Команда Versus.legal на страницах App2Top.ru запускает цикл материалов о льготных правовых режимах для IT-компаний в странах ближней дуги. Первый материал — о работе в Армении.

Источник фото: unsplash, Gevorg Avetisyan

На фоне последних геополитических событий и наличия широких IT-льгот Армения приобрела статус одной из наиболее привлекательных юрисдикций для развития бизнеса в сфере высоких технологий на постсоветском пространстве.

Сергей Цыганков, юрист Versus.legal

Впрочем, наши собеседники из Golden Dragon Games, молодой и совсем пока небольшой команды по разработке и изданию компьютерных игр, упоминают другую причину, по которой решили обосноваться в стране.

Армению мы выбрали, потому что, открыв компанию тут, мы можем продолжать полноценно работать как с мировым рынком компьютерных игр, так и с Россией. По крайней мере, пока. Таких юрисдикций сейчас осталось не так много, и Армения подошла нам как по возможностям ведения бизнеса, так и по стоимости релокации.

Антон Шелестов

Основатель Golden Dragon Games

Однако давайте остановимся на льготах.

Особенности налогообложения, льготной политики и оформления

Налоговые льготы

Особый правовой режим для IT-бизнеса в Армении действует с 2014 года, когда парламентом страны был принят Закон «О государственном содействии в сфере информационных технологий». Льготный режим был установлен на 3 года. К настоящему моменту он уже два раза продлевался. Последний раз — до конца 2022 года. Мы предполагаем, что действие льгот вновь будет продлено.

Данный режим действует только для местных компаний, зарегистрированных в Армении. При этом страна происхождения фаундеров значения не имеет.

В рамках режима всем подобным IT-компаниям предоставляется так называемый «IT-сертификат».

Главное преимущество сертификата — право на получение налоговых льгот, значительно облегчающих налоговую нагрузку в сравнение с общим налоговым режимом. Так, IT-сертификат дает компании право уплачивать налоги по следующим ставкам:

  • налог на прибыль — 0% (при общей ставке 18%);
  • налог на добавленную стоимость (НДС) — 0% (при общей ставке 20%);
  • подоходный налог (аналог российского НДФЛ) — 10% (при общей ставке 21%). Например, на зарплаты местных работников;
  • подоходный налог (аналог российского НДФЛ) на дивиденды — 5% (при общей ставке 21%). Например, при распределении прибыли компании фаундерам.

Льготы по IT-сертификату применяются только в отношении доходов из-за рубежа, что стоит учитывать при планировании своего бизнеса. Если компания планирует работать с местными клиентами (например, лицензировать им свое ПО), то получение IT-сертификата не имеет смысла — льготы применяться не будут даже при наличии поступлений и из-за границы.

Важно – подавать заявку на получение IT-сертификата необходимо в течение первых трех месяцев после регистрации компании.

Ключевые требования

Для получения IT-сертификата компания должна осуществлять деятельность по одному из следующих направлений:

  • разработка программного обеспечения;
  • консультативная деятельность в области компьютерных технологий;
  • деятельность по управлению компьютерными системами;
  • обработка данных, размещение информации в сети и сопутствующая деятельность;
  • действия, связанные с веб-порталами;
  • реализация образовательных, исследовательских программ в сфере информационных технологий.

Одновременно компания должна быть вновь созданной, а численность ее работников — не превышать 30 человек.

При этом компания должна показать, что она является реально действующей (в штате есть не менее двух работников, по банковским счетам имеется денежный оборот). Наличие реального офиса не является обязательным, но у компании должен быть юридический адрес (т.н. «виртуальный офис»).

Процесс получения IT-сертификата

Он достаточно прост, но при этом включает в себя очную презентацию вашего IT-проекта в Министерстве экономики Армении.

Сертификация включает в себя следующие этапы:

1. Разработка и предоставление бизнес-плана вашего проекта

Законодательство не устанавливает конкретные требования к бизнес-плану, за исключением подробного описания текущей и планируемой деятельности компании, коррелирующей с одним из вышеуказанных направлений.

2. Подача заявления на получение сертификата

Обязательной формы заявления не предусмотрено. Вместе с заявлением надо предоставить информацию об основателях, численности сотрудников, а также бизнес-план.

Документы направляются в бумажной форме в комиссию по сертификации при Министерстве экономике Армении.

3. Выступление с презентацией перед комиссией Министерства экономики Армении

Презентация представляет собой очное выступление представителя компании перед комиссией из пяти человек, которая анализирует проект, проверяет его на соответствие направлениям деятельности и принимает итоговое решение.

Для презентации лучше подготовить слайды с отображением основных положений бизнес-плана.

Помочь с оформлением бизнес-плана и иных документов, подать их, а также провести презентацию вправе представитель компании по доверенности (местные юристы могут помочь с оформлением всего пакета документов).

