря на нестабильную обстановку в стране и мире, спрос на получение образования в геймдеве заметно растет. К слову, в конце этого года университет креативных индустрий Universal University, частью которого мы являемся, получил лицензию на высшее образование, что дало нам возможность запустить набор на собственный бакалавриат по направлению Game Development. Мы уже наблюдаем интерес абитуриентов к данной программе и прогнозируем высокий набор в следующем году.
Сократился ли у вас пул партнеров на фоне происходящих в стране событий?
Мы всеми силами постарались избежать крупных потерь. Сейчас мы пересматриваем программы партнерств и активно ищем поддержку новых компаний. Например, мы уже переформатировали обучение в Blended-формат (очно и онлайн), чтобы продолжать работу с преподавателями, покинувшими страну.
Насколько велик у самих игровых компаний, который остались в России, интерес к партнерству с курсами?
С начала года мы увеличили количество наших партнерств и продолжаем это делать. Российские разработчики, оставшиеся на рынке, заинтересованы в улучшении образования своих потенциальных сотрудников.
Были ли у вас разговоры с представителями игровых компаний о подготовке специалистов конкретно под них?
Такие разговоры возникают постоянно, как с нашими партнерами, так и со сторонними студиями.
С самого начала все программы были сформулированы под задачи компаний. Для того, чтобы это происходило и дальше, компаниям нужно системно вовлекаться в образовательный процесс. Такая практика уже успешно реализуется в Британской высшей школе дизайна.
Открытие образовательных проектов на территории индустриальных школ приносит равноценный профит для обеих сторон.
На фоне внимания к игровой индустрии со стороны правительства, стали ли поступать заказы о подготовке подобных специалистов. Или, возможно, начали вестись разговоры на эту тему?
Пока что давать конкретные комментарии по этому вопросу мы не можем. Безусловно, без поддержки экспертизы индустриальных школ будет тяжело осуществить задуманный правительством проект. Мы в первую очередь ориентированы на индустрию, наши выпускники трудятся в компаниях по всему миру, поэтому мы всегда открыты для всех предложений.
У Universal University уже есть успешный опыт сотрудничества с Калининградом. Playport accelerator – инициатива по развитию игровой индустрии в Калининграде и Калининградской области.
Есть ли понимание, сколько сегодня российской индустрии не хватает игровых специалистов?
Не хватать специалистов будет всегда и много. По разным данным, нехватка сейчас составляет от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч специалистов. Вопрос только в их качестве. В этом плане мы стараемся всегда сверять актуальность наших программ со студиями, с которыми работаем. Мы дорожим нашими партнерами и благодарны каждому из них, потому что без них не было бы индустрии, а без индустрии не было бы тех, кто хочет в нее попасть.
Комментарии
Ответить