2022 год был богат на правовые инициативы, направленные против лутбоксов. Юридическая компания Versus.legal подготовила их подробный обзор с разбивкой по странам.
Алексей Вихарев, юрист Versus.legal
Что представляет собой лутбокс?
Если упрощать, то это особый внутриигровой предмет, который содержит в себе ряд игровых объектов и дает возможность игроку получить один/несколько из них (при этом выбор конкретного объекта/объектов происходит без участия игрока).
С правовой точки зрения лутбокс – объект интеллектуальной собственности разработчика/правообладателя, использование которого происходит на основании лицензии, прописанной в Terms of service (Условиях использования) и End-user license agreement (Лицензионном соглашении).
«Если это такой же внутриигровой предмет, то в чем тогда проблема?».
Ответ на вопрос лежит за плоскостью отношений между разработчиком и игроком. Из-за механики лутбокса, а именно невозможности игрока повлиять на выбор конкретного предмета при покупке, регуляторы все чаще высказывают мнение, что лутбоксы слишком похожи на азартные игры, а значит несовершеннолетние игроки – в опасности.
Рассмотрим, какие меры в прошлом году проводились в целях регулирования лутбоксов. И заодно в целом посмотрим, как в разных странах к ним относятся на правовом уровне.
Нидерланды
Игровое сообщество несколько лет следило за судьбой лутбоксов в Нидерландах в ходе регионального судебного разбирательства с участием Electronic Arts (далее EA).
В основе этого дела лежал Закон об Азартных играх, первая статья которого запрещает без специальной лицензии организацию и проведение игр, победитель в которых определяется случайным образом без возможности существенным образом повлиять на победу (game of chance). В 2019 году местное Управление по азартным играм пришло к мнению, что лутбоксы также являются game of chance. EA, ввиду отсутствия у нее лицензии, был назначен существенный штраф.
Однако в марте 2022 года Общий административный суд высшей инстанции Нидерландов отменил назначенный ранее EA штраф. Он признал, что лутбоксы не являются азартной игрой, а также предоставил свои объяснения (с решением можно ознакомиться здесь).
В частности, нидерландский суд указал, что прежде было важно определить, является ли лутбокс самостоятельной азартной игрой внутри другой игры или нет (п. 8.3 решения). Для этого он попытался ответить на следующие вопросы:
- в чем состоит суть применения лутбоксов?
- для чего покупают лутбоксы?
- где используются лутбоксы?
Суд пришел к следующим выводам:
- игроки используют лутбоксы (FIFA packs) для участия в игровом процессе, в виртуальном футбольном матче. Победа в матче определяется преимущественно скиллами (game of skill);
- одним из результатов game of skill является получение внутриигровой валюты, которая также позволяет приобретать лутбоксы для их последующего применения в игре. Тот факт, что лутбоксы можно приобрести и иным способом (отдельной покупкой), не означает, что они являются самостоятельной игрой – лутбоксы приобретаются для участия в игровом процессе, а не для последующей перепродажи их содержимого. При этом было подчеркнуто: оборот FIFA packs на «черных» маркетах не является высоким;
- также в решении отмечается, что FIFA packs не открываются в среде, отличной от игровой. В связи с этим лутбокс добавляет элемент случайности именно в контексте самой игры, но при этом не является отдельной и самостоятельной игрой.
Итог: решение было вынесено судом высшей инстанции, что, в теории, позволяет утверждать о возможности беспрепятственного использования лутбоксов в Нидерландах.
Однако сегодня в стране продолжаются попытки создать жесткое регулирование лутбоксов. В июне 2022 года представители шести партий направили прошение в Палату представителей Нидерландов, в тексте которого лутбоксы прямо названы азартной игрой, функционирование которой может иметь опасные последствия для детей. В связи с чем чиновники просят правительство запретить их использование на законодательном уровне. Интересно, что в качестве одного из аргументов приводится текущий запрет на лутбоксы.
Данное прошение было рассмотрено на дебатах, после которых были внесены незначительные изменения в новый текст прошения. Документ был выставлен на голосование, в результате которого 121 из 149 депутатов поддержал прошение.
