Юлия Лебедева из компании Nevosoft в рамках спецпроекта для конференции Casual Connect рассказала нам об аудитории мобильных игр, поделилась мыслями о возможности клонирования популярных проектов, а также отметила, что не стоит скептически относиться к рынку русскоязычных мобильных игр  на нем вполне можно зарабатывать.

Мобильный рынок сейчас и год назад – есть ли между ними разница и в чем?

Развитие рынка идет семимильными шагами. Увеличивается количество активных пользователей. Повышается конкуренция. Меняются платформы. Стоимость входа на рынок постоянно растет. Если еще год назад, можно было выходить на рынок без издателя, то сейчас это делать все сложнее. Разработчики это понимают, и мы наблюдаем все увеличивающийся поток игр, которые нам предлагают на издательство.

С другой стороны, делать мобильные игры сейчас уже стало чуть ли не модно. Наслушавшись историй успеха, когда проект “выстрелил”, в разы окупив небольшие вложения, многие становятся игроделами, не имея никакого опыта в этой сфере, не представляя, что и как делать. В результате появляется множество проектов невысокого качества, которые зачастую даже не доводятся до релиза. Пользователи сейчас имеют доступ к практически неограниченному количеству развлекательного контента в разных видах, и угодить им становится все сложнее, поэтому планка качества продолжает неуклонно повышаться.

Многие начинающие разработчики мобильных игр предпочитают стратегию клонирования успешных игр. Стоит ли пытаться копировать хиты или лучше брать на себя риск и разрабатывать игры с новыми игровыми механиками, изобретать что-то?

Делать первый проект с инновационным геймплеем  весьма и весьма рискованно. Первый проект  это всегда очень сложно. На первом проекте не стоит сильно экспериментировать, там сложностей и так будет достаточно. Лучше всего обратиться к тем, у кого уже есть большой опыт.

В индустрии мобильных игр распространенная практика   обращение к крупному издателю, который, помимо очевидной помощи во время запуска проекта, может продюсировать его в процессе разработки. Например, продюсеры Nevosoft начинают плотно работать с командами на самых ранних стадиях в случае, если мы считаем проект перспективным.

Обращать внимание на то, что пользуется популярностью, конечно, необходимо: обязательно надо поизучать топы App Store и Google Play, попытаться разобраться, благодаря чему тот или иной проект занимает верхнюю строчку. Но, выбирая жанр своей будущей игры, надо так или иначе отталкиваться от того, что вы умеете делать. К примеру, успешная игра в жанре стратегии может долго оставаться популярной хотя бы, потому что поклонники этого жанра очень лояльны. Но проблема в том, что сделать стоящую стратегию,   задача очень сложная, и браться за нее, совсем не имея опыта, особенно в расчете на легкую победу, не стоит.

Плюс, не забывайте, что в текущем состоянии рынка недостаточно сделать качественную игру. Конкуренция слишком высока, контента слишком много — поэтому зачастую успех определяется грамотным продвижением и маркетингом. Примеры "выстреливших" проектов инди-разработчиков все еще есть, но вся их надежда на внимание Apple, которого может и не быть.

Выход на рынок с издателем — это возможность значительно снизить риски, и даже если игра не станет новой Angry Birds   это возможность получить прибыль. Как показывает практика, сотрудничество с опытным издателем в результате все равно приносит разработчику больший доход. Тут главное – тщательно рассмотреть все предложения, желательно, переговорить с каждой компанией лично и выбрать наиболее подходящие условия.

В целом, любой игровой студии стоит сосредоточиться на проекте, который ближе команде по духу и при этом популярен. Надо пробовать сделать что-то аналогичное, но на свой манер и обязательно попытаться привнести что-то свое, как-то развить идею.

Не надо делать клон. Лучше идти по пути развития успешной идеи.

Strategy Analytics недавно сообщила, что в мире сейчас насчитывается более 1 млрд активных смартфонов. Понятно, что каждый владелец такого устройства – потенциальный пользователь. Вопрос в том, возможно ли на этом рынке угодить всем, и если да, то как? 

Естественно, всем угодить невозможно, да и не нужно. При насыщении рынка продукцией от производителей — в данном случае производителей мобильных игр — неизбежно происходит сегментация по направлениям. Компании выбирают наиболее близкие им направления, жанры и стараются быть лучшими в своем сегменте. Для того, чтобы сделать свою игру конкурентоспособной, надо, в первую очередь, думать о том, кто ЦА (целевая аудитория), для кого вы делаете игру. Понимание своего потребителя — ключ к созданию успешного продукта.

