Что собой представляет рынок игр в жанре merge, кто является лидерами на нем и сколько они зарабатывают? Ответы на эти и другие вопросы — в исследовании, которое провела редакция App2Top.ru на базе данных AppMagic.

Жанру merge-игр больше 10 лет. Как и любой жанр, он переживал взлеты и падения. Каждый раз он довольно сильно менялся и в плане правил, и в плане меты. При этом основные принципы его кор-механики оставались прежними: при слиянии одинаковые объекты не исчезают, а превращаются в какой-либо иной.

Первая игра с этой механикой — Triple Town — вышла в октябре 2010 года. Сейчас трудно говорить о большом коммерческом успехе тайтла (недостаточно данных), однако ее заметили. По итогу 2011 года многие издания назвали Triple Town лучшей социальной и инди-игрой.

Triple Town. Игра не изменилась с момента релиза.

У нее были и клоны. Например, в России в 2012 году большой популярностью пользовалась «Демократия» от белорусской Neskin Games (эту студию чуть позже мы сегодня еще упомянем).

«Демократия». Сегодня игра издается другим издателем, да и выглядит заметно иначе.

В последние пару лет жанр вновь переживает бум интереса со стороны разработчиков мобильных игр. В том числе со стороны отечественных команд, активно пробующих себя в этой нише.

На фоне этого мы подготовили на базе данных, любезно предоставленных AppMagic, исследование, в котором останавливаемся на следующих моментах, касающихся ниши:

  • классификации поджанров в merge-нише;
  • анализе ситуации в каждом из поджанров.

Поджанры игр в жанре merge

При желании в нише можно выделить много поджанров. Но далеко не все мы рассматриваем. Например, мы не берем в расчет Merge Numbers, к которому относятся минималистичные хиты Threes! и 2048, которые были одними из самых популярных мобильных тайтлов 2014 года (Apple в частности назвала Threes! игрой года).

Threes! и 2048. Оригинал и клон. Первый канул в небытие, второй до сих пор на слуху. История их противостоянии заслуживает отдельного рассказа.

Отметим только, что Merge Numbers — многочисленная ниша преимущественно гиперказуальных проектов. На сегодня AppMagic фиксирует 226 актуальных тайтлов в нише. Но только у 5 из них получается генерировать больше 2 млн установок в месяц.

В данной работе мы остановились на трех поджанрах, отвечающих за кассу всего направления. Это:

  • merge-3;
  • merge-2;
  • стратегические merge.

Merge-3

Описание механики

Для слияния необходимо как минимум три предмета. Чем больше предметов сливаешь, тем больше получаешь бонусом.

Суть кор-геймплея на примере Merge Dragons

Мета построена вокруг открытия и очистки новых территорий, а также сбора ресурсов. На многие действия тратится восполняемая со временем энергия.

У подобных игр, как правило, яркая мультяшная картинка, изометрическая перспектива, фэнтези-сеттинг, а сюжет носит формальный характер.

Это направление в жанре merge можно условно назвать турецким. То, как выглядят и как работают эти игры, заложила Gram Games в своей Merge Dragons.

Merge Dragons

Собственно, Merge Dragons продолжает оставаться с момента запуска в софтлонч в ноябре 2016 года главным проектом в нише.

Цифры по нише

AppMagic насчитывает 86 актуальных проектов, относящихся к поджанру merge-3. На настоящий момент совокупная месячная выручка ниши составляет $30 млн. Иными словами, ее годовой оборот может достигать $360 млн.

Динамика выручки наиболее кассовых проектов merge-3

В топ-10 игр ниши нашлось место сразу трем блокбастерам (проектам с заработком от $5 млн в месяц). Помимо них в чарте было два тайтла с относительно высокой кассой (от миллиона долларов в месяц).

Топ-10 поджанра merge-3

Однако важно понимать, что выручка 80% игр поджанра в месяц не преодолевает отметки и в $100 тысяч. Что касается топа, то он сформирован далеко не простыми игроками. Из топ-10:

  • три игры — от Gram Games;
  • три игры — за китайскими командами.

6 из 10 нынешних лидеров ниши вышли до весны 2020-го.

Топовые игры

Однозначных лидеров три:

  • уже упомянутая Merge Dragons от Gram Games с месячной кассой в $11,5 млн;

Merge Dragons задала не только механику всему поджанру, но и общий для нее яркий визуальный стиль

  • EverMerge от Big Fish Games (разработчиком игры выступила Neskin Games, которая занималась этим жанром на протяжении последних десяти лет), зарабатывающая в месяц порядка $6,9 млн;

EverMerge

  • восходящий китайский хит Merge Country от Microfun, который еще в марте зарабатывал $4 млн в месяц, а по итогу апреля достиг порога в $5,5 млн.

