В чем отличие Far Cry 2 от Far Cry 4 с точки зрения геймдизайна — в рамках видеоцикла Game Maker’s Toolkit рассказал Марк Браун (Mark Brown), инди-разработчик и редактор ресурса Pocket Gamer. С разрешения автора мы подготовили печатную версию материала. Делимся.
Когда вы режиссируете фильм или ТВ-шоу, в вашем распоряжении имеется множество инструментов. Их можно использовать, чтобы усилить определенное впечатление, создать атмосферу, задать тон или определить жанр истории. Комбинируя музыку, режиссуру, угол камеры и освещение, можно создать напряжение, заставить почувствовать одиночество, удивить, и так далее. Но что меня привлекает в видеоиграх, так это приемы, способные полностью поменять настроение игрока. Я говорю о геймдизайне.
Сравним Far Cry 2 с Far Cry 4. Игры Far Cry 2 и Far Cry 4 — обе о поездке в опасную страну, где перед игроком ставится задача убить неких плохих парней. В Far Cry 2 это Шакал (Jackal), а в Far Cry 4 — Пацан Мин (Pagan Min). Ты бродишь туда-сюда, берешь задания, катаешься на машинах и на лодках, стреляешь из разного оружия во всяких плохишей. Так что внешне эти две игры не так уж отличаются друг от друга.
Но спроси любого, кто в них играл — и те ответят, что на самом деле это две полные противоположности с точки зрения игрового опыта.
Far Cry 2
Far Cry 4 кажется детской площадкой, где только развлекаешься и веселишься. А вот Far Cry 2 — скорее жуткое путешествие по вражеской территории, где ты одинок, загнан в угол и со всех сторон окружен. Если Far Cry 2 — это «Апокалипсис сегодня» (Apocalypse Now, драма о вьетнамской войне — прим. редакции), то Far Cry 4 — это «Солдаты неудачи» (Tropic Thunder, комедия про съемки боевика о вьетнамской войне, — прим. редакции). Задаешься вопросом, как эти игры вообще попали в одну серию?
Итак, почему эти игры такие разные, если они об одном и том же? Дело в том, что список механик, который отличает эти игры друг от друга и меняет восприятие игрока, — огромный.
Начнем с того, что в Far Cry 2 оружие ржавое и периодически выходит из строя в самый неподходящий момент. Транспорт часто ломается, так что кучу времени тратишь на его починку. Это одновременно и неприятно, и ставит игрока в уязвимое положение. В Far Cry 4 есть быстрое передвижение — открываешь карту и волшебным образом телепортируешься в точку, где есть оружие и медикаменты. В Far Cry 2 для быстрого перемещения нужно сначала сесть на автобус, и переместиться получится только в ограниченное число локаций. В Far Cry 2 некоторые чекпоинты охраняются врагами. Чтобы понять, куда движешься, приходится каждый раз вытаскивать карту. Ночью это делать довольно жутко, а еще нельзя поставить метку на врага и сквозь стены отследить его положение. А, и тут есть малярия. Да-да, постоянно рискуешь свалиться с лихорадкой прямо посреди миссии. И если у тебя нет таблеток, то можешь умереть.
Far Cry 2
Еще одно большое-пребольшое различие между играми — в том, как сохраняется прогресс.
В Far Cry 4 чекпоинты встречаются на каждом шагу, и если вдруг отбросишь коньки, то почти не потеряешь прогресс. В Far Cry 2 нет «быстрого сохранения», сохраниться можно только в нескольких локациях. Так что если помрешь где-нибудь в поле, то потеряешь чуть ли не полчаса игрового прогресса. Да, раздражает, но от этого постоянно помнишь, что смертен, и манера игры меняется. Потому что если от одного движения можешь потерять кучу прогресса, то начинаешь передвигаться медленно и осторожно, а каждая стычка с врагом кажется невероятно драматичной.
Сравните с Far Cry 4, где не особо паришься, умрешь или нет, и поэтому без проблем можешь сигануть с крыши и ударить врага ножом в голову.
Far Cry 2
В Far Cry 2 есть помощь друга: если умрешь, то тебя может оживить корыстный (поскольку может использовать игрока и его задание в собственных целях, — прим. редакции) приятель. Но опять же — он может умереть в попытках вытащить тебя с поля боя, так что к длинному списку вещей, которые отравляют жизнь в мире Far Cry 2, добавляется эмоциональная травма.
Есть и много других отличий. Сюда входят непредсказуемые и опасные пожары в Far Cry 2, крошечная карта в Far Cry 4, благодаря которой вечно кажется, что ты не дальше 20 сантиметров от безопасной зоны. Но закончить я хочу разговором об оружии.
В Far Cry 4 имеется до смешного огромный арсенал супер-мощного оружия, куда входят снайперские винтовки с глушителем, с помощью которых можно вынести целую армию, просто сидя в кустах и стреляя в головы.
Far Cry 4
Ближайший аналог снайперской винтовки в Far Cry 2 — дротиковая винтовка. Но ее сложно добыть, она быстро портится, и носить с собой получится не больше двух зарядов за раз. Рассчитывать на нее нельзя, приходится придумывать другие способы прохождения.
Far Cry 4 дает тебе оружие, слонов, да все что угодно, лишь бы ты не скучал, а Far Cry 2 бьет в зубы с правой и пихает в грязь. И это потрясающе. Потому что дело ведь не в том, какая игра лучше, — хотя я считаю, что Far Cry 2 — а в том, как Ubisoft удалось создать две абсолютно разные игры в основном с помощью механик.
Far Cry 2 отталкивает игрока и делает его жизнь нелегкой, а потому становится мощным и слегка травматичным приключением. А Far Cry 4 принимает игрока и дарит ему коробку с игрушками, и от этого делается дурацким боевичком про то, как накуриться и все взорвать. И единственное, о чем там нужно беспокоиться — местная фауна.
Far Cry 4
Так что когда создаете игру, помните — рассказывая историю, не ограничивайтесь сюжетом, диалогами и кат-сценами. Выбранные вами механики и системы тоже вызовут эмоции и добавят игре определенную атмосферу. Лучше, чтобы они гармонично сочетались с сюжетом.
Перевела Ирина Смирнова
Источник: Блог Марка Брауна на YouTube
Комментарии
Ответить