К сожалению, парламентарии полностью проигнорировали решение суда, в связи с чем вскоре можно ожидать введение большего числа ограничений в отношении лутбоксов.
Бельгия
До решения нидерландского суда в марте 2022 года в странах действовал схожий запрет на использование лутбоксов. Местные Управление и Комиссия по азартным играм ранее определили, что лутбоксы являются самостоятельной game of chance и для их использования необходимо получать лицензию (как и для остальных азартных игр).
В частности, бельгийская комиссия подготовила в 2018 году развернутый доклад с анализом лутбоксов на примерах Overwatch, Star Wars Battlefront II, FIFA 18 и CS:GO. Комиссия посчитала, что в каждой из игр использование лутбоксов полностью соответствует критериям азартной игры. Поэтому, если в играх будут и далее присутствовать лутбоксы, то разработчиков ожидает штраф до €800 тысяч (штраф может быть увеличен вдвое, если незаконные действия затронут несовершеннолетних).
Необходимо сделать важное уточнение – основной упор в докладе сделан именно на платные лутбоксы. Это связано с критерием «наличие ставки» в игре, под которой в очень широком смысле понимается любая оплата игроком. И только если внутриигровая валюта была получена игроком абсолютно бесплатно (в т.ч. исключая подписки), она не будет считаться ставкой.
Однако бельгийская комиссия в конце доклада отметила, что бесплатные лутбоксы также могут являться «проблемой», если каким-либо образом ведут или стимулируют покупку платных лутбоксов.
Итог: использование лутбоксов в стране остается существенно ограниченным.
Но на практике далеко не все разработчики следуют запрету. Недавно исследователь проблематики лутбоксов Леон Й. Сяо (Leon Y. Xiao) провел оценку эффективности введенного запрета в отношении 100 наиболее кассовых игр в бельгийском App Store. Выяснилось, что в более, чем 80% игр, действующих на территории страны, по-прежнему доступны для покупки лутбоксы (с результатами исследования можно ознакомиться здесь).
Возможно, запреты в Нидерландах и Бельгии страшны только «на бумаге». Как бы то ни было, активность национальных советов по защите прав потребителей может привести к реальным запретам.
Несмотря на результаты проведенного исследования, стоит отметить, что и в течение 2022 года игроки из Бельгии (а также Нидерландов) не смогли поиграть в некоторые игры из-за наличия ограничительной позиции локальных регуляторов по лутбоксам. Например, Diablo Immortal осталась недоступна для местных игроков, а в сентябре 2022 года для них был закрыт доступ к Roblox-игре Adopt Me! (официальное заявление об этом без прямого упоминания лутбоксов уже удалено с сайта, текст можно посмотреть через WebArchive здесь).
Поэтому перед релизом игры с платными лутбоксами на территории Бельгии стоит еще раз подумать о необходимости такого шага и возможных рисках.
Норвегия
В прошлом году Норвежский совет потребителей опубликовал обширный доклад, касающийся лутбоксов. Он вызвал широкий общественный резонанс во многих европейских странах и запустил новую волну обсуждений о необходимости регулирования лутбоксов.
На протяжении 59 страниц совет подробно разбирает, как лутбоксы манипулируют поведением игроков (не обошлось и без упоминания конкретных тайтлов, например, FIFA 22 и Raid: Shadow Legends). Среди подвергаемых критикой практик упоминаются:
- обманчивый дизайн: легкость покупки и «сбивающий с толку визуал»;
- развитие у игроков тревожного психического состояния – страха пропустить интересное (FOMO);
- непрозрачные алгоритмы: разработчики не сообщают, как функционируют алгоритмы использования лутбоксов;
- агрессивный маркетинг: реклама лутбоксов с «особыми» предметами, которые можно купить только в определенный момент времени – time pressure (обычно – сезонные события);
- ценообразование и покупка внутриигровой валюты: покупка лутбоксов обычно осуществляется через покупку игровой валюты в неровном количестве (например, игрок купил 200 единиц валюты, лутбокс стоит 150, а остаток нельзя вывести обратно на счет).