Merge Country одним из первых в нише отступает от фэнтези-сеттинга в пользу реалистичного, однако сохраняет мультяшную графику конкурентов 

Успех Merge Country, которая вышла в ноябре 2021 года, демонстрирует, что выйти в нишу по-прежнему возможно. Причем даже на не очень больших объемах привлеченного трафика. Совокупные загрузки за все время оперирования проекта не превышают 5 млн.

Динамика продаж и загрузок Merge Country в мире (голубая линия — установки, а синяя — касса)

Другое дело, что трафик, скорее всего, был хорошо таргетирован. Плюс сама игра очень хорошо монетизирует пользователей. Особенно это касается американской аудитории, где на аудитории в 1,5 млн человек игра за пять месяцев заработала $12 млн.

Merge-2

Описание механики

Для слияния необходимо два одинаковых предмета. Требуемые для получения предметы задаются квестами.

Суть кор-геймплея на примере Merge Mansion

Свободное место на поле, как правило, сильно ограничено предметами без пары. Новые предметы игрок получает из ящиков и сундуков с таймером.

Поле в подобных играх не изометрическое, а двухмерное. Используется реалистичный сеттинг, а сюжет играет более важную роль, чем в merge-3.

Действие игры ограничивается не только игровым полем для объединения предметов. В рамках меты присутствуют интерактивные области для исследования.

В Merge Mansion квесты задаются через окружение. Например, в локации героине мешает куст. Для его стрижки она должна в рамках кор-геймплея добыть секатор  

Поджанр можно назвать финским, поскольку его сформировала хельсинская Metacore в Merge Mansion. И это единственный блокбастер в нише.

Цифры по нише

AppMagic насчитывает 176 актуальных проектов, относящихся к поджанру merge-2. На настоящий момент совокупная месячная выручка ниши составляет $13 млн. Ее годовой оборот может достигать $156 млн.

Динамика выручки наиболее кассовых проектов merge-2

Проблема в том, что почти две трети этой суммы приходится на одну игру. Уже упомянутую Merge Mansion. Если отталкиваться от месячных заработков, то ни одна другая игра и близко не подходит к ее уровню в $7,5 млн.

Топ-10 поджанра merge-2

В топ-10 только три проекта, помимо Merge Mansion, зарабатывают более одного миллиона доллара в месяц. Именно столько они имеют после вычета доли сторов и налоговых отчислений.

Более того, для попадания в чарт игре в этом жанре достаточно зарабатывать чуть больше $100 тысяч в месяц. Очень низкий порог, говорящий о большом количестве проектов с проблемной монетизацией в сегменте.

Из 174 активных проектов в жанре зарабатывают в месяц более $100 тысяч только 8 проектов. У большинства заработок не перешагивает отметки и в $10 тысяч.

Вот и получается, что merge-2 это гораздо более сложное направление, чем merge-3. Тут больше конкуренция, больше проектов, однако игры в нише зарабатывают меньше.

Топовые игры

На самом деле тут можно было бы обойтись только Merge Mansion. Все-таки отставание других тайтлов от нее слишком значительно.

  • Merge Mansion от Metacore с ежемесячной кассовой в $7,5 млн;

Merge Mansion задала реалистичный сеттинг, но не все клоны стремятся повторить ее визуал

  • Travel Town от Magmatic Games с заработком в $1,3 млн;

Travel Town

  • Love & Pies от Trailmix с заработком в $1,1 млн.

Love & Pies

К слову, Metacore является сейчас компанией одной игры. Ее оборот за 2021 год составил €58 млн. При этом его она закончила в глубоком минусе. Ее убыток составил €60 млн. И в руководстве компании пока не уверены, что смогут вывести компанию в плюс по итогу 2022 года.

Стратегические merge

В стороне от окончательно сформировавшихся (в первую очередь благодаря многочисленным клонам) ниш merge-3 и merge-2 присутствует группа merge-игр, рассчитанных совершенно на другие аудитории.

AppMagic сейчас их условно называет Strategy Merge. И среди них можно выделить два направления:

  • 4X-merge — merge с метой из 4X-стратегий, в которых фокус смещен на строительство и экспансию;
  • TD-merge — merge, чья кор-механике много взяла жанра tower defence.

Для простоты первый подход можно назвать китайским, а второй — корейским.

Единственный представитель 4X-merge — это Top War от гонконгской Topwar Studio.

Top War: Battle Game. По скриншотам она походит на клон Boom Beach. И, да, именно на эту аудиторию она и нацелена 

Несмотря на, что проект с 2019 года заработал более $500 млн, собрав аудиторию в 100 млн человек (последняя цифра — официальные данные), он то ли вовсе не обзавелся последователями, то ли ни один из них не смог добиться минимальной видимости.

В проекте для слияния нужно минимум два предмета, предметы делятся на два вида — строения и войска, первые добывают ресурсы и производят войска, вторые освобождают территорию, сражаясь с армией противника.

