Своим опытом создания креативов для мобильных продуктов делится Анастасия Павловская, креативный менеджер студии IntellectoKids, которая занимается созданием детских образовательных приложений

Анастасия Павловская

С чего все начиналось в IntellectoKids

Было время, когда мы в IntellectoKids отдавали креативные процессы на аутсорс. К сожалению, у нас неудачный опыт работы с агентствами. Тому две причины.

Первое. Сфера детских приложений, в которой мы работаем, специфична, здесь зачастую не подходят приемы, которые используются в рекламе, скажем, мобильных игр. Для нас важно показать образовательную ценность продукта, а для этого необходимо очень хорошо понимать аудиторию родителей.

Второе. Детские приложения — сфера нишевая, поэтому у многих агентств нет достаточного опыта продвижения подобных проектов, нет данных для работы с нашей целевой аудиторией.

Из-за всего этого мы и решили создать что-то вроде инхаус-агентства для разработки креативов.

Полтора года назад, когда я пришла в компанию, моей основной задачей в первые месяцы было сформировать креативную команду и упорядочить процессы.

Этапы креативного процесса

Тут сразу оговорюсь: креативность мало связана с творчеством, особенно если понимать под творчеством внезапные озарения. С вдохновением она тоже не имеет ничего общего. Креативные идеи рождаются не из воздуха.

Креативность — систематизированный процесс, который можно разложить на различные методологии, даже описать в учебнике (взять, к примеру, книги Эдварда Де Боно про Латеральное мышление).

Правда, на применение специальных методик у креаторов не всегда есть время. Но если грамотно подобрать креативную команду и придерживаться хотя бы минимальных правил, можно добиться хороших результатов.

Это нам удалось.

Теперь к процессам, которые мы выстроили. Сегодня работа над креативами у нас состоит из трех этапов:

  1. Большой брейншторм, который мы проводим в начале каждого месяца. На нем мы делимся гипотезами и идеями, выбираем лучшие.
  2. Созвон раз в неделю. На нем мы формируем пул задач: что нужно отрисовать, какое видео запустить в работу и так далее.
  3. Демо в конце месяца. Это классический инструмент синхронизации коллектива, на котором мы рефлексируем, что у нас получилось, что не получилось, какие креативы были наиболее удачными, а какие стоит «докрутить», что и как можно было бы улучшить.

В этой публикации я сосредоточусь на том, как мы проводим брейншторм, ведь именно в ходе него мы генерируем идеи и предложения, касающиеся креативов.

Правила и этапы проведения брейншторм-сессий

Главное для брейншторма — наличие команды. В идеале она должна быть кросс-функциональной.

В нашем случае в команду входят:

  • 2 креативных менеджера;
  • 2 графических дизайнера;
  • motion-дизайнер;
  • копирайтер;
  • UA-менеджер.

Хорошо, если подбираются люди разных психотипов, например:

  • хороший организатор, который возьмет на себя проведение брейншторма;
  • генератор — такой человек обычно за короткий срок выдает большое количество самых разных идей;
  • критик — участник, постоянно анализирующий каждую идею со всех сторон и выявляющий риски и минусы. Он незаменим на этапе фильтрации;
  • оптимист — будет находить во всех идеях сильные стороны;
  • информатор, который будет на этапе генерации идей возвращать вас в исходную точку и рассказывать, какая дополнительная информация нужна для создания конкретной идеи, где эту информацию найти и как можно использовать;
  • интуит — человек, который может оценить идею на эмоциональном уровне. На определенном этапе брейншторма вы можете все вместе попробовать стать интуитами и обсудить идею с точки зрения эмоций, которые она вызывает.

Можно меняться ролями и давать по очереди высказаться каждому участнику, который возьмет на себя роль конкретного психотипа. Подробнее об этом подходе читайте у Эдварда Де Боно (Метод 6 шляп).

Мы периодически проводим брейншторм так: каждый готовит одну идею на заданную тему, делится, а потом остальные по очереди «накидывают» на эту идею что-то свое. Так из одной идеи получается несколько.

Поскольку у нас распределенная команда, мы используем Miro, чтобы записывать гипотезы и идеи. Но можно фиксировать идеи и на маркерной доске или клеить на доску стикеры.

