Сегодня Ubisoft, некогда крупнейшая игровая компания Европы по капитализации, оказалась на распутье. Чтобы лучше понять причины кризиса, мы приводим детальную хронологию событий последних лет. Если коротко — одна лишь сделка с Tencent вряд ли решит накопившиеся проблемы.

Содержание:

Причины финансовых проблем Ubisoft

Прежде чем перейти к анализу актуальных событий, стоит тезисно вспомнить о ключевых решениях и ошибках, которые завели компанию в тупик.

  • Раздутый штат — в эпоху своей экспансии Ubisoft славилась разветвленной структурой, делая игры силами десятков команд по всему миру. За три года, с 31 марта 2018-го по 31 марта 2021-го, штат компании вырос практически вдвое — с 11,7 тысяч до 20,3 тысяч человек. Управлять такой империей становилось все сложнее, а на фоне постпандемийного «похмелья» и внутренних проблем руководству пришлось перейти к сокращениям и более радикальным мерам.
  • Отчаянная погоня за трендами — за последние пять лет руководство Ubisoft потерпело неудачу на всех новых направлениях. Провальными оказались как попытки запрыгнуть на мимолетный хайп по NFT и блокчейн-играм, так и планы по выходу на мобильный рынок и созданию своего многомиллиардного лайв-сервиса. Поговаривают, что к началу 2022-го компания работала сразу над 12 королевскими битвами — и это несмотря на провал Hyper Scape.

Hyper Scape, один из неудачных экспериментов Ubisoft в сегменте игр-сервисов

  • Нездоровая рабочая атмосфера — в июле 2020 года ряд сотрудников Ubisoft обвинили в непристойном поведении. В результате несколько руководителей покинули компанию или были уволены. Несмотря на перестановки, за последующий год корпоративная культура никак не изменилась к лучшему, а домогательства в отдельных филиалах продолжились.
  • Потеря опытного креативного лидера — ключевой стала отставка Сержа Аскоэ (Serge Hascoët), который проработал в компании с 1988 года. Оставляя за скобками его непристойное поведение (в 2023 году его допросила французская полиция, а вскоре состоится суд по делу о сексуальных домогательствах), именно он на протяжении 20 лет отвечал за творческий контроль всех ключевых релизов Ubisoft. Созданный им «редакционный отдел» контролировал пайплайн компании и вывел успешную формулу игр в открытом мире.

Серж Аскоэ (фото: École polytechnique)

  • Кардинальная смена творческого подхода — на смену Аскоэ пришел креативный директор Riders Republic Игорь Монсо (Igor Manceau). Он проработал в этой должности менее полутора лет и в итоге ушел из игровой индустрии. В октябре 2022 года Ubisoft отказалась от централизованной системы управления в пользу создания «Глобального креативного офиса». Новое подразделение разбили на несколько направлений под задачи и аудиторию конкретных сегментов Ubisoft. Руководить офисом поставили бывшего дизайн-директора The Coalition Кэти Скотт (Katie Scott), которая вступила в должность в самый разгар реструктуризации.

Кэти Скотт (фото: Ubisoft)

  • Производственный ад — проблемы на уровне менеджмента вылились в хаотичную смену творческого видения отдельных проектов на протяжении всего цикла разработки и регулярные переносы ключевых игр. Среди наиболее печально известных кейсов — Skull and Bones (11 лет в продакшене, провальный старт) и Beyond Good and Evil 2 (игра находится на разных стадиях производства больше 15 лети и рискует не выйти).
  • Выгорание коллектива — на фоне накопившихся проблем, неустойчивости бизнеса и ошибок руководства рядовые сотрудники чувствуют себя демотивированными и незащищенными. Опытные разработчики все чаще покидают компанию, а оставшиеся ветераны имеют все меньше творческого контроля и свободы.
  • Игнорирование собственных IP — на бумаге Ubisoft обладает одним из самых впечатляющих портфолио на рынке. Однако вместо планомерного развития имеющихся IP компания начала заниматься тайтлами по чужим лицензиям (Star Wars, Avatar) и сливать миллионы на экспериментальные спин-оффы вроде экстракшен-шутеров по франшизам The Division (игру отменили) и Far Cry (в марте разработку перезапустили спустя два года).
  • Потеря доверия аудитории — череда провальных релизов, разрушенные цепочки производства, упор на сервисную составляющую и плохая коммуникация с игроками в итоге навредили бренду Ubisoft. Компания пересмотрела свою политику только на фоне потенциального провала Assassin’s Creed Shadows, отправив игру на доработку и впервые за долгое время повернувшись лицом к аудитории в плане монетизации и релизной стратегии.

The Division Heartland, отмененный фритуплейнный спин-офф серии

Хронология финансового кризиса Ubisoft

Январь 2023 года --------------------------------------------------------------------

Начало перестройки

11 января Ubisoft объявила о пересмотре финансовой стратегии на фоне общего кризиса в игровой индустрии и накопившихся внутренних проблем. Главная причина — отсутствие ощутимых результатов долгосрочных инвестиций в игры-сервисы и новые тайтлы по успешным франшизам.

XDefiant застряла в производстве, Skull and Bones в очередной раз перенесли, а до релиза новой большой части Assassin’s Creed оставалось — как теперь выяснилось — больше двух лет. Вдобавок все последние релизы не оправдали ожиданий издателя, включая Mario + Rabbids Sparks of Hope и Just Dance 2023.

Гендиректор Ubisoft Ив Гиймо (Yves Guillemot) объявил о принятии трех ключевых мер по выходу из кризиса:


Подписывайтесь на App2Top.ru в Telegram и во «ВКонтакте»

Есть новость? Поделитесь с нами, напишите на press@app2top.ru

Теги:

Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
×