Продолжаем подводить итоги 2023 года с игровыми командами. На очереди колонка об итогах года от Кирилла Золовкина, продюсера ILL и автора игры Gripper.
2023 был годом кривого зеркала. Все вещи, которые я делал и любил, перевернулись с ног на голову.
Только я начал делать курс по гейм-дизайну для Contented, как инфоцыгане заполонили рынок геймдева. Стало популярно продавать надежду: работу в индустрии, страну, жизнь. Я честно подобрал лучших экспертов в авторы, проанализировал курсы коллег, проконсультировался с хэдами ведущих студий. Но неприятное чувство не отпускает.
Стоило мне помечтать пару лет назад об игре по «нашему» сеттингу — эдаком «Купчино 2077» — как патриотические проекты захватили инфополе. «Смута» привлекла миллиард инвестиций. «Русы против ящеров» взорвали топ Steam.
Стало страшно попасть не на ту конференцию с докладом. Взял себе за правило уточнять, кто организатор, спонсоры, спикеры. Отсеял ряд предложений. На другие не смог из-за сложностей с визой.
Игра Torn Away, за которую я болел, провалились финансово. Команда другого интересного проекта — Indika — опубликовала ролик-стейтмент о причинах релокации. Подумать только: одна из самых русских инди-игр делается в Казахстане.
Это очень и очень жесткий год для всей индустрии. Особенно для инди. На слуху несколько замороженных проектов и погибших студий. Боюсь представить, сколько за кадром. В личной переписке с их создателями мы сошлись на формуле: победитель не получает ничего.
Мы сделали все, чтобы выпустить свои авторские игры, но встретились с чудовищным безразличием рынка. Мы победили, выпустив Gripper, но проиграли финансово. Это привело к большому сокращению и полной реструктуризации команды.
Gripper
Знакомые фаундеры тоже прибегли к крайним мерам: сокращения, заморозки проектов. Не окупаются даже игры от опытных инди, вроде Noch. Выживают точнейшие, независимо от масштаба: Potion Craft, Rogue Trader. Умирают тоже независимо от него — врагу не пожелаешь судьбы The Day Before.
Много инди заглохло на этапе контракта с издателем: в 3D Realms увольнения, Versus Evil закрылись, tinyBuild трясет.
В следующем году хочется больше стабильности, но, боюсь, это только начало. Все больше регуляторов и законов. Игра Militsioner становится реальностью: нарушаешь закон, чтобы сбежать из города из-под колпака большого дяди Степы.
По Siberian Game Jam этого года можно судить о мыслях русских инди. Вот вам симулятор маршрутчика на границе, который укладывает в салон людей, как фигурки в Тетрисе. Или игра про беглеца, который топит паровоз всем, что на перроне: гитарой, кошкой, военкомом.
Украинская индустрия отзывается победителем Indie Cup: симулятором подростка в захваченном оккупантами городе. Стало много страшных симуляторов в будничной обертке.
Сейчас я работаю над ILL — самым амбициозным сурвайвал-хоррором на сегодня. Команда собралась потрясающая, способная разработать проект ААА-уровня. И да, мы растем и ищем крутых спецов.
ILL
По иронии судьбы скоро выходит книга «Основы создания успешных инди-игр», где я выступил редактором. В следующем году я планирую написать свою. Не об успешном успехе, но об авторах, их мечтах и чувствах, воплощенных в играх.
Пусть хотя бы в ней все закончится хорошо.
Комментарии
Ответить