Доклад также уделяет большое внимание негативному влиянию лутбоксов на несовершеннолетних. Предложенные по итогу рекомендации сводятся к просьбе ввести жесткое регулирование (включая полную прозрачность алгоритмов и публикацию вероятности получения предметов, а также запрет продажи лутбоксов несовершеннолетним). Упоминается и опция полного запрета использования лутбоксов в играх.
В мае 2022 года в Норвегии также проходили общественные слушания по вопросу обновления норвежского Акта о гэмблинге. Министерство культуры подготовило предложение рассмотреть новый Акт об азартных играх с почти двухсотстраничными пояснениями. В ходе таких разъяснений было уделено внимание проблематике лутбоксов и их сходству с азартными играми (например, предлагалось считать лутбокс лотерейной моделью вознаграждения в видеоиграх).
Однако в тексте в целом подчеркивается, что нет единого мнения по данному вопросу, проведенных исследований недостаточно, чтобы сделать точный вывод о принадлежности лутбоксов к азартным играм. В самом тексте нового предложенного акта в конце разъяснений не содержится какого-либо упоминания лутбоксов.
Итог: хотя сам доклад совета потребителей является только предложением создать более жесткое регулирование лутбоксов (или их запрета), в самом тексте законопроекта лутбоксы азартной игрой пока не признаются. Соответственно, использование лутбоксов в Норвегии пока не запрещено.
Испания
Летом 2022 года Министерство по защите прав потребителей Испании опубликовало законопроект, который призывает урегулировать механизмы получения случайного вознаграждения (лутбоксов) в «программных продуктах для досуга».
В нем предлагается:
- запретить несовершеннолетним покупать и использовать лутбоксы (документальная проверка возраста плюс обязанность внедрения родительского контроля);
- обеспечить игроков прозрачной и легкодоступной информацией о лутбоксах, включая данные о вероятности получения предметов и реальной стоимости в евро (с учетом вероятности);
- введение административной ответственности (речь в том числе может идти о штрафе в €3 млн).
Итог: на момент написания данного материала по законопроекту уже прошли публичные слушания, сейчас он рассматривается советом министров и парламентом страны. В законопроекте указано, что закон в случае его принятия вступит в силу 2 января 2024 года.
Содержание законопроекта может быть скорректировано или сам документ может быть отклонен. В связи с этим необходимо отслеживать все возможные изменения, а в случае принятия такого закона – внимательно изучить итоговые положения, так как в них есть и специфические условия.
Учитывая общие настроения в странах ЕС после норвежского доклада, принятие подобного закона может повлечь существенное ограничение использования лутбоксов для существенной части европейских геймеров.
Финляндия
В сентябре 2022 года один из финских парламентариев – Себастьян Тынккинен (Sebastian Tynkkynen) – выступил с законодательной инициативой, изменяющей легальное определение лотереи. Под новый вариант определения будут подпадать лутбоксы, а их использование будет приравнено к азартной игре.
Сейчас текущее определение лотереи строится на факторах случайности получения прибыли и наличия денежной ценности (денежного эквивалента) полученного вознаграждения. Такая позиция отражает общий подход, принятый во многих странах и озвученный нидерландским судом – если игрок платит деньги за возможность получить случайный приз, который имеет денежную стоимость, то это признается азартной игрой.
В новом же варианте определения к денежной ценности случайного приза добавляется «виртуальная ценность», то есть такой приз/прибыль/ имеет ценность при его использовании онлайн (даже в случае отсутствия денежного эквивалента).
Финский парламентарий приводит подробное пояснение к своей инициативе. Ее автор указывает, что текущая позиция по лутбоксам, выраженная в 2018 году Финским департаментом полиции, является неоднозначной. В частности, департамент установил, что лутбоксы могут быть признаны азартной игрой в случае, если они приобретаются за деньги, содержимое ящика неизвестно, а приз имеет денежную стоимость. С последней частью и не согласен парламентарий.
Помимо ссылок на запреты в Бельгии и Нидерландах, а также на выводы доклада норвежского совета потребителей, Себастьян указывает на то, что внутри игрового сообщества существует практика неофициальной продажи и обмена выпадаемых. И так как в лутбоксах присутствуют все остальные элементы азартной игры (ставка и случайность), они могут вызвать финансовые и иные трудности, поэтому их использование необходимо ограничить.
