Мы поговорили с представителями образовательных платформ о том, что они думают о сложившейся ситуации вокруг XYZ School.

На наши вопросы согласились ответить:

  • Иван Павловский, декан факультета гейм-дизайна в GeekBrains;
  • Мария Кочакова, основатель и генеральный директор школы игровых сценаристов Narratorika;
  • Вячеслав Уточкин, заместитель директора Центра развития компетенций в бизнес-информатике Высшей школы бизнеса ВШЭ.

App2Top.ru: Вы, наверное, изучаете конкурентов, отслеживаете их успехи и неудачи. Можете поделиться, что с вашей точки зрения XYZ делала неправильно в целом и что неправильно сделала в рамках скандала?

Иван Павловский

Павловский (GeekBrains): В целом, раньше со стороны у XYZ все выглядело достаточно хорошо. Но случился скандал. Теперь затянулся.

XYZ говорят, что исправят все за месяц. Это звучит нереалистично, если только они не начали давно заниматься этой проблемой.

Мария Кочакова

Кочакова (Narratorika): Самая большая проблема, которую я увидела — это отсутствие внятной коммуникации со студентами. Когда люди платят деньги, все должно быть прозрачно. Ну сдвигают сроки, ну проблемы с производством контента — может, препод, которого наняли, вообще короной заболел и выпал на два месяца, а замену не найти, потому что преподов на рынке раз два и обчелся — понятно, всякое бывает. Но бросать людей в неизвестности не стоило.

По моему опыту, люди — котики, они идут на встречу и понимают, если все честно объяснить. Всегда можно дать дополнительный контент с других курсов, как-то компенсировать задержку. Но надо это делать, а не отмалчиваться.

В рамках скандала — они повторили те же общие слова, что и до этого — без какой-либо конкретики. Лучше бы уж возвраты сделали. Возвраты — это всегда неприятно и бьет по карману продавца, но иногда лучше сделать честный возврат и спать спокойно. С хорошей репутацией школы, хорошим контентом и хорошими результатами студентов — эти деньги быстро вернутся.

Вячеслав Уточкин

Уточкин (ВШЭ): Я со своей стороны отмечу три момента. Во-первых, я считаю неправильным вести внешнюю коммуникацию в агрессивном стиле, как они это любят делать. В обсуждениях на DTF выкладывали скриншоты из Discord с оскорблениями со стороны XYZ в адрес написавших статью. Проверить, правда это или нет, я не могу, но зато у меня есть личный опыт общения с ними. Не так давно XYZ анонсировал новый курс. Он назывался также как одна из наших образовательных программ. Я уверен, это было сделано из SEO-соображений. Название у нас не самое очевидное. Как бы то ни было, это дискуссионный вопрос: этично или не так поступать. Но чего точно не стоило делать, так это публично оскорбительно высказывались в адрес ВШЭ в социальных сетях. А именно в этом была замечена XYZ.

Во-вторых, в сложившейся сегодня ситуации неправильно ограничиваться одними словами и обещаниями. Необходимо ввести систему для возврата денег за курс тем, кто решит не ждать, а вернуть деньги за не оказанную в срок услугу.

В-третьих, правильнее всего вести образовательную деятельность на основании лицензии, руководствуясь в своей деятельности Законом об образовании Российской Федерации, Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам. Тогда подобные ситуации будут в принципе невозможны.

App2Top.ru: Репутация — это очень важно для образования. Насколько подобные скандалы серьезно могут ударить по бизнесу?

Мария Кочакова

Кочакова (Narratorika): Тут я могу говорить, опираясь в том числе на свой опыт. Мой скандал, который произошел несколько лет назад, по мне ударил психологически и экономически.

Экономически — случился ряд возвратов. Люди испугались. Но у меня школа маленькая. В большой школе много курсов и много преподов. Люди, как мне кажется, идут скорее на преподавателя, чем именно в школу. Так что вряд ли другие направления в XYZ сильно пострадают.

И не стоит бояться нынешней волны негодования. Хейтеры онлайн-образования — не целевая аудитория. Эти люди никогда не пойдут на курсы, это не потенциальные клиенты, и они будут критиковать и хаять любую школу всегда по принципу «Пастернака не читал, но осуждаю». Ко мне опять же постоянно приходят люди, заявляют, что я инфоцыганка. И они не прошли у меня ни одного курса. А кто проходил — такого не говорит.

Вячеслав Уточкин

Уточкин (ВШЭ): Время покажет, как отразится скандал на школе.

Если вспомнить «Бизнес Молодость», то их на протяжении многих лет ругали и представители делового сообщества, и сами клиенты. Несмотря на волну хейта, курсы пользовались завидным спросом. В лучшее время их совокупная годовая выручка доходила до миллиарда рублей.

Я сам считаю репутацию — очень важной составляющей образовательных инициатив. Сам иду при работе над курсами от продукта. Подход к обучению как раз должен строиться от целей, которые продукт решает для клиента, а не от маркетинга.

А какая у него цель, что хочет человек, когда планирует перейти в геймдев?

Он знает, что работать в геймдеве очень интересно. Более того, я думаю, он в курсе, что жизнь меняется к лучшему, когда занимаешься любимым делом. Однако сделать первый шаг, а именно сменить профессию — задача сложная. Предназначение курса — понизить эту сложность.