Особый вид брейншторма — так называемый «тихий», когда участники не высказываются, а анонимно пишут свои мысли на бумажках. Потом ведущий собирает все идеи и зачитывает их. Метод подходит для интровертных команд.

Что касается этапов, у нас брейнштормы проходят по следующему алгоритму:

  • а) подготовка;
  • б) генерация гипотез;
  • в) генерация идей;
  • г) фильтрация идей.

Следует запомнить, что ни на одном из этапов брейншторма нельзя перебивать друг друга.

Расскажу подробнее о каждом шаге.

а) Подготовка

В идеальном мире участники приходят на брейншторм — и сразу начинают оживленно выдавать идеи одну за другой. Но это в идеальном мире, а в реальности обычно все по-другому: поначалу все зажаты, стесняются и не «горят» процессом, не могут сходу придумать ничего нового. Это абсолютно нормально, на креативный процесс нужно настроиться. Задача ведущего — растормошить людей до основной части мозгового штурма.

У нас тема брейншторма формулируется заранее, так что каждый приходит уже с набросками идей. Мы часто начинаем с расслабленного разговора на отвлеченные темы, чтобы разрядить атмосферу. А еще смотрим различные рекламные ролики.

Если брейншторм идет туго, можно дать членам команды простое упражнение на раскачку. Например, попросить участников написать как можно больше самых разных, в том числе необычных, ассоциаций к какому-нибудь слову.

б) Генерация гипотез и идей

Главное, что следует помнить — на этих двух этапах недопустима любая критика, даже самая тактичная и конструктивная. Члены вашей команды должны чувствовать себя раскрепощенно.

Теперь разберемся в терминологии. Отличить гипотезу от идеи просто. Гипотеза — это предположение о том, как мыслит и чего хочет от продукта целевая аудитория.

Поясню на примере аудитории родителей детского образовательного приложения.

Допустим, вы решили: родитель хочет, чтобы ему не приходилось уговаривать ребенка учиться. Это ваша гипотеза. Дальше на ее основе следует составить коммуникационное сообщение. В вашем случае это будет что-то вроде «Играя, ребенок сам не заметит, как получит новые навыки». И лишь потом на основе гипотезы и сообщения вы можете придумывать идею, упаковав ее в некий визуальный и текстовый контент.

Словом, гипотеза — это то, что мы хотим донести, а идея — как мы хотим это сделать.

Когда я только пришла работать в компанию, я создала большой документ — матрицу гипотез и идей. Я выписала туда все бенефиты нашего приложения IntellectoKids Learning Games, основные боли и потребности целевой аудитории — и попыталась соотнести их друг с другом, группируя. Без этого было бы очень сложно что-то делать дальше. Первые наши ТЗ стали результатом этой работы.

Где же брать гипотезы и идеи?

Первый источник, конечно же, ваша аудитория. Следует как можно чаще проводить custdev, чтобы выявлять ее основные боли.

Также можно следить за аудиторией в корпоративных социальных сетях: посты на какую тему пользуются наибольшей популярностью, какие комментарии оставляют пользователи?

Мы, например, благодаря этому методу обнаружили, что родителей беспокоит, как быстро и хорошо ребенок научится считать, — и используем креативы, связанные с этой проблемой.

Второй источник — конкуренты. Проведите конкурентный анализ и оцените сильные и слабые стороны других игроков рынка. Это позволит вам найти возможности для улучшения вашего конкурентного преимущества и отстроиться с вашей коммуникацией. Но не увлекайтесь, иногда тот или иной подход не используется вашими конкурентами не просто так.

В-третьих, тщательно исследуйте тренды. Мы изучаем новостную повестку, используем Google Trends, следим за появлением мемов, новых челленджей в Instagram и Facebook.

Например, во время пандемии, когда дети оказались запертыми на карантине, мы сделали простой креатив с надписью: «Homeschooling App». И он дал нам большое количество установок.

Наконец, последний источник — рекламные сети, которые, как и вы, заинтересованы в том, чтобы ваша реклама была эффективной.

Когда мы запускаемся на новые рынки, мы обращаемся за консультацией к нейтивам, чтобы обсудить, какая реклама популярна в стране, а также для поиска культурных кодов, которые можно применять. Нам часто рассказывают вещи, о которых мы бы не узнали сами. Например, что в Японии более востребованы рекламные изображения европейских детей, чем азиатских.