После получения сертификата

Сертификат начинает действовать с месяца принятия комиссией положительного решения. После получения сертификат необходимо предоставить в налоговую инспекцию, в которой обслуживается компания.

Каждые полгода в Министерство экономики Армении необходимо подавать отчет о ходе реализации бизнес-плана. Отчет сдается до 20-го числа месяца, следующего за отчетным полугодием. Важно, что для соблюдения режима IT-сертификата главное – сам факт направления отчета. Его содержание и результаты бизнес-деятельности не оцениваются государственным органом с целью продления или отзыва сертификата.

IT-сертификат (при условии соответствия его требованиям) действует бессрочно, лишиться его можно только в том случае, если будет выявлен факт непрофильной деятельности.

На сегодняшний день все процедуры, связанные с прохождением IT-сертификации выполняются лично и на бумажных носителях, полноценной электронной коммуникации пока не предусмотрено.

Взаимодействие с государственными органами пока было достаточно комфортным. Однако надо отметить гораздо более низкий уровень автоматизации работы государственных служб, чем в России. Однако все наши вопросы решались быстро и без лишних проблем, несмотря на возросшую нагрузку на местные государственные органы.

Антон Шелестов

Основатель Golden Dragon Games

Запуск бизнеса, работа с банками и платежами

Регистрация компании в Армении, в том числе с иностранными фаундерами, не вызывает особых сложностей и занимает 2-3 рабочих дня. При этом стоит учитывать, что процедура требует личного присутствия участников (либо их доверенных лиц) в регистрирующем органе: удаленная регистрация бизнеса в Армении пока невозможна. Доверенным лицом может стать местный юрист: для этого необходимо сделать и отправить доверенность.

Запустить бизнес и начать работу было достаточно просто. Многие вопросы решались удаленно (по доверенности), весь процесс от принятия решения о регистрации до открытия банковских счетов занял порядка месяца и потребовал совсем немного усилий.

Антон Шелестов

Основатель Golden Dragon Games

На сегодняшний день в Армении функционирует больше 15 банков, работающих с бизнесом. Выбор того или иного банка зависит от многих факторов, однако практически все они на сегодняшний день без особых проблем открывают счета компаниям с иностранными участниками, в том числе и из России. Процесс открытия счетов не очень быстрый и может занять до двух недель.

Для открытия банковского счета необходимо личное присутствие директора компании (может быть номинальное лицо), устав компании и документы о государственной регистрации. Также банки могут затребовать информацию о потенциальных контрагентах созданной компании.

Параллельно банк проверяет фаундеров компании: несмотря на то, что их личное присутствие не требуется, необходимо будет предоставить сведения о деловой репутации, имеющейся недвижимости, банковских счетах в других странах.

Сложнее с личными счетами физических лиц: некоторые банки требуют наличия временного или постоянного вида на жительство в Армении у иностранного гражданина как обязательное требование для открытия счета. Между тем, это требование не императивное и применяется далеко не всеми армянскими банками.

Расчеты (включая и платежи в адрес российских субъектов) проходят без особых препятствий, однако иногда при проведении платежей могут возникать проблемы на стороне банков-корреспондентов.

Сейчас в локальном IT-сообществе циркулирует много информации о том, что платежи приходят нестабильно, с задержками, иногда очень большими. Часто это происходит на стороне банков корреспондентов и как-то повлиять на это достаточно сложно. Процесс открытия счетов также довольно долгий и сопровождается сбором большого числа документов, высок процент отказов.

Антон Шелестов

Основатель Golden Dragon Games

***

На данный момент Армения продолжает оставаться привлекательной и удобной юрисдикция для IT-бизнеса с выгодными условиями для развития высокотехнологичных продуктов.


Подписывайтесь на App2Top.ru в Telegram и во «ВКонтакте»

Есть новость? Поделитесь с нами, напишите на [email protected]

Теги:

Комментарии

Olivia Whynot 2022-11-24 23:12:34

КАК Я ПОЛУЧИЛ КРЕДИТ ОТ ОЛИВИИ УАЙНОТ

Это изменение жизни! мне нужен был кредит, чтобы открыть свой ресторан и бар, когда один из моих деловых партнеров представил меня этому хорошему и доверчивому кредитору Бенасу Тамашаускасу, наконец, Бог улыбнулся мне, направив меня к этому новому кредитору, который заставил меня улыбнуться в этом году и он не обманывал меня, а также не обманывал и не лгал мне, но, тем не менее, этот кредитор дал мне 2% ссуду на сумму 465 000 долларов США после моего согласия с условиями их компании, и одна важная вещь, которую я люблю в этой кредитной компании, это что они очень быстрые. для получения дополнительной информации заявители должны связаться с кредитором по электронной почте: [email protected]


Благодарить,
Оливия Уайнот

0