Продолжая пользовательскую тему. Вы не только создаете оригинальные проекты под мобильные платформы, но и переносите на iOS, Android и WP свои старые PC-хиты. В связи с этим вопрос: насколько более избалована сегодня мобильная аудитория по сравнению с казуальной на PC?

Я бы не стала как-то особо делить аудиторию между PC и мобильными платформами. Если, например, вы играете в игры на вашем iPhone и на PC, вы же все при этом остаетесь самим собой. Это все вы, с вашим игровым опытом, с вашими ожиданиями от продукта. Сначала у вас появилась возможность играть в свои любимые игры и на мобильной платформе, потом вы стали хотеть играть более комфортно, с учетом особенностей вашего устройства и т.п. Вполне естественно, что вы будете выбирать лучшее из предложенного на рынке, благо есть из чего выбрать. Но тут важно понимать другое: одна и та же ЦА на разных платформах (устройствах) может вести себя по-разному. Т.е. те же люди, которые играют в казуальные игры на PC, вполне возможно, будут играть на своих смартфонах в более легкие и аркадные игры, с короткой игровой сессией и прочими особенностями. Просто потому, что это разные устройства и для них характерны различные игровые ожидания. Т.е. ЦА одна, но она может себя по-разному вести на разных платформах. Это надо учитывать, это важно.

Если говорить о российском рынке мобильных приложений чуть более конкретно, то какие главные особенности вы бы у него отметили?

Российский рынок приложений для iOS и Android – один из самых перспективных на данный момент. Об этом почему-то не принято говорить, но почти в каждом отчете той или иной аналитической компании, демонстрирующей темпы роста, вы найдете Россию. Да, этот рынок гораздо меньше китайского, но лишен большинства его проблем. Кроме того, на него гораздо легче выйти — если знаешь как, а главное, он тоже быстро развивается.

Главная проблема связана с тем, что русские маркеты мобильных игр попросту недооценивают, понимая, что усилий для выхода на них потребуется много, а в получение достойных результатов мало кто верит.

Один из первых подводных камней — это локализация. Дело в том, что русскоговорящая аудитория предъявляет к ней очень высокие требования. Пользователи в России привыкли к контенту на родном языке: все фильмы и игры у нас традиционно локализуются, причем на высоком профессиональном уровне. И в отношении мобильных приложений планка не снижается.

Готовая игра должна перейти в руки маркетологов. Да, конкуренция в русских App Store и Google Play значительно ниже, чем, например, в американских, но без промоушена вам не обойтись.

Также не забываем о том, что где-то надо будет взять траффик. Несмотря на то, что сейчас все больше международных рекламных сетей стали предлагать таргетинг на Россию, как правило, качество этого траффика оставляет желать лучшего.

К примеру, у нас есть успешный опыт работы с iOS-игрой только русской версии, когда права на все остальные страны остаются у разработчика, а мы помогаем выжать максимум из России. В этом случае мы также делаем локализацию и предлагаем дополнительно запустить ее не только на мобильных платформах, но также на Windows и Mac.

Как издатель Nevosoft берет на себя всю подготовку к релизу: тестирование на разных устройствах, описания, промоарт, обзоры, SEO-продвижение в магазине приложений и т.п.

С русскоязычной аудиторией мы работаем давно: порталу Nevosoft.ru, одному из ведущих порталов в Рунете с казуальными играми для PC, уже более шести лет. В App Store на данный момент под брендом Nevosoft более 30 игр, в Google Play   более 10.

Сколько на можно заработать на русском рынке мобильных игр?

По нашей оценке, в 2011 году объем рынка мобильных игр составил около $30-40 млн, из них порядка двух третей — это игры для iOS-платформы. В 2012 году цифра, конечно же, будет выше. Сейчас первые 20 проектов из российского топ-гроссинга зарабатывают порядка 2,5-3 млн долларов в месяц.

Некоторые наши игры примерно пятую часть дохода получают именно в России.

Какие мобильные проекты последнего времени вы могли бы отметить?

Royal Revolt!   отличнейший Tower Defense.

Drawn: Trail of Shadows Collector's Edition  шикарный казуальный квест с отличной графикой.

Теги:

Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.