Продолжаем вместе с топ-менеджерами и экспертами игровой индустрии (и смежных с ней) подводить итоги 2020-го. На очереди интервью с Александрой Курдюмовой, старшим партнером VERSUS.legal, и Алиной Давлетшиной, старшим юристом VERSUS.legal. Они рассказали, что в игровом праве в уходящем году было основным.
Александра Курдюмова и Алина Давлетшина
Как 2020 год прошел для компании?
Александра: Несмотря на все сложности и волнения, этот год для нас прошел удивительно продуктивно. Так, в этом году мы запустили отдельное направление внутри компании – VERSUS.gamedev. Это внутренняя команда юристов, которая поддерживает только игровые компании и проекты без ограничения по юрисдикциям.
В VERSUS.legal и до этого было немало клиентов из сферы игр, но в этом году – когда мы выделили отдельное направление – проектов стало значительно больше, и многие ребята стали работать с нами постоянно.
В течение этого года мы успешно удалили copycat-игру из Google Play и заблокировали видео с чит-кодами на YouTube, помогли переехать нескольким компаниям за границу и перенести туда свои активы, подали заявки на регистрацию товарных знаков в 30 юрисдикциях, помогли нескольким инди-студиям запустить их игры и убедить зарубежных паблишеров договориться на нормальных, комфортных для обеих сторон, условиях.
В октябре мы запустили юридическую базу знаний, над которой работали несколько месяцев. В ней собрали материалы для помощи начинающему разработчику пробраться сквозь юридические дебри. Сейчас работаем над ее развитием и стараемся регулярно пополнять ее новой информацией.
Также за спиной участие в нескольких конференциях, несколько собственных публикаций. Но, конечно, мы только разгоняемся.
Грустим, что в этом году не было офлайн-конференций, а большая часть встреч и обсуждений – в зуме. Очень надеемся, что 2021-й не подведет, и снова будут встречи со старыми и новыми друзьями, поездки, выставки и конференции, которых так не хватало последнее время.
Какие законы и разбирательства были стоящими внимания в этом году?
Алина: В России каждый год с законами все интереснее и интереснее. Скажем так: у юристов работы только прибавляется.
- В этом году в каком-то смысле неожиданностью стала отмена налоговой льготы на лицензируемые программы и замена его на льготы для «отечественного» ПО (но уже без такого жесткого ограничения на квалификацию транзакции). Пока, судя по реестру, российские разработчики игр не торопятся включать свои проекты в этот список, но, возможно, из-за долгого срока рассмотрения перед Новым годом, мы в следующем увидим бум «вступления в ряды» отечественных программ.
- Роскомнадзор с 1 октября получил полномочия блокировать мобильные приложения с контентом, нарушающим авторские права, в случае их отказа удалить его. В процесс удаления вовлекут и магазины приложений, которые уже подтвердили готовность работать с российскими регуляторами.
- В мире тем временем идет кампания против лутбоксов в играх. Кейсы с неизвестным содержимым попали под запрет в Нидерландах. Entertainment Software Rating Board (ESRB), организация, отвечающая за принятие и определение рейтингов для видеоигр в США и Канаде, с апреля 2020 года ввела отдельную маркировку для игр с лутбоксами. В Китае требуют ограничить число приобретаемых в день лутбоксов (не более 50-ти на игрока) и гарантировать прозрачность в шансах выпадения ценных предметов до открытия самого кейса. Ждем развития событий в 2021-м.
- Также 12 июля в Европе начал действовать новый регламент, касающийся того, как должны работать маркетплейсы приложений (в том числе App Store и Google Play). Введены новые требования к прозрачности в формировании рейтингов и поисковой выдачи, информированию о собираемых персональных данных, а также удалению или недопуску к публикации приложений.
- Отсутствие прозрачности в процедуре публикации приложений Apple недавно признали и в России: Федеральная антимонопольная служба установила, что Apple злоупотребила доминирующим положением на рынке, ограничивая допуск к магазину App Store сторонним приложениям родительского контроля. До этого «Лаборатория Касперского» жаловалась на необоснованное отклонение ее программы родительского контроля Kaspersky Safe Kids (KSK), в то время как Apple параллельно внедрила в iOS 12 собственную функцию с аналогичным функционалом. Предписание компании уже выдано, ждем, каковы будут результаты обжалования.
