О том, с чем может столкнуться издатель игр, придя в Китай, — на своем докладе для WN Winter’21 рассказал Тодд Кунс (Todd Kuhns), менеджер по маркетингу в AppInChina. Мы предлагаем краткую версию его выступления.
Лекция Тодда делится на две смысловые части. Первая посвящена общему обзору рынка. Вторая — особенностям издания игр в Поднебесной.
Тодд Кунс
I. Состояние китайского рынка игр на 2021 год
Тут без открытий:
- крупнейший сектор — мобильные игры;
- весь рынок видеоигр Поднебесной по итогу 2022 года заработает $65 млрд;
- последние годы рынок показывает двузначный рост;
- половина китайцев играют в мобильные игры;
- основные компании на внутреннем игровом рынке: Tencent, NetEase, 37 Interactive и Perfect World.
Также стоит отметить:
- из топ-200 самых зарабатывающих игр Китая к направлению мидкор относится 156, абсолютное большинство из них — 120 тайтлов — это ролевые игры. 53% последних — многопользовательские;
Самые популярные игровые ниши в Китае
- вместе с тем, если судить по пользовательской активности, успехом на китайском рынке пользуются игры различных жанров. К примеру, в топ-10 самых популярных игр страны входят такие казуальные проекты, как Happy Fun (MAU 69,6 млн) и Mini World (MAU 51,6 млрд).
Игры с самым высоким MAU в Китае
II.1 Издание игр в Китае
- Все данные о китайских пользователях должны храниться на локальных серверах. При этом стандартными облачными сервисами и библиотеками воспользоваться не получится, поскольку многие из них запрещены. Придется работать с местными провайдерами (AWS Chine, Azure Cloud China, Alibaba Cloud, Tencent Cloud или Huawei Cloud).
- Обычные типы оплаты также не работают, необходимо интегрировать популярные в Китае решения — WeChat Pay или Alipay.
- Самым простым способом опубликовать игру в Китае до недавнего времени был релиз в App Store. Он остается самым простым, но с оговорками (о них чуть ниже).
- Как хорошо известно, Google Play в стране заблокирован. Зато есть 400 других Android-сторов. При этом хватает магазинов, которые издают исключительно игры. На них Тодд и рекомендует обращать основное внимание.
Самые популярные игровые мобильные сторы в Китае
- Все приложения (неважно, игры или другой софт) требуют получения нескольких (!) лицензий (те самые оговорки, да).
- Первая лицензия, которой стоит заняться, — Software Copyright Certificate (SCC) или авторское свидетельство на программное обеспечение. Она используется в том числе в судах, когда разбираются дела о копировании. Как раз поэтому к заявке на ее получение необходимо прикладывать часть кода.
Требования и сроки получения SCC
- Вторая лицензия — Internet Content Publishing (ICP) License или лицензия на издание контента в интернете. Она бывает двух типов — Beian и Commercial. Первая необходима всем, кто распространяет информацию (в том числе бесплатным играм). Вторая, как можно догадаться по названию, разрешает ее владельцу принимать платежи (требуется для игр с IAP). ICP, как и SCC, реально получить за месяц.
Требования и сроки получения ICP
- Еще при издании игры потребуется зарегистрировать торговую марку. На это уходит от месяца до трех.
- Самый сложный этап (о нем мы на App2Top.ru уже не раз писали) — получение регистрационного номера для игры (ISBN). На это уходит от 8 месяцев и больше. Да, согласно закону, все игры должны обладать лицензией. При этом на практике ISBN требуют только от платных игр или игр с IAP. Бесплатные игры, в том числе те, которые монетизируются с помощью рекламы, пока публикуются и без него. Но в любой момент ситуация может измениться.
II.2 Как получить ISBN
ISBN на игру получить может только компания, которая является китайской. Иметь локальный офис или подразделение недостаточно. Помимо этого в игру нужно будет встроить:
- систему верификации пользователей по настоящему имени;
- ограничения, которые не допустят игровой зависимости.
И это, не говоря про получение Security Assessment Form (Формы по оценке безопасности), в рамках которой надо пройти процедуры, проверяющие, где разработчик хранит данные о пользователях и нет ли в игре нелегального контента.
После этого при сабмите регулятору необходимо предоставить:
- как минимум 10 скриншотов, отражающих геймплей и графику;
- весь внутриигровой китайский текст, включая описания встречающихся персонажей, диалогов, описаний миссий, наименования вещей из инвентаря и так далее;
- объяснить, какие именно функции игры борются с игровой зависимостью;
- административные аккаунты различного уровня доступа для оценки функций против игровой зависимости и контента;
- видео с геймплеем игры на 10 минут, 2 из которых должны быть посвящены боевой механике;
- сама игра.
Игра не пройдет ревью, если в ней:
- есть упоминания азартных игр и покера;
- отсутствует продвижение китайских социальных или культурных ценностей;
- исторический события излагаются не в том виде, в котором принято в Китае;
- есть порнография, обнаженная натура, упоминания гомосексуальных отношений, полигамии, измен и вообще секса в любом проявлении;
- есть мертвые тела, скелеты, вампиры, кровь, зомби и «страшные изображения».
Из игры про Марио в Китае убрали череп с его шляпы и повязку на глаз
II.3 Другие особенности рынка
Тоже важно иметь в виду следующее:
- большинство сторов требуют использовать собственный SDK (а их при этом много);
- для каждого отдельного стора также требуется отдельный APK;
- китайские сторы берут себе 50% и больше с продаж;
- для внедрения рекламы лучше использовать локальные решения.
Комментарии
Ответить