Согласно информации с сайта финского парламента (на момент подготовки материала), в отношении данной инициативы 11 января 2023 года состоялось пленарное заседание, по итогам которых она была передана далее в административный комитет для рассмотрения.
Итог: в настоящий момент такая инициатива не принята и изменения в законодательство пока не осуществлены, поэтому существующая позиция по использованию лутбоксов в стране сохраняется – пока выпадаемые предметы известны игроку и они не имеют денежной стоимости, связаны с игрой и не продаются за реальную валюту, то признаки азартной игры отсутствуют.
И хотя отдельные члены парламентов разных стран постоянно выступают с ограничительными инициативами, которые не всегда приводят к какому-либо результату, при наличии платных лутбоксов в игре все же стоит учитывать и отслеживать такие инициативы при релизе в Финляндии.
Великобритания
В Великобритании также был вновь поднят вопрос о регулировании лутбоксов (в 2017-2021 годах он уже активно обсуждался): на сайте парламента страны можно посмотреть разные отчеты на эту тему. Единого мнения о том, стоит ли признавать лутбоксы азартной механикой, в них нет.
В Палате лордов в мае 2022 года даже проходили дебаты на тему лутбоксов (в самый разгар которых один из представителей Палаты поинтересовался: «My Lords, as I do not gamble, can somebody please tell me what a loot box is and how it works?»).
На сегодняшний момент предварительную точку в вопросе поставило Правительство: в июле Департаментом цифровых технологий, культуры, СМИ и спорта страны был опубликован развернутый доклад в ответ на открытое исследование о механизмах и влиянии лутбоксов на игроков от 2020 года, где постарались прийти к единому мнению и определить судьбу лутбоксов.
Правительство Великобритании выразило обеспокоенность возможным влиянием лутбоксов на зависимость от азартных игр, в особенности, в отношении несовершеннолетних. Однако, согласно докладу, лутбоксы не являются азартными играми и нет необходимости менять закон.
Аргументировали это так:
- лутбоксы не отвечают всем критериям game of chance (отсутствует «обналичивание» вознаграждения, так как предметы из лутбокса применяются в самой игре);
- новые поправки будет сложно осуществить технически, так как потребуется корректировка всех текущих процессов (например, нельзя посчитать пошлину, так как лутбоксы приобретаются за игровую валюту, часть которой может быть заработана в ходе игры, а сам «приз» не всегда поддается объективной денежной стоимости).
Помимо этого регулятор постановил:
- несовершеннолетние не должны иметь возможность приобретать лутбоксы без разрешения законных представителей;
- ответственность за регулирование лутбоксов и защита игроков лежит на самих разработчиках.
Правительство Британии призывает разработчиков самостоятельно ограничить использование лутбоксов несовершеннолетними, а также создать механизмы защиты и информирования игроков с целью их ответственного отношения к играм (например, если игрок тратит существенное количество денег на лутбоксы, его необходимо информировать об опасности такого поведения).
Итог: пока британские регуляторы считают, что лутбоксы не относятся к азартным играм. Это позволяет разработчикам легально использовать механику в играх на территории страны. Более того, разработчикам предложили самостоятельно создавать условия для разумной и ответственной покупки лутбоксов. Поэтому само использование лутбоксов возможно.
Европейский союз
В декабре прошлого года в Европейский парламент (законодательный орган ЕС) был представлен Доклад о защите прав потребителей в видеоиграх. Отдельное внимание в докладе было уделено и лутбоксам.
Сам доклад призывает Европейскую комиссию (исполнительный орган ЕС) урегулировать некоторые вопросы в игровой индустрии для защиты потребителей, в особенности – несовершеннолетних. В качестве оснований для новых изменений докладчик Адриана Мальдонадо Лопес (Adriana Maldonado López) указывает на отсутствие регулирования платных лутбоксов на европейском уровне и на отсутствие защитных механизмов, которые могли бы обеспечить надлежащую защиту игроков, в особенностей подростков и детей.
