Продолжаем вместе с менеджерами игровых компаний и экспертами рынка подводить итоги 2019-го. На очереди интервью с Александром Арутюняном, генеральным директором компании Innova.
Как прошел 2019 год для вашей компании?
«Фогейм» за год ощутимо укрепил позиции на европейском рынке и в мире в целом. Мы посетили большое количество игровых выставок, наладили контакты с различными компаниями и продолжаем выводить свои проекты за рубеж.
Например, Ragnarok Online в сборке Revo-Classic и все версии Lineage 2 теперь есть на нашей европейской платформе, а буквально через месяц исполнится год бразильской локализации RF Online.
У русскоязычного «Фогейма» тоже есть немало поводов для гордости. Весной успешно завершилось ОБТ приложения «Фогейм», а еще в этом году сразу у нескольких наших проектов юбилей:
- в конце ноября пять лет в России праздновала Lineage 2 Classic;
- четвертого декабря исполнилось 10 лет шутеру Point Blank;
- ближе к новому году начнет отмечать десятилетие Aion.
Наиболее важным в 2019 году для нас стал запуск Lineage 2 Essence, новой версии легендарной MMORPG с ускоренной прокачкой и уклоном в PvP. Мы продолжаем развивать игру, учитывая пожелания игроков. Хотим сделать ее максимально привлекательной как для олдскульных и хардкорных «линейщиков», так и для широкой аудитории.
Какие события в игровой индустрии вы считаете центральными в минувшем году?
Политический скандал вокруг Blizzard занял безусловное первое место. Он четко показывает:
- насколько большой вес набрала современная игровая индустрия;
- как много людей следят за происходящим в ней;
- как неравнодушна аудитория;
- к каким совершенно неигровым последствиям может привести незначительное, на первый взгляд, действие игрока на киберспортивной сцене.
Вторым по важности событием назову анонс новой Half-Life: столько обсуждений в интернете давно не вызывал ни один проект. Тот факт, что игра будет предназначена для VR, лишь подливает масла в огонь — геймеры разделились на два лагеря, каждый отстаивает свою позицию, рождаются сотни мемов. Круче этого в 2019-м, наверное, была только шумиха, связанная с запуском Death Stranding. Хотя, может, и не круче.
Еще отмечу запуск Google Stadia. Не потому, что это какая-то революция: облачных игровых сервисов много. Stadia лишь еще один из них. Дело в том, что даже такая огромная компания, как Google, не смогла пока «раскачать» облачный гейминг. Посмотрим, что будет в следующем году. Все-таки старт Stadia пока нельзя считать полноценным.
За какими тенденциями рынка вам было интересно наблюдать в 2019 году?
Началось противостояние крупных игровых платформ, распространяющих игры для PC.
Epic Games Store, как бы ни относились к нему некоторые игроки, явно нацелен составить мощную конкуренцию Steam. Он использует для этого самые разные методы: от мощного маркетинга и демпинга по отчислениям создателям игр до прямого спонсирования разработки конкретных проектов за право эксклюзивного издания.
И в этой гонке вооружений намерены участвовать не только Epic Game и Valve: Rockstar обновили свой лончер, EA вернулись в Steam. Думаю, в ближайшие годы нас ждет много интересного в этом направлении.
Еще одна важная тенденция — активное развитие сервисов по подписке. Многие площадки и издатели все больше делают ставку не только на продажу отдельных игр, но и на предоставление доступа к большому числу тайтлов за фиксированную ежемесячную плату. Это уже реализовано в Xbox Game Pass, PS Now, Uplay+, а не так давно подключились и мобильные платформы — Apple Arcade и Play Pass от Google.
Подобные сервисы агрегируют все больше людей. Для сервисов придумываются новые способы привлечения пользователей, а крупные компании нанимают известные студии для разработки игр специально для этих площадок. В общем, индустрия движется в сторону «игрового Netflix».
И еще, конечно, продолжается развитие облачных игровых сервисов. Запустились Google Stadia, Project xCloud от Microsoft, наверное, скоро подключится Amazon с их невероятными серверными мощностями, Valve точно не собирается сдавать своих позиций на рынке. Технических ограничений у облачных сервисов еще очень много, но уже сейчас конкуренция в сегменте назревает нешуточная.
Какие сторонние игровые релизы в этом году вас заинтересовали? Каким вы уделили внимание именно как геймер?
Если говорить непосредственно про MMO, то важнейшими проектами 2019 года стали Lost Ark и World of Warcraft Classic, а самым неожиданным, конечно же, Apex Legends..
Если смотреть глобально, то главные релизы — это Death Stranding, Star Wars Jedi: Fallen Order, Sekiro и Gears 5.
Сам я успел только пару раз с друзьями поиграть в новый Mortal Kombat, который одиннадцатый, немного пощупал Sekiro. Еще попробовал Red Dead Redemption 2 — специально ждал ее на PC («Фогейм» ведь десктопная платформа). Мне «не зашло». Видимо, Дикий Запад — это не мое.
Играл в Метро Exodus. Это важный проект. Теперь надеюсь успеть на новогодние праздники поиграть в Death Stranding — такие проекты упускать нельзя, так как они форматируют индустрию по новой.
Комментарии
Ответить