Чем отличаются слоты в App Store и Google Play от реальных автоматов и как лучше монетизировать подсевших на мобильные казино пользователей, – рассказал совладелец Orc Work Games Аким Денисов.

Аким Денисов

Недавно получил сразу несколько запросов на консультацию про «одноруких бандитов», и пришел к выводу, что далеко не все компании, желающие инвестировать деньги в создание такого продукта, осознают, во что хотят ввязаться. Немного подумав, решил вкратце изложить основные моменты – вдруг кому из коллег по геймдеву это тоже интересно.

Первое, что нужно понимать – это не реальный гэмблинг​. Социальные и обычные казино хоть и имеют схожую целевую аудиторию, но работают по-разному. Если бы все было так просто, то в топах бы висели всякие Novomatic, Microgaming, Belatra и им подобные [лидеры на рынке реальных игровых аппаратов. – прим.ред.], но это не так. В реальном гэмблинге важна безопасность генератора случайных чисел (ГСЧ) и процент отбора/возврата (смотря с какой стороны смотреть). В социальном казино математика вторична, важен эмоциональный накал.

Исходя из этого можно утверждать, что мотивация игроков отличается​. В реальных слотах заветной мечтой всегда остается: поймать «ту самую» комбинацию, сорвать джекпот и скакать-визжать у автомата, пока идет начисление выигрыша, потом взять все это в руки и радоваться шуршанию купюр. В социальном же казино выиграть нельзя – выйти в кэш не получится. Игроки это понимают, а значит, ищут чего-то иного. Чего же? Того же, чего ждут потребители электронных сигарет, безалкогольного пива и высотных VR-аттракционов – удовольствия без вредных последствий.

Те, кто пробовал качественные VR-прогулки по краю крыши небоскреба или по жердочке над пропастью за коробочкой или котенком, помнят как бегает холодок по спине и до самых пяток, как потеют ладошки, но мозг говорит: «это все неправда…» А холодок все бегает, ладошки все потеют, и сойти в сторону проверить, вроде бы, и хочется, но, в то же время, что-то останавливает. В реальной жизни такое уж точно пробовать не станешь (если «все дома», само собой). С лудоманами в социальных казино та же история – катания на эмоциональном ролокостере от ощущения выигрыша, затем – от ощущения проигрыша почти до обнуления, отскока на последних монетках в поднебесье лимитов ставок и последующее пике вниз в ожидании следующего отскока – это и есть удовольствие без вредных последствий.

Все дело в психологии игрока. Для любого казиношника остаться «при своих» – это уже хороший результат.

Все игроки в слоты прекрасно понимают, что за условный доллар в социальном казино они будут «кататься» гораздо дольше и веселее, чем в настоящих игровых аппаратах, где, в основном, все выглядит как «покатился с горки вниз». В душе все слотоманы считают игровые аппараты чистым обдираловом с нечестным ГСЧ, и никакие лицензии никого из игроков ни в чем не убедят – суеверия жестко правят этой поляной. Так почему же в таком случае люди играют в реальные слоты? Все дело в психологии игрока. Для любого казиношника остаться «при своих» – это уже хороший результат, выиграть – это прекрасный результат, победить казино там, где все остальные обречены проигрывать – это результат, достойный легенды, а выиграть в заведомо нечестной игре с шулером – это уровень полубога!

Кто бы что ни говорил, но «everyone wants to play God», а у реальных казино нет инструментов, способных подыграть игроку в этом плане. Все реальные казино – рабы математики, самой жестокой из наук. В мире же социального казино, где математика вторична, правит психология, и тут разработчикам открывается практически бесконечное по своему многообразию поле для деятельности. Главное помнить – надо всегда давать игроку лазейку для отскока. Любой лудоман хочет выиграть у казино, а не купить жетонов, поэтому он готов будет потратить деньги на альтернативные методы выигрыша – билеты на розыгрыши и лотереи, повторы бонус-игр или переброс кубика в риск-игре, если предыдущий результат не устроил и так далее и тому подобное. На все эти ухищрения он может потратить даже больше денег, чем просто на закупку монеток в магазине приложения.

