Продолжаем подводить итоги 2023 года вместе с игровыми (или связанными с игровой индустрией) командами. На очереди интервью с представителями юридической фирмы REVERA — Артемом Хандрико, советником и руководителем практики информационных технологий и интеллектуальной собственности, и Анной Соловей, советником, руководителем практики M&A и корпоративного структурирования технологических компаний.
Каким год оказался для компании? Что сделали, что хотели бы выделить в плане достижений?
Артем: Не буду оригинальным, если скажу, что год был непростым. Но эти сложности как раз и сделали его интересным и продуктивным. Они хорошо встряхнули команду, заставили искать новые правовые решения, упаковывать новые продукты, нарабатывать новые навыки, экспертизу и опыт, развивать партнерскую сеть.
Среди достижений отметил бы успешное разрешение всех поручений и задач, с которыми к нам обращались наши клиенты, поскольку многие из них уже давно выходят за рамки национального права той или иной юрисдикции.
Анна: В уходящем году мы сопроводили порядка 20 кросс-юрисдикционных инвестиционных сделок. Шесть крупных сделок пришлось на геймдев. Еще четыре сделки с игровыми студиями у нас сейчас в работе, но будут завершены только в будущем году.
Артем: В 2023 году мы активно поддерживали отношения с нашими текущими партнерами, развивали партнерскую сеть. Нам удалось сохранить портфель клиентов и прирасти новыми. Среди внутренних достижений нашей практики хочу отметить структурное выделение новых направлений — Video Game Law и Brand Protection. Еще мы усилили команды патентным поверенным. Последнее позволило выйти на полное юридическое сопровождение регистрации объектов интеллектуальной собственности и перехода прав на них в Беларуси, Российской Федерации и Европейском Союзе, а также по международной процедуре. При этом мы сегодня способны оказать правовую поддержку нашим клиентам практически в любой стране мира.
Как изменилась игровая юридическая практика в этом году?
Артем: Думаю, что наиболее существенное изменение — изменение структуры клиентского запроса. Национальные продукты, которые вчера имели высокий удельный вес во всем объеме услуг практики, сейчас становятся единичными заказами. При этом растет спрос на наднациональные юридически продукты — международные структурирования, международное налогообложение, мировую охрана бренда, мультиюрисдикционные сделки и т.д.
В целом, и клиентский запрос, и юридический бизнес становится кросс-страновым. Это требует от юридических компаний активного развития новых компетенций.
Анна: В венчурных игровых сделках усилился тренд на соинвестирование. Если в 2022 году в большинстве сделок участвовали два-три инвестора, то в 2023 мы чаще встречали сделки с тремя-пять инвесторами в рамках одного раунда. Совместно инвестировали фонды из разных стран. Лидили раунды инвесторы из США, Кипра, Кореи.
Традиционно были у нас и сделки, когда инвестиции за эквити студии предоставляли издатели. Экзитов в этом году было совсем мало в сравнении с предыдущими годами, структура большинства сделок 100% cash-in.
Какими были самые популярные обращения со стороны игровых компаний?
Артем: мой топ запросов игровых компаний в 2023 году:
- Международное структурирование групп компаний, сопровождение масштабирования бизнеса, его выхода на новые рынки.
- Brand Protection/Brand management.
- Привлечение инвестиций и M&A.
- Получение льгот и преференций для IT-компаний в различных юрисдикциях.
- Договорные обвязки и риск-менеджмент.
В 2023 году мы наблюдали явно возрастающий спрос на услугу Brand Protection / Brand management.
Рост игровой индустрии дает нам буквально каждый день новых игроков и новые продукты на рынке. Можно сказать, что стартап-сообщество в общем и геймдев в частности сейчас уже однозначно осознают важность защиты интеллектуальной собственности, видят ее как ключевой актив компании. Если раньше компании задумывались о защите IP только тогда, когда уже становились широко известны рынку, то сейчас практически с начальной стадии развития фаундеры инвестируют в защиту IP.
Какие планы у компании на будущий год?
Артем: Кардинально стратегия компании не меняется — дальнейший рост, масштабирование, выход на новые рынки. Мы и далее будем сосредоточены на развитии кросс-страновых и наднациональных продуктов. Отдельное внимание в 2024 году планируем уделить развитию компетенций команд и клиентингу.
Комментарии
Ответить