Строительный кор Top War: Battle Game

Сегодня Top War зарабатывает в месяц чуть больше $30 млн. Половина этой суммы приходится на западный рынок, половина — на азиатский.

Динамика продаж Top War: Battle Game

Что касается TD-merge, то тут первопроходец — корейская Random Dice: Defense от 111%. Она максимально далеко ушла от классических merge. Поэтому относить ее к жанру можно только с большой натяжкой.

В рамкам PvP-битв игрок должен как можно скорее объединять свои войска. Между сессиями в мете формируются колоды и прокачиваются бойцы.

Random Dice

На пике популярности в 2020 году Random Dice зарабатывала по $10 млн (на тот момент больше, чем было у Top War). У проект есть несколько клонов.

Самый популярный из последних — отечественный проект Rush Royale от MY.GAMES, который сейчас обогнал оригинал по заработку. Месячный заработок тайтла после вычета долей платформ и налогов держится на уровне $6 млн.

Rush Royale

Цифры по нише

Совокупная месячная выручка поджанра стратегических merge — $39,7 млн. Это оборот merge-3 и merge-2 вместе взятых (ну, почти).

Вот только, как и в случае с merge-2, две трети суммы приходится на одну игру (Top War). Остальная треть — еще на два проекта (Rush Royale и Random Dice).

По сути вне этих тайтлов ниши нет. Ей только предстоит сформироваться. Хотя этого запросто может и не случиться.

Совокупный ARPU

В отдельной главе мы также решили сравнить совокупный ARPU (здесь: выручка за время оперирования, поделенная на загрузки).

Лидером являются проекты в поджанре merge-3. У Merge Dragons и EverMerge совокупный ARPU на уровне $9. У остальных проектов из топ-10 показатель на уровне 3-5 долларов. Даже у проектов из второй десятки не встречается ARPU меньше доллара.

Топ-10 поджанра merge-3 за апрель с указанием загрузок и ARPU

Что касается merge-2, то здесь крупного ARPU нет даже у лидера направления. Пиковый по поджанру — у Merge Mansion — составляет $3,64. У проектов из топовой десятки ARPU бывают ниже доллара.

Топ-10 поджанра merge-2 за апрель с указанием загрузок и ARPU

Говоря о стратегиях, то тут сложно говорить о какой-то цельной картине, поскольку, как мы уже отмечали, тут даже толком не сформировались ниши. Есть три крупных проекта и все. Так что мы тут будем говорить о показателях только указанных тайтлов.

У Top War кумулятивный ARPU проекта находится на уровне $7,5. Это средний показатель для 4X-жанра (это на уровне активно скупающей трафик Lords Mobile).

Что касается Rush Royale, то здесь кумулятивный трафик — $2. Это небольшая цифра и для жанра merge, и для стратегических игр в реальном времени (например, у Clash Royale — $4,8)

Однако отметим еще раз, что совокупный ARPU для нас здесь — условный показатель. Тут гораздо важнее, во сколько компаниям обходится приобретаемый трафик, насколько сильно они остаются в плюсе. По понятным причинам говорить об этом нельзя, не зная внутренней кухни каждой из студий. Однако, как мы уже отмечали, Merge Mansion с ARPU $3,64 сейчас официально сидит в минусе.

Выводы

  • Игр в нише merge — много, а вот успешные клоны вне поджанра merge-3 почти не встречаются.
  • Как правило, на каждый из поджанров приходится по одному основному кассовому хиту (исключение опять же — merge-3).
  • Самые зарабатывающие merge — 4X-merge (точнее, одна единственная игра в этом жанре).
  • В merge-3, несмотря на сильную конкуренцию, продолжают появляться новые звездочки.
  • На фоне финансовых сложностей Merge Mansion и очень низкого ARPU у большинства игр merge-2 — неясен интерес, который проявляют к нише многие компании. Мы можем это объяснить только (а) перенасыщением рынка игр в жанре match-3 (сформировавшиеся команды ищут менее насыщенные ниши со схожей целевой аудиторией, те ниши, где может пригодиться наработанная ими в match-3 экспертиза) и (б) громкой историей о том, как Supercell выделила крупные транши Merge Mansion.
  • Что касается стратегического направления, то эта ниша создается прямо сейчас. Другой вопрос, найдется ли в ней вообще место кому-либо, кроме тех, кто сейчас эту площадку обрабатывает в качестве первопроходца. История с Clash Royale и тем же Merge Mansion показывает, что иногда в нише есть место только для одной игры.

Подписывайтесь на App2Top.ru в Telegram и во «ВКонтакте»

Есть новость? Поделитесь с нами, напишите на press@app2top.ru

Теги:

Комментарии

Валентин Измалков 2022-06-01 19:03:50

Отличная статья! Спасибо за интересное исследование.

1
×