Чиновник призвала:
- (коллег) проанализировать способы продажи лутбоксов и принять необходимые шаги для выработки общеевропейского подхода к ним для обеспечения защиты игроков;
- (также коллег): проверить лутбоксы на соответствие законодательству ЕС о защите потребителей (при выявлении недостаточного соответствия – подготовить законодательное предложение для надлежащего уровня защиты игроков, которое должно включать либо обязательство по умолчанию отключать внутриигровые платежи и покупки лутбоксов, либо полный запрет на платные лутбоксы);
- (разработчиков) предоставить игрокам в максимально доступной форме информацию о лутбоксах, а также в будущем информировать пользователей о вероятностях выдачи внутриигрового контента и используемых при расчете выдачи алгоритмов.
Итог: в январе 2023 года по итогам голосования доклад был одобрен Европейским парламентам и передан в Европейскую комиссию (итоговый текст документа был опубликован здесь).
Теперь Европейской комиссии предлагается разработает единую стратегию в отношении видеоигр, разобраться в сути лутбоксов, проверить, в достаточной ли степени текущее европейское законодательство защищает потребителей-игроков, а также разработать и внедрить регулирование всех внутриигровых покупок, включая лутбоксы. Авторы доклада уверены, что такие шаги позволят значительно увеличить уровень защиты игроков.
Требования по урегулированию лутбоксов вышли на новый, общеевропейский уровень, и они явно не в пользу разработчиков. По итогам инициативы разработчиков могут ждать новые обременения, например, внедрение новых вплывающих уведомлений и изменение текущих пользовательских соглашений.
Япония
Обсуждать лутбоксы на государственном уровне в Японии начали еще в 2012 году. Несмотря на то, что в настоящий момент лутбоксы не регулируются напрямую и не запрещены в законодательстве, японские ассоциации (Japan Online Game Association – JOGA и Computer Entertainment Supplier’s Association – CESA) в свое время подготовили гайдлайны, которые помогают разработчикам не нарушать местные правила или отдельные положения законодательства (например, о защите прав потребителей). Следование таким гайдлайнам является негласным правилом, которое, обычно, исполняется.
Доклад JOGA и доклад CESA, среди прочего, содержат уже известные рекомендации:
- информировать пользователей о вероятностях выпадения конкретных предметов из лутбоксов;
- указывать, есть ли возможность получить один и тот же предмет в разных лутбоксах;
- указывать стоимость лутбокса (максимальная стоимость – ¥50 тысяч).
Итог: использование лутбоксов в Японии само по себе возможно, однако необходимо внимательно ознакомиться с гайдлайнами, а также следить, чтобы используемые в игре лутбоксы не попадали под определение kompu gacha (механика, в рамках которой игрок может получить ценный предмет исключительно при условии, если соберет коллекцию редких предметов, выпадающих из лутбоксов, которые в Японии называются обычной гачей). Kompu gacha была запрещена в Японии в 2012 году
Корея
Похожая ситуация сложилась и в Южной Корее – лутбоксы не запрещены на законодательном уровне.
В настоящий момент в отношении лутбоксов действуют правила, разработанные Корейской ассоциацией игровой индустрии (Korea Association of Game Industry) в мае 2021 года. Данные правила вносят изменения в текущий Кодекс саморегулирования, который не могут игнорировать местные разработчики. Они вступили в силу 1 декабря 2021 года.
Основные правила и новые поправки сводятся к тому, что разработчики должны предоставлять максимум информации по лутбоксам пользователям (сама информация должна быть легко доступна и понятна). В частности, разработчики должны информировать пользователей о том, что именно и с какой вероятностью выпадет из лутбокса.
Итог: законодательно лутбоксы в Корее не запрещены. Правила ассоциации распространяются на местных разработчиков (K-Games members), поэтому необязательны к исполнению иностранными компаниями. Однако мы считаем, что игру с лутбоксами вряд ли может ожидать спокойный и успешный региональный релиз, если правила ассоциации будут полностью проигнорированы.
Не стоит забывать и про местный закон «О продвижении игровой индустрии», который запрещает продвижение спекулятивных игровых продуктов (из-за чего под раздачу попали игры с NFT).
Китай
Ключевые правила в отношении лутбоксов, принятые Министерством культуры КНР, следующие:
- лутбоксы не могут быть приобретены за реальную валюту или за игровую, если ее можно купить за деньги;
- предметы из лутбокса возможно получить другими способами;
- разработчик должен информировать пользователя о вероятности получения предмета из лутбокса.
