Что такое IPO, как еще выходят на фондовый рынок и зачем вообще это делают, — рассказал в своей колонке на App2Top.ru Кирилл Перевозчиков, управляющий партнер коммуникационного агентства White Label PR.
Кирилл Перевозчиков
В этом месяце сразу две заметные игровые компании — Roblox и tinyBuild — разместили свои акции на биржах. Это хороший повод поговорить как в целом о выходе на фондовый рынок, так и в частности об IPO.
Что такое IPO?
IPO — это первичное размещение акций компании на бирже или, если следовать дословному переводу термина с английского, — первичное публичное предложение (Initial Public Offering).
Речь о процессе, в ходе которого:
- а) происходит выпуск новых акций;
- б) акции компании оказываются доступны для покупки всем участникам рынка. Обычно под последними имеются в виду институциональные инвесторы (как правило, различные фонды, заинтересованные в заработке на разнице между ценой акции на момент покупки и на момент продажи) и частные инвесторы (частные лица, которые работают с рынком через брокеров);
- в) компания из частной становится публичной: информация о ее деятельности оказывается открытой для всех (как раз из таких публичных документов нам известно, сколько и на чем зарабатывает Activision Blizzard или Electronic Arts). Это обеспечивает определенный уровень прозрачности внутренних процессов компании, который позволяет участникам рынка судить о ее перспективности.
Важно: многие (и у нас и за рубежом) часто смешивают понятия IPO и выход на биржу. Зачастую это действительно означает одно и то же, но далеко не всегда. Дело в том, что IPO — не единственный способ попасть на фондовый рынок.
В чем специфика IPO и как еще можно попасть на биржу?
Одно из ключевых отличий IPO от других способов попасть на биржу — необходимость еще до размещения работать с андеррайтерами (инвестиционными банками и брокерами, которые становятся первыми держателями публичных акций с целью перепродажи их своим клиентам в ходе проведения IPO). Андеррайтеры работают не бесплатно, а за процент от первичного размещения.
Помимо IPO на рынок также можно выйти через Direct Listing и SPAC.
Direct Listing — прямое размещение существующих акций без выпуска новых. Такая методика позволяет избежать «размывания» долей текущих акционеров, а также расходов на андеррайтера, который занимается «упаковыванием» новые акции для выхода на биржу. Прямой листинг также позволяет избежать локап-периода (lockup period). Дело в том, что при IPO акционеры какое-то время не могут продавать свои акции (например, основатель только вышедшей на биржу компании не может избавиться от закрепленных за собой на старте IPO акций). В случае с Direct Listing — могут сразу, а не через период, длительность которого составляет до 180 дней.
SPAC (Special Purpose Acquisition Company) — выход на биржу через слияние с уже размещенной на ней SPAC. Подобные предприятия еще называют специализированными компания по целевым слияниям или компаниями-оболочками. Плюс подобного размещения состоит в том, что SPAC к моменту объединения уже прошла все необходимые процедуры. Помимо этого, руководят SPAC опытные менеджеры, которые могут дать приобретаемой компании необходимую для роста бизнеса экспертизу. Так, кипрский мобильный издатель Nexters вышел на биржу через SPAC бывшего руководителя «Мегафона» Ивана Таврина. Минус SPAC — размывание доли и высокие риски: иногда акционеры выходящей на биржу компании могут потерять контроль.
Почему проводят IPO (вообще выходят на рынок)?
Причины разные, а цель одна — деньги.
Чуть ниже — самые распространенные причины.
- Выход на биржу — самый эффективный канал привлечения средств для крупных компаний, нуждающихся в значительных финансовых вливаниях, которые не могут быть обеспечены прямыми инвестициями (например, стоимость компании так велика, что «войти» в нее иначе — дорого и рискованно для потенциального инвестора).
- Фондовый рынок позволяет компании быстрее вырасти в стоимости. Это открывает доступ к дополнительным ресурсам и инструментам роста.
- Биржа дает возможность покупать и поглощать компании на безналичной основе. В качестве платежного средства выступают дополнительно выпущенные под сделку акции (например, так очень любит поступать Embracer Group).
- Перспективные компании с нулевой или отрицательной рентабельностью с помощью выхода на фондовый рынок получают деньги на развитие (например, у недавно ставшими публичными Roblox и Unity отрицательная рентабельность, что не мешает им наращивать стоимость акций).
- Желание привлечь больше денег за конкретный пакет акций (IPO дает более высокий мультипликатор стоимости всей компании по сравнению с закрытыми инвестиционными раундами, — рассказал мне Кирилл Гурский, лидер направления Games & Entertainment инвестиционной компании GEM Capital)
Плюс не забываем про интересы частных лиц при выходе компании на фондовый рынок. Например, инвесторы, которые вложили в компанию на ранней стадии, при IPO могут хорошо «выйти в кэш» (выйти из сделки, заработав на разнице между суммой, которую вложили в компанию на старте, и суммой, которую получили за прилично подросшую в цене долю). На это могут пойти и основатели компании.
* * *
Сегодня игровой рынок находится на этапе консолидации. Большие компании объединяются, покупают менее крупные и наращивают свою стоимость, а интерес к индустрии растет.
При этом Мария Кочмола, инвестиционный директор MGVC, отмечает, что «Сейчас рыночные условия довольно благоприятные для того, чтобы игровые компании выходили на биржу. Если смотреть на то, как менялись мультипликаторы [к оценке игровых компаний], то за последние два года они увеличились почти в два раза».
Это значит, что тема IPO еще долгое время будет актуальна и нас ждет еще много интересных слияний, поглощений и выходов на публичные торги.
Комментарии
Пётр Родионов 2021-03-31 08:47:40
Странная статья
Те, кто может себе позволить IPO, либо сами знают что это, либо имеют соответствующих специалистов.
А так статья типа "обзор рынка Бентли и Майбах для инди-разработчиков"
Sasha Semenov 2021-03-31 13:30:26
Пётр Родионов, если бы мы в деталях рассказывали бы, как именно выйти на биржу - да, возможно, было бы странно (хотя и интересно). В данном же случае это образовательный материал про то, почему компании вообще прибегают к подобному инструменту.
Ответить