- Самое громкое дело 2020-го это, безусловно, Apple против Epic Games. Оно еще не закончилось (зная сроки разбирательств в США, можно сказать, оно только началось), а его последствия уже колоссальны. Во-первых, Apple уже согласился снизить свою комиссию с 30% до 15% для разработчиков, чьи приложения зарабатывают меньше $1 млн (таковых в 2019 году в App Store было около 98%, но на их долю приходилось менее 5% от всей выручки App Store). Во-вторых, кажется, что этот спор уже вышел за пределы США: Европейский союз начал антимонопольное расследование в отношении Apple (по жалобе Spotify). Они сфокусируются на вопросах принудительного использования в сторе одной платежной системы, которая берет 30% комиссию и запрещает информировать пользователей об альтернативных способах оплаты вне приложения.
- Еще в 2020-м году продолжил усиливаться тренд на защиту персональных данных. C июля начал действовать CCPA, калифорнийский закон в этой сфере с новыми требованиями и высокими штрафами. Также Apple приняла решение усилить свои требования к приватности: появилось указание получать прямые согласия на обработку IDFA, приложения будут маркироваться указанием собираемых ими данных, разработчиков обяжут давать ссылку на Privacy Policy на странице приложения.
- Еще одна важная новость: отменено действие договора об обмене данными между ЕС и США, известный как Privacy Shield, в связи с иском активиста по защите данных Макса Шремса (Max Schrems) из Австрии. Суд отменил решение Еврокомиссии относительно адекватности защиты данных пользователей, обеспечиваемой в рамках Data Protection Shield между ЕС и США. Теперь США становится для европейцев «страной, не обеспечивающей адекватной защиты» (на уровне с Россией), и согласно правилам Общего Регламента защиты данных (GDPR), передача данных пользователей из ЕС в США значительно усложняется.
Каких законодательных инициатив ждешь от будущего года?
Алина: Пока что я настроена на новый год с юридическим скепсисом.
1 января 2021 года вступят в силу правила о предустановке российского ПО на смартфоны и ноутбуки (и неизвестно, как на это отреагируют основные производители и дистрибьюторы).
В сентябре 2021 года должны вступить в полную силу нормы «пакета Яровой» (в целом, игровые чаты вполне попадают под его действие).
Что касается законопроектов, которые имеют все шансы стать полноценными законами в следующем году, пожалуй, в первую очередь стоит следить за этими:
- акт о дискриминации российских СМИ со стороны зарубежных социальных сетей и интернет-платформ (предусматривается возможность наложения штрафа, блокировки и (вот это новинка!) замедления трафика);
- проект о наделении разработчиков правами на созданное искусственным интеллектом (один из первых в мире!);
- проект о запрете протоколов шифрования, позволяющих скрыть имя (идентификатор) интернет-страницы или сайта. Нарушение этого запрета повлечет блокировку ресурса.
законопроект, вводящий запрет на использование общедоступных данных граждан без согласия их владельца (видимо, это ответ на споры ВК и Double Data и аналогичные).
Какие игровые релизы в этом году заинтересовали? Каким уделила внимание именно как геймер?
Алина: Для меня игрой года (несмотря на релиз в конце 2019-го) стала игра Disco Elysium, в которую я играла и переигрывала несколько раз в 2020-м. Играть за пьяного детектива, не помнящего кто он, зачем он в городе Ревашоль, и что за труп висит во дворе его гостиницы, оказалось на удивление терапевтично.
Играя, мне кажется, можно достигнуть полного дзена: Disco Elysium учит, что не важно, что говорит тебе внутренний голос: он подводит не реже, чем помогает. Что внутренние демоны победят, если их кормить. Что всегда можно пытаться делать свою работу хорошо. Что часто жизнь – это просто череда несчастливых случайностей, и любая из них может привести к потери любви или собственного рассудка. В общем, пьяный детектив из Disco Elysium становится и другом, и философским собутыльником, и терапевтом.
А еще я задала этот вопрос другим юристам нашей фирмы, и вот что называли чаще всего: Valorant, Doom Eternal, Hades, The Last of Us II, ремейк первой «Мафии» и Resident Evil 2.
И еще мы, конечно, все вместе ждем Cyberpunk 2077!
Комментарии
Ответить