Оформить премиум-подписку  Заказать Альманах «Игровая Индустрия»

Сегодня Ubisoft, некогда крупнейшая игровая компания Европы по капитализации, оказалась на распутье. Чтобы лучше понять причины кризиса, мы приводим детальную хронологию событий последних лет. Если коротко — одна лишь сделка с Tencent вряд ли решит накопившиеся проблемы.

Содержание:

Причины финансовых проблем Ubisoft

Прежде чем перейти к анализу актуальных событий, стоит тезисно вспомнить о ключевых решениях и ошибках, которые завели компанию в тупик.

  • Раздутый штат — в эпоху своей экспансии Ubisoft славилась разветвленной структурой, делая игры силами десятков команд по всему миру. За три года, с 31 марта 2018-го по 31 марта 2021-го, штат компании вырос практически вдвое — с 11,7 тысяч до 20,3 тысяч человек. Управлять такой империей становилось все сложнее, а на фоне постпандемийного «похмелья» и внутренних проблем руководству пришлось перейти к сокращениям и более радикальным мерам.
  • Отчаянная погоня за трендами — за последние пять лет руководство Ubisoft потерпело неудачу на всех новых направлениях. Провальными оказались как попытки запрыгнуть на мимолетный хайп по NFT и блокчейн-играм, так и планы по выходу на мобильный рынок и созданию своего многомиллиардного лайв-сервиса. Поговаривают, что к началу 2022-го компания работала сразу над 12 королевскими битвами — и это несмотря на провал Hyper Scape.

Hyper Scape, один из неудачных экспериментов Ubisoft в сегменте игр-сервисов

  • Нездоровая рабочая атмосфера — в июле 2020 года ряд сотрудников Ubisoft обвинили в непристойном поведении. В результате несколько руководителей покинули компанию или были уволены. Несмотря на перестановки, за последующий год корпоративная культура никак не изменилась к лучшему, а домогательства в отдельных филиалах продолжились.
  • Потеря опытного креативного лидера — ключевой стала отставка Сержа Аскоэ (Serge Hascoët), который проработал в компании с 1988 года. Оставляя за скобками его непристойное поведение (в 2023 году его допросила французская полиция, а вскоре состоится суд по делу о сексуальных домогательствах), именно он на протяжении 20 лет отвечал за творческий контроль всех ключевых релизов Ubisoft. Созданный им «редакционный отдел» контролировал пайплайн компании и вывел успешную формулу игр в открытом мире.

Серж Аскоэ (фото: École polytechnique)

  • Кардинальная смена творческого подхода — на смену Аскоэ пришел креативный директор Riders Republic Игорь Монсо (Igor Manceau). Он проработал в этой должности менее полутора лет и в итоге ушел из игровой индустрии. В октябре 2022 года Ubisoft отказалась от централизованной системы управления в пользу создания «Глобального креативного офиса». Новое подразделение разбили на несколько направлений под задачи и аудиторию конкретных сегментов Ubisoft. Руководить офисом поставили бывшего дизайн-директора The Coalition Кэти Скотт (Katie Scott), которая вступила в должность в самый разгар реструктуризации.

Кэти Скотт (фото: Ubisoft)

  • Производственный ад — проблемы на уровне менеджмента вылились в хаотичную смену творческого видения отдельных проектов на протяжении всего цикла разработки и регулярные переносы ключевых игр. Среди наиболее печально известных кейсов — Skull and Bones (11 лет в продакшене, провальный старт) и Beyond Good and Evil 2 (игра находится на разных стадиях производства больше 15 лети и рискует не выйти).
  • Выгорание коллектива — на фоне накопившихся проблем, неустойчивости бизнеса и ошибок руководства рядовые сотрудники чувствуют себя демотивированными и незащищенными. Опытные разработчики все чаще покидают компанию, а оставшиеся ветераны имеют все меньше творческого контроля и свободы.
  • Игнорирование собственных IP — на бумаге Ubisoft обладает одним из самых впечатляющих портфолио на рынке. Однако вместо планомерного развития имеющихся IP компания начала заниматься тайтлами по чужим лицензиям (Star Wars, Avatar) и сливать миллионы на экспериментальные спин-оффы вроде экстракшен-шутеров по франшизам The Division (игру отменили) и Far Cry (в марте разработку перезапустили спустя два года).
  • Потеря доверия аудитории — череда провальных релизов, разрушенные цепочки производства, упор на сервисную составляющую и плохая коммуникация с игроками в итоге навредили бренду Ubisoft. Компания пересмотрела свою политику только на фоне потенциального провала Assassin’s Creed Shadows, отправив игру на доработку и впервые за долгое время повернувшись лицом к аудитории в плане монетизации и релизной стратегии.

The Division Heartland, отмененный фритуплейнный спин-офф серии

Хронология финансового кризиса Ubisoft

Январь 2023 года --------------------------------------------------------------------

Начало перестройки

11 января Ubisoft объявила о пересмотре финансовой стратегии на фоне общего кризиса в игровой индустрии и накопившихся внутренних проблем. Главная причина — отсутствие ощутимых результатов долгосрочных инвестиций в игры-сервисы и новые тайтлы по успешным франшизам.

XDefiant застряла в производстве, Skull and Bones в очередной раз перенесли, а до релиза новой большой части Assassin’s Creed оставалось — как теперь выяснилось — больше двух лет. Вдобавок все последние релизы не оправдали ожиданий издателя, включая Mario + Rabbids Sparks of Hope и Just Dance 2023.

Гендиректор Ubisoft Ив Гиймо (Yves Guillemot) объявил о принятии трех ключевых мер по выходу из кризиса:


Подписывайтесь на App2Top.ru в Telegram и во «ВКонтакте»

Есть новость? Поделитесь с нами, напишите на press@app2top.ru

Теги:

Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
×