Кратко об основных спорных юридических ситуациях в игровой индустрии рассказал для App2Top.ru Камаль Терехов, руководитель подразделения Arbitration & IT Disputes группы REVERA.

Камиль Терехов

Существует распространенное заблуждение, что продукт сам по себе всегда важнее, чем какие-то там права и их оформление. В действительности, в таком мнении столько же логики, сколько в покупке квартиры или машины путем простой передачи ключей.

Если не учитывать риск возможных споров, то в будущем можно понести существенные потери. Ниже я рассмотрю кратко несколько вариантов споров, с которыми наиболее часто сталкиваются разработчики:

  • защита прав на товарный знак;
  • защита доменного имени;
  • защита прав на интеллектуальную собственность в рамках профессиональной деятельности;
  • защита авторских прав на цифровых платформах в рамках DMCA
  • споры между издателем и разработчиком по Game Publishing Agreement

Защита прав на товарный знак

При отсутствии зарегистрированного товарного знака разработчики периодически сталкиваются со сложностями при защите прав на название игры. К примеру, им сложнее заявлять претензии на игры конкурентов, копирующих название их игры.

Наличие зарегистрированного товарного знака также важно в случае продажи актива (студии или игры). Покупатель обычно проверяет правовую «чистоту» используемых обозначений. Если торговый знак должным образом не оформлен за продавцом, сделка может оказаться под угрозой.

Плюс важно иметь в виду, что в случае отсутствия у товарного знака регистрации, его может зарегистрировать ваш конкурент или «тролль», который потом может требовать снятия игры, денежных выплат или заключения невыгодного лицензионного договора.

При этом логика «запущу игру, а если будет жалоба – просто внесу изменения» здесь не работает, так как частые жалобы через платформу могут повлечь абсолютную блокировку корпоративного аккаунта. В свою очередь такая блокировка ведет к полной потере всех игр, даже не нарушающих права третьих лиц, а также к запрету регистрации повторного аккаунта тем же разработчиком.

Поэтому еще перед анонсом игры рекомендуется:

  • проверить отсутствие товарных знаков, а также игр конкурентов, сходных с названием и однородных по товарам/услугам с публикуемой игрой;
  • заранее зарегистрировать основное доменное имя и несколько схожих;
  • зарегистрировать товарный знак в отношении названия игры.

В отношении крупных проектов с яркими маскотами дополнительно рекомендуется регистрация всех ключевых персонажей (а иногда даже локаций и предметов, если они играют важную роль при продвижении продукта или уникальны) в качестве товарных знаков. Это позволит защищать от копирования и их.

С другой стороны, регистрация товарного знака может быть не оправдана, если lifetime игры составляет менее года. Иными словами, в том случае, когда разработчик/издатель не верит в будущее проекта и ориентированы исключительно на стартовые продажи.

Еще бывает так, что перспективы игры неясны, а за запуск отвечает молодая небольшая команда. Для нее регистрация товарного знака, как правило, — неподъемная в финансовом плане инвестиция.  Тут регистрацию обычно рекомендуют отложить. Как бы то ни было, даже небольшой стартап с недолго «живущей» игрой должен проверить отсутствие сходных товарных знаков и игр конкурентов, иначе творческий путь может быстро закончиться на старте жалобой правообладателя.

Защита доменного имени

Учитывая распространенность споров о защите прав на торговый знак, то нет ничего удивительного и в частоте связанных с ними (но все-таки отдельных) споров о защите доменного имени.

Речь о кейсах, когда:

  • вам приходит письмо по электронной почте, что ваше доменное имя нарушает товарный знак третьего лица;
  • вы видите, что третье лицо зарегистрировало доменное имя, созвучное вашему товарному знаку.

Собственно, в нашей практике нередки случаи, когда конкуренты намеренно регистрируют торговый знак с целью дальнейшего истребования денежных выплат или заключения невыгодного лицензионного договора. Часто происходит и обратная ситуация, когда киберсквоттер регистрирует доменное имя в отношении известного бренда, а потом предлагает правообладателю его «купить» за существенную сумму.

В подобных разбирательствах существенное значение имеет наличие зарегистрированного товарного знака. Он имеет преимущество даже над давно существующими доменами.

Подобные споры обычно разбираются в рамках UDRP, специальной упрощенной процедуры по рассмотрению доменных споров (она согласована Корпорацией по управлению доменными именами и IP-адресами, а также Всемирной организацией интеллектуальной собственности). В рамках этой процедуры владелец товарного знака в отношении доменного имени, нарушающего товарный знак, вправе:

  • требовать его трансфера себе;
  • внесения изменений в него;
  • прекращения его регистрации.

Обращаем внимание, что сокрытие владельца доменного имени в WHOIS не спасает от процесса в рамках UDRP, так как на практике регистратор раскрывает заявителю адрес без согласия владельца доменного имени для подачи жалобы. Решение арбитров по результатам рассмотрения жалобы в рамках UDRP исполняется регистратором без обращения к государственным судам.

Защита прав на интеллектуальную собственность в рамках профессиональной деятельности

Также нередки разбирательства, касающиеся прав на результаты интеллектуального труда. Как правило, речь о двух типах кейсов:

  • компания получает иск от бывшего сотрудника, в котором обвиняется в неправомерном использовании чужой интеллектуальной собственности;
  • наниматель обращается с иском к ушедшему сотруднику, утверждая, что его новый личный проект был создан в ее стенах, а значит ей и принадлежит.