Вся эта система бонусов, дополнительных способов «обогащения» и прочих реваншей над казино формирует мета-геймплей в слотах. Создавая мету важно помнить, что слоты – это завязанная на аудио-визуальной мантре игра в ожидания (expectations), погоню за ускользающим призом. Именно магия ожидания делает эту простую с виду игру столь популярной и дает ее создателям тот самый поводок, за который игроков водят в кассу. Конечно же, существуют разные типы игроков даже в слотах, но им всем присущи несколько общих черт.

Начну с неочевидного – социализация​. Казиношники крайне неохотно говорят о своих достижениях с теми, кто «не в теме», поэтому шаринг в соцсетках особо не работает. Однако внутри своего круга все лудоманы охотно обсуждают все, что угодно, и даже в основном не про слоты. Отсюда вывод, что внутриигровой чат с подарками, аватарками и прочими плюшками будет им очень по душе. Само собой не нужно делать огромный форум для всех, просто делите игроков на румы (rooms) по несколько человек, и там они будут прекрасно общаться, крутить барабаны, обмениваться не только подарками и спорить друг с другом.

Места в рейтингах вообще могут стать серьезным драйвером монетизации, если уведомлять об отрицательном смещении со значимой позиции.

Соревновательный дух очень силен во всех казиношниках. Они любят заключать пари на различные темы, касаемо текущей игры или прочих параллельных событий. Главное – дать повод. Хорошим вариантом может стать ставка на то, у кого в руме первым выпадет событие типа «free spins» или «bonus game». Ставка должна быть фиксированной и угадавший заберет всю сумму сделанных ставок. Количество побед в таких спорах необходимо обязательно фиксировать в соответствующем рейтинге, который могут видеть все игроки. Места в рейтингах вообще могут стать серьезным драйвером монетизации, если уведомлять об отрицательном смещении со значимой позиции. В таких случаях есть большой шанс увидеть феномен Базермана во всей красе. Если же за топовые места выдается какая-то особо ценная или уникальная награда (контент), то шансы на серьезный замес среди лидеров увеличиваются в разы!

Склонность к коллекционированию является еще одной общей чертой игроков, особенно если за сбор полной коллекции «чего-то там» дают награду. В составе коллекции могут быть как предметы, относящиеся к темам слотов, так и предметы, даваемые за ежедневные задания или игровые достижения. Главное, чтобы коллекций было много и собирать их было непросто, а чтобы подлить масла в огонь азарта можно разрешить слепой обмен предметами между игроками. Например, игрок выставляет 5 предметов из какой-то своей коллекции для обмена на виртуальную биржу, взамен получает 5 предметов из какой-то другой коллекции. Обмен мгновенный, меняющиеся анонимны – кот в мешке на кота в мешке, но вдруг повезет, и прилетит та самая последняя недостающая столь желанная третий месяц никак не выпадающая статуэтка из «Античной коллекции»? Праздник-то какой будет, прямо событие достойное памятника!

И, кстати, о памятниках. Тешить свое эго присуще многим людям, но у лудоманов это особенно хорошо получается. Казино и азартные игры всегда ассоциировались с показной роскошью и нарочитым богатством, так почему это не должно иметь место в социальных слотах? Дайте игроку инструмент визуализировать свои достижения в виде замка, красивого сада, тронного зала, который он/она будет создавать по крупицам из ничего. Выдавайте по одному улучшению с каждым уровнем опыта, за победы в рейтингах или еще откуда, главное – чтобы это не было слишком легко, но и не занудно. Разрешите цветовую и стилистическую кастомизацию, дайте возможность другим игрокам видеть эти творения и даже голосовать за самые красивые, и на это могут повестись даже те, кто к слотам относился пренебрежительно.