Часть из этих правил была установлена Уведомлением Министерства Культуры КНР в 2016, которое впоследствии было отменено. Несмотря на этом, на него по-прежнему продолжают опираться.
Ярким примером обхода правила о запрете предлагать к продаже лутбоксы за деньги или игровую валюту продемонстрировала в свое время Blizzard Entertainment в отношении Overwatch: игроки могли покупать только игровую валюту, но за такую покупку они получали лутбоксы «в подарок».
Итог: релиз игры в Китае и так является непростым, он требует соответствия множеству критерий. Например, в отношении подростков необходимо учитывать лимит по времяпрепровождению в игре.
Сингапур
Национальное законодательство страны, как и во многих других юрисдикциях, не содержит прямых запретов лутбоксов и не регулирует порядок их использования. Но в начале 2022 года в стране активно обсуждался новый Gambling Control Act 2022, который был принят в марте и вступил в силу 1 августа 2022 года.
Несмотря на то, что при его написании шли разговоры о лутбоксах, в ходе парламентских обсуждений пришли к следующему: пока игры с лутбоксами не предлагают механизмов по обмену полученных предметов на реальную валюту, их использование не является азартной игрой.
Итог: одним из последствий принятия акта было создание нового ведомства Gambling Regulatory Authority (GRA), которое теперь будет регулировать сферу гэмблинга в стране (ранее данные функции осуществляло Casino Regulatory Authority of Singapore, подконтрольное Министерству внутренних дел).
Предполагается, что GRA будет также заниматься регулированием правил использования лутбоксов. Вместе с тем принятый документ не установил никаких мер или требований, на основании которых возможно было бы однозначно определить, какую позицию будет занимать GRA по отношению к играм с лутбоксами.
В СМИ появлялась информация о том, что глава GRA поддерживает позицию Министерства внутренних дел страны об установлении лимита на стоимость одного mystery box. Однако при более подробном рассмотрении позиции МВД в Консультации становится ясно, что речь идет о физических ящиках с неизвестным содержимым, но не о внутриигровых предметах.
США
В Соединенных Штатах на сегодняшний день отсутствует регулирование лутбоксов на законодательном уровне. Хотя в 2020 году Федеральная торговая комиссия США пыталась обратить внимание на проблему отсутствия такого регулирования в своем отчете, а один из сенаторов даже направлял законопроект о запрете продажи лутбоксов несовершеннолетним, однако ни первое, ни второе не привело к каким-либо фактическим действиям.
При этом в 2022 году призывы взяться за лутбоксы все же звучали. В частности, в центре внимания в очередной раз оказалась Electronic Arts. Этим летом 15 организаций по защите прав детей направили единое обращение в Федеральную торговую комиссию США с просьбой провести расследование действий EA, в рамках которых компания предположительно извлекла выгоду от несовершеннолетних в FIFA: Ultimate Team. Несмотря на обращение, как сообщают СМИ, EA не стала торопиться с исключением лутбоксов из игр.
Итог: отдельных требований и законодательного запрета на использование лутбоксов в США сегодня не предусмотрено. При этом в этом году были отклонены разные коллективные иски к Apple, Google и Valve от родителей, которые просили признать лутбоксы азартной игрой. Однако суды в каждом кейсе вставали на сторону компаний (преимущественно потому, что они только предоставляли доступ к конкретным играм с лутбоксами и проводили оплату от игрока к разработчику, но сами не использовали лутбоксы).
Стоит учитывать нарастающую озабоченность в отношении покупок и использования лутбоксов несовершеннолетними. В таких случаях, на наш взгляд, стоит добавить и в Условия использования, и в саму игру дополнительных дисклеймеров, ориентированных на родителей (например, перед покупкой добавить уведомление, что игрок соглашается с пользовательским соглашением и что он подтверждает совершеннолетие/согласие законных представителей на такую покупку).
Австралия
Еще одна законодательная инициатива по регулированию лутбоксов от члена парламента была предложена в Австралии. В конце ноября 2022 года Эндрю Уилки (Andrew Wilkie) предложил внести изменения в текущие правила Австралийской классификационной комиссии (Australian Classification Board) по присвоению рейтинга для игр.