Для формулирования гипотез хорошо подходит метод «5 почему»: вы задаете участникам брейншторма пять вопросов на тему потребностей целевой аудитории. Участники пытаются найти ответы.

Например:

— Почему мама хочет, чтобы ребенок учился считать?
— Чтобы он подготовился к школе.

— Почему маме так важно подготовить ребенка к школе?
— Чтобы он получал хорошие оценки.

И так далее.

В итоге каждый последующий ответ все глубже затрагивает боли ЦА.

Еще можно моделировать вопросы, которые могут задать вашему продукту потенциальные пользователи. Это необходимо, чтобы показать в рекламе именно то, в чем нуждается аудитория.

Существует еще много специальных техник придумывания идей.

в) Фильтрация идей

Настало время выпустить наружу внутреннего критика! Фильтрация идей нужна, как можно догадаться, чтобы отсеять спорные предложения и оставить лучшие наработки.

Чтобы отфильтровать идеи, нужно, образно выражаясь, просеять их через сито условий вашей задачи. Мы проверяем идею на соответствие нескольким пунктам.

  • Оригинальность. У вас есть пара секунд, чтобы взгляд пользователя зацепился за рекламу вашего приложения. Для этого ваш креатив должен как минимум быть необычным. Мы, в частности, смотрим, не делали ли мы такую рекламу раньше и не делали ли что-то похожее конкуренты.
  • Реализуемость и быстрота создания. Если идея требует долгого сложного продакшна, ее стоит упростить или отложить до тех времен, когда в компании появятся ресурсы.
  • Мэтч с гипотезой и коммуникационным сообщением. Иначе зачем мы все это делали, правда, если не учли потребности целевой аудитории?
  • В креативе нет ничего из списка ваших ограничений. Ограничения — это то, что вы не можете использовать в рекламе ни при каких обстоятельствах. Например, копирайт на грани фола. Мы, например, никогда не будем показывать в креативе, как ребенок сидит в планшете, а мама в это время пьет кофе. Потому что подобная реклама вызывает у родителя не желание купить подписку на наш продукт, а чувство вины.
  • Возраст целевой аудиторий. Мы развиваем образовательные приложения для детей до 7 лет. Поэтому было бы странно обещать в рекламе родителям, что мы научим их ребенка решать квадратные уравнения.

Что может произойти дальше?

Представьте, что вы выбрали идею, запустили по ней рекламу, но она не принесла вам новых установок. Самый простой путь — отказаться от нее. Но есть и другой: тестировать изменения в креативе.

У нас был случай, когда удалось существенно снизить CPI и повысить CTR креатива в 3 раза благодаря тому, что мы не отбросили идею, когда она плохо «зашла», а дорабатывали ее в несколько итераций.

Чтобы сэкономить время при тестировании креативов, мы используем метод, который можно для удобства назвать конструктором. Если мы тестируем новую гипотезу в видеоролике, нам не обязательно создавать весь 15-секундный ролик с нуля, поскольку у нас есть заготовленные блоки видео. Достаточно разместить новую гипотезу в первые 5 секунд, а пэкшот и среднюю часть взять из заготовок. Если мы видим, что гипотеза зацепила нашу аудиторию, мы дорабатываем среднюю часть и пэкшот. И далее тестируем уже изменения в самом креативе.

Что дальше?

Брейншторм подошел к концу, вы выбрали самые лучшие идеи для реализации, а остальные… И правда, что делать с остальными? Мы бережно храним все наши идеи и периодически к ним возвращаемся. Советуем завести специальную папку или документ, чтобы ничего не потерять. Однажды старая забытая идея может выстрелить — и вы будете себе благодарны.


Подписывайтесь на App2Top.ru в Telegram и во «ВКонтакте»

Есть новость? Поделитесь с нами, напишите на press@app2top.ru

Теги:

Комментарии

Егор Лаврушкин 2021-06-24 13:37:26

Очень интересная статья, я почерпнул много идей. Но не могли бы вы больше рассказать об измеримых метриках CTR, CPI, CPM, Retention rate и т.д. Было бы интересно узнать какие численные результаты показывают ваши креативы, которые вы привели в пример в статье?

0

Alexey Salyukov 2021-07-04 17:27:08

У вас отличные креативы! Поделитесь шаблоном матрицы гипотез и идей
мой fb https://www.facebook.com/AlexeySalyukov

0
×