Как я уже говорил, слоты это игра в ожидания, в погоню за горизонтом, который всегда видно и до которого порой рукой подать, и вот-вот сейчас мы все узнаем, что там за ним, и…. он снова впереди… и так должно быть всегда, каждая новая награда должна давать игроку шанс испытать удачу в какой-то следующей игре. Заходил 7 дней подряд – получи чуток монеток на игру и подарочное вращение особого колеса удачи, на котором ты выиграешь чуток монеток на игру и билетик на розыгрыш в лотерее, где призом станет чуток монеток на игру и токен для специального автомата, где ты сможешь выиграть чуток монеток на игру и ключик для одной из трех дверей в VIP-зоне, где ты сможешь найти чуток монеток на игру и чемоданчик, в котором… и так по спирали до бесконечности.

Чем больше ваша игра выводит лудомана из равновесия, чем чаще она его бесит, обманывая ожидания, тем больше денег он потратит.

Само собой, есть еще масса других инструментов, позволяющих играть на тонких струнах души слотомана так, чтобы это было приятно всем участникам процесса. Ну и для особо нетерпеливых существуют IAP и прочие «своевременные офферы ограниченного периода действия», за которые можно получить дополнительных мета-няшек, но это уже вопрос анализа поведенческих паттернов – отдельная тема для обсуждения.

И последнее не очевидное, но очень важное – чем больше ваша игра выводит лудомана из равновесия, чем чаще она его бесит, обманывая ожидания, тем больше денег он потратит. Главное помнить, что бесить людей надо красиво, а это не просто. ​Послевкусие, которое остается у человека от игры, должно напоминать радость от осознания того, что сделал не так, приправленную пониманием того, как этого избежать в следующий раз.

Теги:

Комментарии

Антон Лапшин 2017-07-17 23:35:46

Позволю не согласится с цитатой "... чем чаще она его бесит ..." - не верен постулат по моему скромному мнению. Яркий тому пример House Of Fun, Pharaoh's Fire, Infinity slots и пр. Как по мне, основная цель не выдоить игрока, и не вывести из равновесия, однако дать игроку ощущение того что он - часть какой-то мистерии или сюжета, и участвует в этом, при этом периодически выигрывает, чувствует себя в целом - везунчиком и сопричастным. А монеты, на которые ты играешь - ни что иное как просто условное "топливо", которое ты сжигаешь чтобы играть, и ты естественно понимаешь что ты ничего не выигаешь, вопрос скорее: "на сколько ты сможешь долго протянуть на этом "топливе" ". Те самые лудоманские теории, строятся не из позиции: "вот так поставлю и выиграю", однако скорее: "буду вот так ставить и может протяну дольше". Иными словами каждый конкретный выигрыш, если это не SUPER GIGA MEGA EPIС WIN'ище - не имеет никакого значения (особенно если ты хоть что-то но выиграл). Если это не последние копейки которые ты ставишь - история уже другая, но в целом тоже самое. Посему они в чатиках и трещат обо всем чем угодно, ибо они просто чувствуют сопричастность и вовлеченность, не более того. В итоге, монетизационный момент - игрок просто не хочет прерывать игру, хочет продлить момент сопричастности, и за это платит денег. Почему думаю именно так - потому что очень много слотов пытались внедрить к себе механики с изменением выигрыша (в нашей терминологии Pocket Aces) и ничего не получилось у них. Почему? Потому что выигрышь в каждом конкретном моменте - не важен. Важно чтобы человек не хотел останавливаться, важно чтобы ему хотелось продолжать крутить барабаны.

2

    Akeem Denisov 2017-07-18 09:30:58

    Антон, те же Pocket Aces в том проекте не сработали в полной мере изза неверно выбранного рынка. Нельзя было с такой соревновательной достигаторской очень asian type механикой лезть в рекреационных американский рынок :)

    0

Антон Лапшин 2017-07-17 23:43:43

Сразу оговорюсь - мой комментарий касается эмоциональной составляющей игры. Нудно давать человеку ощущение радости от процесса, чувствовать себя "везунчиком" и т.п. Что касается математики - она все же очень и очень важна, без нее ничего не получится.

1

    Akeem Denisov 2017-07-18 09:09:21

    Антон Лапшин, я не говорю, что математика не важна, я сказал, что не первична. с твоим каментом о сопричастности я тоже согласен. Разные слоты делают ставку на разные психологические ловушки - эффект присутствия одна из них.

    0