Продолжаем подводить итоги 2023 года вместе с игровыми командами. На очереди интервью с Сергеем Ефремовым, операционным директором Astrum Entertainment.
Каким год оказался для компании? Что сделали, что хотел бы выделить в плане достижений?
2023 год стал знаковым для компании Astrum Ent. Компания отделилась от бизнеса MY.GAMES, была выделена в отдельную независимую компанию и начала активно развиваться самостоятельно. Портфолио Astrum Entertainment в 2023 году пополнилось новыми продуктами и теперь в общей сложности насчитывает десятки популярных в России игр: Atomic Heart, Warface, Battle Teams 2, ArcheAge, LOST ARK, Perfect World, «Аллоды Онлайн» и многие другие.
Самым громким нашим релизом года стала игра Atomic Heart, которую мы издаем на территории России и стран СНГ. В конце года мы презентовали новинку — PvPvE-шутер Xtract.
Как изменился рынок для игровых издательств?
За последние два года рынок кардинально изменился. Случился массовый исход из страны крупных зарубежных издателей и больших международных компаний. Рынок был в кризисном состоянии с точки зрения самих игр и тех, кто эти игры разрабатывает и издает. Российскому разработчику или издателю стало сложно выйти на западный рынок, а российским игрокам — приобретать игры в западных цифровых магазинах.
В 2023 году рынок активно переформатировался и адаптировался к новым условиям. Сейчас можно сказать, что на нем укрепили свои позиции несколько крупных российских издателей и разработчиков, а также быстрыми темпами развивались площадки дистрибуции.
Россия по-прежнему является крупным рынком для игровых компаний, как местных, так и зарубежных. Пользователей-игроков стало больше и их количество лишь растет. Российские геймеры готовы покупать игры и совершать внутриигровые покупки.
Кроме того, в 2023 году продолжил развиваться рынок онлайн-игр и киберспорта, несмотря на уход зарубежных спонсоров и организаторов турниров. В стране проводятся многочисленные турниры с тысячами участников и миллионами зрителей. Например, в последнем киберспортивном турнире Warface PRO участвовало больше 2000 игроков.
Несмотря на положительную динамику, игровая индустрия в России также сталкивается с некоторыми проблемами. Например, недостаток финансирования для стартапов и независимых разработчиков. Но это общемировая проблема — так, по данным InvestGame, в первом квартале 2023 года объем игровых сделок упал более чем в 10 раз. На российском рынке тоже снизился объем внешних инвестиций: стоимость разработки игр от года к году увеличивается, также увеличиваются затраты на маркетинг и продвижение продукта. Из-за этого замедляются темпы выхода крупных продуктов, которые в большей степени интересуют игроков.
При этом растет качество новых продуктов — видеоигры борются с другими видами досуга за внимание пользователя, а современные геймеры предъявляют высокие требования к продуктам. Все это ведет к здоровой конкуренции между издателями игр.
В плане инвестиций в геймдев есть и позитивные факторы — в России государство активно выделяет гранты на создание новых игр. Это помогает издателям получать новые качественные продукты. Например, ожидаемая в 2024 году игра «Смута» была разработана с привлечением гранта АНО ИРИ. При этом важно понимать, что гранты от государства требуют достаточного объема времени на подготовку значительного количества отчетной документации.
Конечно, позитивно на восстановлении рынка сказывается развитие собственных российских платформ цифровой дистрибуции, где игроки могут просто и быстро устанавливать игры: VK Play, Ru Store, «Яндекс Игры». В 2023 году российские издатели еще более плотно интегрировались в локальные платформы, куда перешла основная масса аудитории российских геймеров. При этом небольшая часть игроков по-прежнему пользуется зарубежными платформами (например, Steam), хотя испытывают сложности с оплатой покупок. То есть рынок еще не до конца трансформировался и процесс локализации платформ продолжится.
Российские издатели еще более плотно стали работать с Южной Кореей и Китаем. Было проведено уже несколько встреч на уровне профессиональных ассоциаций, где обсуждались меры по развитию импорта и экспорта игр. В частности, разработку стандартов, участие в мероприятиях разработчиков и т.д. Astrum Ent, который имеет многолетний опыт локализации и оперирования азиатских игр, активно рассматривает вывод новых продуктов из Кореи и Китая на российский рынок.
Изменилась ли практика работы с разработчиками, возможно, как-то изменились сами разработчики, их требования, желания, уровень предлагаемых проектов?
В России сейчас много квалифицированных и талантливых разработчиков.
Тем не менее независимые разработчики сейчас испытывают ряд трудностей. Мы уже упоминали слабый инвестиционных рынок, который не позволяет разрабатывать крупные проекты ААА-уровня. Кроме того, разработчики испытывают сложности с дистрибуцией своих игр. Окупить затраты на разработку крупных проектов только внутри российского рынка довольно сложно. Поэтому разработчики пытаются дистрибуцировать свою игру на зарубежные рынки, а с этим есть ряд сложностей. Российские разработчики не могут напрямую выкладывать проекты в ряде зарубежных сторов, например, в Steam, а также не могут получать прибыль с глобальных платформ типа Google Play, App Store.
При этом сейчас активно развивается взаимодействие с зарубежными издателями в странах Азии, например, в Южной Корее и Китае, а также в Бразилии и ряде других стран. Но пока еще нет устоявшейся системы дистрибуции российских игр в этих регионах, и есть только единичные примеры успешного выхода российских игр на этих рынках.
Кроме того, разработчики испытывают сложности с софтом. В России уже стал или постепенно становится недоступным привычный софт как для разработки, так и для менеджмента, но компании адаптируются и переходят на российские аналоги ПО.
Какие планы у компании на будущий год?
В следующем году мы планируем усилиться по ряду направлений, включая расширение портфеля за счет новых лицензий, работу с международными партнерами (особенно Азия), а также паблишинг мобильных проектов. Разумеется мы будем наращивать собственную разработку. В данный момент мы разрабатываем Warface, Xtract, «Аллоды онлайн» и игру «Легенда: Наследие Драконов».
Мы готовы рассматривать самые разные форматы взаимодействия и совместного развития с другими компаниями: готовы делиться экспертизой паблишинга и локализации продуктов на российском рынке, готовы рассматривать паблишинг игр сторонних студий, инвестирование в новые продукты, а также M&A.
Кроме того, мы с интересом смотрим на зарубежные рынки — на Южнокорейский, стран БРИКС. Проекты азиатских разработчиков традиционно популярны в России. Пока не готовы делиться конкретными планами по играм, но точно видим большой потенциал импорта-экспорта игр с этими странами. Прямо сейчас мы находимся в процессе подписания договоров на издание нескольких азиатских игр в России.
Стандартизация и развитие импортно-экспортных отношений с нашими азиатскими партнерами — это большая задача для всей индустрии. В рамках ассоциации АПРИОРИ мы активно работаем в этом направлении.
Комментарии
Ответить