Такие ситуации возникают, когда ненадлежащим образом оформлен переход авторских прав (на код, арт, музыку, модели и прочее) от работника/фрилансера к компании. Передача прав на него должна всегда оформляться.

В рамках защиты прав на результаты интеллектуального труда также встречаются следующие ситуации:

  • отсутствие оформления передачи прав в рамках группы компаний, где студии разработки выделены в отдельные юридические лица (к примеру, соглашение заключает компания А, а разработкой занимается компания А+, входящая в группу компаний: в такой ситуации у компании А может не быть прав на игру, чтобы их передавать по соглашению);
  • неосмотрительное использование решений с открытым кодом (такие решения всегда распространяются на условиях конкретной открытой лицензии, которая может запрещать ее коммерческое использование кода; в последнее время создатели opensource-продуктов стали чаще обращаться с претензиями и исками в связи с нарушением условий открытых лицензий).

Чтобы избежать споров, связанных с правами на результаты интеллектуального труда, рекомендуется проверять «чистоту» кода, используемого разработчиком, в том числе:

  • правильность оформления отношений с работниками/фрилансерами;
  • наличие оформленных отношений разработчика со студиями, входящими в его группу;
  • используются ли opensource-решения и соблюдаются ли открытые лицензии (за коммерческое использование «бесплатного» кода можно получить иск).

Защита авторских прав на цифровых платформах в рамках DMCA

Предметом спора в подобных делах являются не товарные знаки (IP), а авторские права на контент.

Обычно речь идет о ситуации, когда разработчик обнаруживает контент из своей игры (или похожий на него до степени смешения) в игре чужой и уже опубликованной на какой-либо из международных платформ.

Подобные истории обычно подпадают под американский Закон об авторском праве в цифровую эпоху (DMCA). В рамках этого закона защищаются только конкретные объекты, выраженные в объективной форме (фото, арты, видео, модели, текст, код и т.д.). При этом «дух», идея или «логика» игры не охраняются, хотя оппоненты в DMCA-жалобах часто на это ссылаются.

Да и в целом, обращения, обвиняющие другую сторону в несанкционированном копировании или переработке контента, – в игровой сфере являются самой популярной юридической практикой.

После получения жалобы платформа, как правило, дает возможность провести переговоры сторон и урегулировать спор мирно. Если в ваш адрес пришла такая жалоба, рекомендую оперативно на нее отреагировать и начать переговоры с заявителем, так как за игнорирование жалобы платформа может (а по закону – должна) заблокировать игру.

Исходя из практики, DMCA жалобы часто необоснованы, то есть заявляются на объекты и права, которые не охраняются или вообще не принадлежат заявителю, к примеру, за копирование того же «духа» игры.

Кстати, за необоснованную DMCA жалобу заявитель несет ответственность и обязан возместить паблишеру убытки, связанные с блокировкой игры на платформе, что можно использовать как контраргумент, если вы получили жалобу.

Важно понимать: сама процедура направлена в первую очередь на защиту интересов платформы и освобождает ее от ответственности, если она оперативно отреагировала на жалобу и заблокировала контент, нарушающий права третьих лиц.

Споры между издателем и разработчиком по Game Publishing Agreement

Отдельная большая тема — взаимные претензии издателей и разработчиков.

При этом основная проблема, которая, собственно, и приводит к конфликтам — использование терминов и понятий, которые каждая из сторон имеет возможность трактовать по-разному. К примеру, издатель под словом «продвижение» понимает одни действия, а разработчик — совсем другие.

Главная рекомендация здесь: использовать (и требовать от партнера) четких и однозначных формулировок, а также стараться их раскрыть.

При подписании бумаг в первую очередь стоит уделить внимание:

  • порядку оплаты;
  • расчету размера оплаты;
  • учитываемым расходам и доходам при profit sharing;
  • переходу прав на игру;
  • срокам и порядку разработки;
  • тому, как и какой информацией стороны обязуют делится.

Обращайте внимание на варианты разрешения споров. Среди часто используемых альтернатив государственным судам:

  • переговоры;
  • медиация;
  • техническая, экономическая или юридическая оценка;
  • международный коммерческий арбитраж.

Значимую роль также играет пункт о применимом праве в договоре.

Применимое право определяет широкий перечень вопросов, связанных с договором, начиная от порядка исполнения, договора, прав и объема обязанностей каждой из сторон, заканчивая законностью, действительностью договора или отдельных условий. Соответственно, от применимого права может существенно зависеть экономика проекта и возможные последствия нарушения договора.

К примеру, есть миф, что английское право позволяет прописывать в договоре все, о чем стороны смогут договориться, однако, в действительности, далеко не все условия исполнимы и действительны. Из широко известного: английское право крайне негативно относится к неустойкам и штрафам за нарушение условий Договора.

***

Резюмируя, рекомендую заранее обеспокоиться оформлением прав на игру, при необходимости зарегистрировать один или несколько товарных знаков – в противном случае можно потерять игру, деньги и корпоративный аккаунт. Внимательно следите за «чистотой» прав на игру и за однозначностью условий договора.


Колонка была написана по мотиву часового YouTube-стрима. Его можно найти здесь


Подписывайтесь на App2Top.ru в Telegram и во «ВКонтакте»

Есть новость? Поделитесь с нами, напишите на [email protected]

Теги:

Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.