На дворе декабрь. Многие уже начали украшать елку. Кто-то, уверен, даже лепит на окна бумажные снежинки. Это значит, что самое время подводить итоги стремительно уходящего 2025 года. По традиции в преддверии Нового года их вместе с представителями игровых и околоигровых компаний подводит App2Top. Серию в этот раз открывает интервью с Ильей Гутовым, основателем игрового акселератора Meridian Play.
Каким 2025 год оказался для вашего бизнеса? Какие ключевые результаты вы бы выделили — как успешные, так и неожиданные?
Илья Гутов, Meridian Play: В этом году нам официально исполнился год, и мы расширили команду до 10 человек. Сейчас у нас большой поток проектов в Азию — как и планировалось изначально. При этом к нам начали обращаться компании из Китая, Кореи и Юго-Восточной Азии за адвайзерством и участием в акселераторе (сейчас соотношение примерно 80/20). Учитывая, что изначально весь сетап и месседж были ориентированы на западные команды, считаем это отличным результатом. Мы стараемся фокусироваться только на проектах, в которые действительно верим, и избегать расфокуса.
Среди приятных неожиданных событий — поработали с командой, отвечающей за новую мобильную Delta Force.
Среди менее приятных — пришлось пересмотреть некоторые условия работы акселератора в части эксклюзивности сделок. Многие стартапы приходят «за лучшим оффером», уже имея предложения на руках. Сейчас мы учимся эффективно взаимодействовать с командами, которые меньше тех, с которыми я раньше работал. К сожалению, не все из них понимают важность бизнес-репутации. Были инциденты.
Из интересных событий в регионе хочу отметить успешный первый Gamescom Asia в Таиланде. Считаю это хорошим знаком: мы движемся в правильном направлении.
Как изменился рынок игровых инвестиций в 2025 году — как в плане интереса к сегментам, так и в структуре сделок?
Илья: Капитал по-прежнему есть, но инвесторы пересматривают модели, пытаясь снизить риски. Все чаще используются проектное финансирование для PC и консолей, а также финансирование UA для мобильного сегмента.
Что поменялось для тех, кто хочет привлечь инвестиции на разработку? Изменились ли критерии оценок, требования, подходы?
Илья: Предыдущий звездный опыт команды больше не гарантирует сделок. Инвесторы все чаще ориентируются на текущие метрики, устойчивость процессов и качество исполнения.
Появились ли в 2025 году примеры «красных флагов», которые стали встречаться чаще при оценке проектов?
Илья: Часто встречаются завышенные оценки предыдущих раундов, а также неспособность команды объяснить, что было сделано за ранее привлеченные деньги. Команды иногда не умеют разделять вопросы инвесторов: где план по игре, а где — план по развитию компании.
Какие игровые жанры и платформы сегодня выглядят наиболее перспективными с точки зрения инвестиций?
Илья: Издатели и инвесторы все чаще ориентируются на AA-бюджеты для PC-игр и более низкие бюджеты для мобильных проектов. Игры больше не конкурируют только друг с другом. За внимание пользователей они также борятся с фильмами, сериалами и развлекательными приложениями.
Если выделять тренды, то AA-проектное финансирование выглядит особенно перспективно — жанр может быть практически любым, поскольку PC Buy-to-Play рынок живет по другим правилам, чем мобильный.
Если говорить о мобильных студиях, то среди инвестиционно активных регионов выделяются Вьетнам и Турция. Турция остается самым горячим хабом, хотя конкуренция и оценки компаний растут. Вьетнам привлекателен благодаря игровому буму последних лет.
Каких изменений ждете на рынке игрового венчура в 2026 году?
Илья: Несмотря на новости о сокращениях и закрытиях студий, глобальная картина остается устойчивой — выручка индустрии продолжает расти на 3–4 % ежегодно. Это должно мотивировать рынок продолжать экспериментировать, развивать сотрудничества, искать новые модели разработки и выходить на новые рынки.
Однозначного прогноза дать сложно, но я вижу усиливающийся процесс антиглобализации: рынок дробится даже внутри отдельных регионов. Для нас как консультационной компании это означает рост объема работы. Для венчурного рынка это скорее минус: увеличивается налоговая и юридическая нагрузка, а главное — становится непонятно, где брать экзиты в новых условиях.
Какие планы у вас на 2026 год?
Илья: Мы планируем открыть дополнительный офис в Куала-Лумпуре (Малайзия) и расширять команду. Также хотим закрыть информационный блок — начать регулярно делиться рыночными инсайтами и новостями о сделках (в рамках того, что можем раскрывать), потому что в первый год мы были полностью погружены в операционку.
Мы не инвестиционная компания — мы помогаем студиям привлекать деньги и находить издателей. Для крупных компаний через адвайзерство, для небольших — через акселератор. На 2026 год самостоятельную структуру для проектного финансирования мы не планируем, но продолжаем рассматривать это направление.

Комментарии
Ответить