Как разъяснено в пояснительном заключении к изменениям, отдельные лутбоксы могут предлагать лут, который имеет существенную ценность для игроков и который может быть продан за реальную валюту. Завлекая игроков потенциальным получением таких предметов, лутбоксы вызывают те же эмоции, что и обычные азартные игры или покерные автоматы. В связи с этим необходимо изменить текущие правила присвоения рейтинга для тех игр, которые содержат в себе лутбоксы: новые рейтинги, запрет на покупку для несовершеннолетних и уведомление о наличии лутбоксов в продукте.
В случае принятия такой инициативы у австралийской комиссии остается два варианта классификации игры с лутбоксами: R18+ или RC. Как подсказывает сайт самой комиссии, материалы с рейтингом R18+, очевидно, предназначены только для взрослых, а рейтинг RC (Refused Classification) означает отказ в классификации – такие материалы нельзя законно продавать, рекламировать или импортировать в страну.
Итог: инициатива недавно поступила в парламент и в отношении нее пока ведутся обсуждения.
Любопытно, что Австралия не единственная страна, где предлагают дополнительно уведомлять о наличии лутбоксов в игре. Еще в 2020 году ESRB (Entertainment Software Rating Board) представило новую маркировку с уведомлением о наличии внутриигровых покупок, включая «случайные» предметы (здесь любопытны выводы еще одного исследования Леон Й. Сяо, а именно работы про отсутствие такой маркировки у большинства исследованных игр, включая Genshin Impact).
Новые правила о маркировке были приняты и немецкой организацией, ответственной за возрастные рейтинги в видеоиграх – Unterhaltungssoftware Selbstkontrolle (USK). В декабрьском пресс-релизе организация представила новые оповещения в табличках рейтингов: к привычным фигурам в виде ромба и прямоугольника будет добавлена отдельная строка о наличии дополнительного функционала в игре. Например, будет оповещение о наличии внутриигровых покупок, чата или о наличии лутбоксов (про присвоение играм с лутбоксами рейтинга только 18+ немецкая организация прямо ничего не сообщала).
Что же в итоге?
Власти и органы разных стран пока не спешат приравнять использование лутбоксов к гэмблингу (за редким исключением), особенно на законодательном уровне. Однако почти в каждой юрисдикции возникают одни и те же вопросы к играм, использующим лутбоксы:
- информирует ли игра пользователя о том, с какой вероятностью из лутбокса выпадет то или иной предмет;
- может ли пользователь продать полученный предмет за реальные деньги;
- могут ли несовершеннолетние покупать лутбоксы внутри игры без прямого согласия родителей.
Вместе с тем некоторые страны имеют дополнительные вопросы (особенно в отношении несовершеннолетних), поэтому перед релизом игры с лутбоксами на мир следует еще раз ознакомиться с основными правилами в интересующих юрисдикциях.
Следует также следить за судьбой доклада в Европейской комиссии и ожидать новых исследований, выводов, возможно, и законодательных изменений в геймдев-индустрии ЕС, включая ограничения и дисклеймеры для всех внутриигровых покупок, и не в последнюю очередь для лутбоксов.
Возможно, в будущем проблему с лутбоксами можно будет разрешить, например, путем динамически развивающегося внутриигрового контента на основе опыта конкретного игрока (попытки в сторону изменения контента в процессе с учетом поведения игрока уже делает Electronic Arts, см. заявку на патент).
Пока же хочется еще раз выделить решение нидерландского суда, который действительно постарался разобраться в сути лутбоксов. На наш взгляд, понимание суда является верным: лутбокс – это часть игры. Эта механика направлена, в первую очередь, на взаимодействие и получение преимущества в рамках игрового процесса (ведь перепродажа предмета через маркеты не является основной целью большинства игроков).
Наличие такого судебного решения с подробным разбором могло бы стать новой точкой в позитивном развитии регулирования лутбоксов, однако, как показывает 2022 год (а решение Европейского парламента в январе 2023 года только подтверждает), большинство стран склоняются в пользу жесткого регулирования ниши.
Комментарии
Ответить