Вчера стало известно о пакете поправок в закон о правах ребенка. Согласно ему, Минздрав предлагает разрешить экспертизу компьютерных игр на предмет угрозы психического здоровья детей. Мы попросили Романа Лукьянова, управляющего партнера юридической компании Semenov&Pevzner, прокомментировать эту инициативу.

Роман Лукьянов

Сложно что-то комментировать, сейчас проект — на стадии общественного обсуждения.

В материале РБК очень точно высказалась Антонина Цицулина, президент Ассоциации Индустрии Детских Товаров: «В 2016 году Казахстан также выходил с инициативой обязательной психолого-педагогической экспертизы, предлагал сделать ее частью технического регулирования. Тогда ЕЭК (Евразийская экономическая комиссия) провела серьезный анализ, выяснила, что такой экспертизы нет нигде в мире, она противоречит нашим обязательствам в ВТО (Всемирная торговая организация) и не может быть частью технического регулирования».

Это на самом деле так, поэтому пока ощущение такое, что инициатива (по крайней мере в текущем виде) не воплотится в закон.

Теперь давайте остановимся отдельно на компьютерных играх. Они выбиваются из перечня документа, поскольку являются в первую очередь контентом, а не товаром. Законом уже предусмотрены меры по предупреждению психического вреда ребенку со стороны контента (возрастная маркировка). И эти меры — международный опыт.

Из предлагаемого текста законопроекта также непонятно, что должно произойти с видеоигрой, если экспертизой будет установлено, что она наносит психический вред ребенку .

Для настольных игр и игрушек предусмотрена возможность приостановки обращения. Такое решение, согласно тексту, должен принимать федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей.

Но указанный федеральный орган сегодня не наделен правомочиями по блокировке контента (компьютерных игр).

В целом, критерии, которые предлагается оценивать экспертам, означают, что большая часть игр должна быть запрещена (если закон будет принят), хотя изначально такие игры могут быть вовсе не предназначены для детей. Кроме того, в случае нарушения норм о возрастной маркировке возникает двойная ответственность: штраф и по сути — блокировка.

Важно также отметить, что, поскольку экспертиза проводится по заявлению в том числе отдельных граждан и юридических лиц и за их счет, такая экспертиза может стать инструментом недобросовестной конкуренции, когда игра может быть заблокирована (с учетом предложенных критериев оценки наличия угрозы причинения психического вреда) по заявлению компании-конкурента.

Если инициатива пойдет дальше стадии общественного обсуждения, несомненно, этот закон — большая угроза индустрии видеоигр в России.

Допускаю, что если это случится, против нее выступят другие министерства.

Также по теме:


Есть новость? Поделитесь с нами, напишите на [email protected]

Теги:

Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.