Вечером 11 декабря Антон Горелкин, депутат и заместитель председателя комитета по информационной политике, объявил, что 12 декабря в Госдуму будет внесен на рассмотрение законопроект, регулирующий российскую игровую индустрию. В распоряжение редакции App2Top попал текст законопроекта. Понятным языком рассказываем, о чем он.
Предложенный законопроект можно условно разделить на три смысловых части. Первая касается обязательной контентной маркировки игр. Вторая обязует авторизировать пользователей по номеру телефона. Третья разрешает финансировать разработку игр в том числе из федерального бюджета.
Маркировка
Первая и самая сложная часть документа. В ней выставляется ряд требований к магазинам игр и игровым издателям. Ключевое требование к обоим типам бизнесов — информировать пользователей о содержании игр. Также к этой части можно отнести блок про экспертизу.
Требования к магазинам игр
Магазины игр законопроект называет «сервисами распространения видеоигр». К ним он относит любые цифровые площадки, где пользователи приобретают игры. В том числе, как оговаривается в паре мест в документе, сервисы по продаже ключей.
Среди ключевых требований:
- информировать пользователей о содержании видеоигры — здесь имеется в виду обязательное выставление новой контентной маркировки (судя по описанию, той самой, которая ранее была предложена АПРИОРИ и предварительно одобрена Минэкономики РФ);
- работать с данными российских пользователей на серверах, находящихся в России.
В том случае, если сервис не будет соблюдать эти правила, ему будет запрещено распространять, продавать и рекламировать игры в стране.
Требования к издателям
Издатель в документе называется «распространителем видеоигр».
Если закон вступит в силу, каждый издатель, среди прочего, будет обязан:
- цензурировать внутриигровой контент в соответствии с законами России;
- обеспечить классификацию видеоигры с соответствии с законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (то есть, проставить возрастную маркировку, которая существует в России с 2012 года);
- обеспечить информирование пользователей видеоигры об особенностях ее содержания (то есть, проставить контентную маркировку, предложенную АПРИОРИ);
- если речь идет о фритуплейной игре, то опубликовать на русском языке правила совершения платежей и обеспечить порядок разрешения споров в России;
- хранить данные о российских пользователях на серверах в России.
Экспертиза
Обе упомянутые выше маркировки издатель проставляет самостоятельно. Однако, при большом желании, он может «организовать проведение экспертизы». Задача экспертиза — показать, насколько корректно выставлена маркировка.
Подать проект на экспертизу может почти любой. Она инициируется «органами власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, общественными объединениями, гражданами на договорной основе».
Проще говоря, если игра у кого-то вызовет сомнения в плане маркировки, этот кто-то за свой счет может организовать экспертизу, с которой затем издатель обязан будет считаться (и которую, по законопроекту, будет иметь право оспорить).
Проводят экспертизу эксперты, получившую соответствующую аккредитацию.
Экспертами могут выступать специалисты, обладающие специальными знаниями «в области педагогики, возрастной психологии, возрастной физиологии, психиатрии, культурологии, искусствознания и искусствоведения, а также знаниями в области создания и распространения видеоигр».
Авторизация
В законопроекте предлагается обязать проводить авторизацию российских пользователей либо по номеру мобильного телефона, либо через сервис Госуслуги.
Предложение касается только тех игр, где есть функционал авторизации.
Поддержка
Самая странная часть документа (ее «пряничная» часть), в которой прописывается, что органы власти (в том числе местное самоуправление) при вступлении законопроекта в силу смогут:
- обеспечивать полное финансирование разработки;
- предоставлять разработчикам игр льготы по уплате налогов;
- оказывать финансовую поддержку за счет как федерального, так и местных бюджетов.
***
Закон, по словам Горелкина, «плод очень большой коллективной работы — здесь и министерство поработало, и депутаты».
Помимо Горелкина, его авторами числятся:
- Антон Немкин — депутат и федеральный координатор проека«Цифровая Россия»;
- Яна Лантратова — депутат и первый заместитель председателя комитета Государственной думы по просвещению;
- Лилия Гумерова — сенатор и председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре;
- Артем Шейкин — сенатор и первый заместитель председателя Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству;
- Наталья Кувшинова — сенатор.
Судя по первой реакции участников индустрии, ни игровые ассоциации, ни игровые бизнесы к работе/обсуждению законопроекта не привлекались.
Комментарии
Ответить