App2Top.ru: В отличии от других платформ у XYZ был необычный подход к маркетингу. Они для ее продвижения (или в целом развития бренда, что одно и то же) запустили очень успешный YouTube-канал и специализированный сайт. Насколько это рабочая схема и можно ли говорить, что после того, как его авторы ушли, этот инструмент для них превратился в тыкву?

Иван Павловский

Павловский (GeekBrains): XYZ создали очень крутой медиа-контент — и это то, чему действительно стоит поучиться у них, как бы ни закончилась эта история. Смогут ли они удержать планку без команды авторов, вопрос открытый.

Мария Кочакова

Кочакова (Narratorika): Не знаю. Это интересный формат, и мне самой хотелось бы узнать, насколько он помогает школе.

Одни авторы ушли, другие придут. Видео на DTF же не упали по качеству после ухода Луцая в XYZ. Луцай — очень сильный журналист и критик, но есть и другие скайуокеры. Разве что, возможно, их придется еще подучить, но клюв — дело наживное, как говорится.

Что касается ущерба для репутации школы в том числе от ухода авторов-медийщиков — если школа хорошо отработает скандал, возместит студентам ущерб, выкатит курс, которого стоило годик подождать, и подтвердит его качество реальными кейсами студентов — это испытание может обернуться наградой.

Вячеслав Уточкин

Уточкин (ВШЭ): Очень классный подход. Мы тоже ведем свой канал на YouTube, где выкладываем образовательные материалы по геймдеву.

Это хорошо работает для продвижения образовательных программ. Плюс он просто полезен всем, кто хочет в геймдев. Благодаря ему они бесплатно получают качественный бесплатный контент.

Хотелось бы больше таких ресурсов. Возможно, сейчас как раз их станет больше. Это случится, если ушедшие авторы запустят свои каналы, а XYZ не забросит существующий.

App2Top.ru: На что вы обратили внимание в этом скандале?

Мария Кочакова

Кочакова (Narratorika): Статья от студентов на DTF — это отличный гайд для онлайн-школ по тому, что и как надо делать, а чего не надо. Можно себя проверить и полечить слабые места.

Вячеслав Уточкин

Уточкин (ВШЭ): Я обратил внимание в первую очередь на то, что создан прецедент на рынке геймдев-образования, когда мнение группы учащихся оказало существенное влияние на бизнес. А значит все участники рынка, надеюсь, будут впредь больше думать о качестве обучения, а не о продвижении.

App2Top.ru: Можно ли говорить, что такой кейс окажется в итоге полезен для рынка, заставит пересмотреть некоторых игроков свое отношение к образованию?

Иван Павловский

Павловский (GeekBrains): Такие кейсы всегда полезны для рынка, потому что напоминают образовательным платформам о том, что нужно тщательнее подходить к подготовке материалов, а не гнаться исключительно за скоростью запусков и, соответственно, более быстрыми деньгами. Таким образом, фокус на качестве преподаваемого контента возрастет, а следовательно, специалисты, которые будут выходить после образовательных онлайн-программ, будут более высококвалифицированными и подготовленными для рынка.

Мария Кочакова

Кочакова (Narratorika): Да, я пока вижу в скандале только положительный эффект. Не стоит бояться, что критика одной школы отразится на остальных. За нас всегда говорят результаты наших студентов. Только это имеет значение.

Надеюсь, благодаря этому скандалу недобросовестного отношения к обучению в геймдеве станет меньше.

Обучение и школы с каждым годом становятся лучше и лучше. Мы — первое поколение преподавателей, мы прокладываем дорогу с нуля, пишем с нуля программы и методики, все испытываем на своей шкуре. За это мы постоянно находимся под шквалом критики — потому что мы не идеальны, потому что мы не смогли сразу построить Москву, в смысле, идеальное образование, потому что мы живые люди, а живые люди ошибаются.

Но критика пугать не должна. И возвраты пугать не должны. Лес рубят, щепки летят. Благородный муж видит несовершенство мира, но не опускает рук.

Вячеслав Уточкин

Уточкин (ВШЭ): Уверен, скандал, точнее, извлеченные из него уроки в конечном счете поднимут уровень и курсов, и выпускаемых ими слушателей. Все вместе в целом приведет к дальнейшему развитию отечественной игровой индустрии.


Подписывайтесь на App2Top.ru в Telegram и во «ВКонтакте»

Есть новость? Поделитесь с нами, напишите на [email protected]

Теги:

Комментарии

Константин Казаков 2021-06-26 12:04:46

Имеет смысл почти всю рекламу позиционировать с угла
"вот вася, он прошёл курс ххх, сейчас работает в близзард над старкрафт 4 на роли ууу.
Вася, расскажи про наш курс и про то, что бы ты в нём улучшил.
Вася: - всё бы ок, но вот мало часов.
- А теперь у нас в 2 раза больше часов и преподов. Занавес."
и
"а вот петя, он работал в ххх десять лет, а потом ещё десять в qqq, над проектами ууу и zzz.
Сейчас Петя ещё и преподаёт у нас на курсе JJJ.
Давайте рассмотрим, о чём будет этот курс, более детально..."
А ещё не бояться упоминать скандал - табуирование этой темы, неконструктивно. Зато обсуждение - создаст контраст между "вот тут у нас раньше было плохо" и "зато теперь вот смотрите как хорошо".

0