Издание Polygon опубликовало большой материал об истории жанра игр про поиск предметов. В нем рассказывается о первых проектах с механикой Hidden Object, их популярности среди казуальной аудитории и новой волне инди-разработчиков, которые пытаются переосмыслить жанр. Мы выбрали из материала главное.
Manor Matters
Небольшая предыстория
Головоломки, завязанные на поиске предметов, появились как минимум в середине прошлого века. Например, в детском журнале Highlights была регулярная рубрика «Скрытые картинки» (Hidden Pictures) — в ней нужно было искать маленькие картинки, спрятанные в большом изображении. Похожая концепция использовалась в серии книг I Spy, выходившей с начала 90-х. На каждой странице была загадка, в которой был зарифмован список предметов для поиска.
Первые видеоигры про поиск предметов также появились в начале 90-х. Они были ориентированы преимущественно на детскую аудиторию. Например, в Mother Goose: Hidden Pictures игрокам давали подсказки в виде детских стишков, а после решения визуальной головоломки и нахождения всех предметов они могли посмотреть анимированную версию сцены.
Издательство Scholastic, ответственное за серию I Spy, решило использовать более мрачную эстетику. В 1999 году компания выпустила игру I Spy Spooky Mansion, которая весила 300 МБ и продавалась только на дисках. В ней игрок должен был выбраться из дома с приведениями, решая головоломки. Как и в книгах, список предметов для поиска подавался в виде стихотворений.
Интересно, что в то время термин «hidden object game» еще не применялся к подобным играм. Ту же I Spy Spooky Mansion описывали как игру в жанре «search-and-find» (искать и находить).
Успех Big Fish Games и ориентированность на женщин
Предтечей всех современных игр с механикой Hidden Object стала Mystery Case Files: Huntsville, выпущенная Big Fish в 2005 году. Именно с нее начался стремительный рост популярности подобных тайтлов, а сам жанр вышел в мейнстрим.
Как отмечает профессор университета Джорджии Шира Чесс (Shira Chess), игры про поиск предметов стали одним из первых жанров, сыскавшим популярность у женской аудитории. Среди основных причин — наличие большого числа протагонистов-женщин, доступность механик и сюжеты, вдохновленные мистическими историями, детективами или любовными романами.
Mystery Case Files: Huntsville
Благодаря успеху первой Mystery Case Files издатель Big Fish стал одним из лидеров новой волны казуального гейминга. В отличие от более хардкорных тайтлов, игры серии захватили аудиторию в возрасте 35-50 лет. По словам продакшн-менеджера Big Fish Кристин Зиглир (Christine Zeigler), со временем доля игроков в Mystery Case Files старше 55 лет достигла 76%. При этом 85% пользовательской базы — женщины.
Еще в 2013 году количество загрузок тайтлов серии Mystery Case Files превысило 100 млн, а сама компания продолжает ежегодно выпускать новые части.
Разнообразие в жанр постаралась привнести гейм-дизайнер Джейн Дженсен (Jane Jensen), создательница серии адвенчур Gabriel Knight. В нулевые она стала соосновательницей компании Oberon Media, в которой работала преимущественно над казуальными играми.
В таких тайтлах, как Deadtime Stories и Dying for Daylight, Дженсен попыталась превратить проекты про поиск предметов в полноценные адвенчуры с усложненными головоломками и повышенным вниманием к сюжету. Однако жанр Hidden Object по-прежнему не воспринимали всерьез.
«Думаю, что игры про поиск предметов обычно игнорируют и отделяют от других казуальных жанров, потому что мы склонны рассматривать видеоигры с точки зрения скорости геймплея, наличия экшена и действий, которые происходят на экране», — считает профессор Чесс.
Deadtime Stories
Несмотря на это, жанр продолжал набирать популярность. В результате на рынке появилось немало компаний, которые захотели повторить успех Big Fish. Они выпускали игры с минимальными затратами, экономя на анимациях и делая многие головоломки в виде статичных картинок.
Из-за перенасыщения рынка у игроков сложилось негативное отношение ко всему жанру. С выходом на мобильные платформы игры с механикой Hidden Object наполнились рекламой и искуственно раздутым контентом, что только усугубило ситуацию. Несмотря на то, что фанаты продолжили скачивать новые проекты, жанру не хватало новых идей.
Новая волна инди-игр
Освежить жанр попытались инди-разработчики. За последние несколько лет на рынке появилось немало тайтлов, авторы которых пусть и используют механики Hidden Object, решительно отказываются ассоциировать себя с подобными проектами.
Яркий пример — головоломка Hidden Folks, вышедшая в 2017 году. Игроку необходимо отыскать определенных людей или предметы на большой нарисованной от руки локации. Порой игровые сцены содержат более тысячи деталей, многие из которых анимированы и являются интерактивными.
Очевидно, что в Hidden Folks используются основные механики Hidden Object. Однако разработчик игры Адриан де Йонг (англ. Adriaan de Jongh) описывает ее как «игру о поиске» (searching game) и признается, что ненавидит жанр Hidden Object.
Благодаря визуальному стилю и саунд-дизайну (все звуки в игре записаны с помощью голосов разработчиков) Hidden Folks стала хитом. По словам де Йонга, в нее уже сыграло более 2 млн человек.
Похожий визуальный стиль был использован разработчиком головоломки Small Life, вдохновленной жизнью в китайском городе Шэньчжэнь. Автор описывает ее как «интерактивную игру про исследование города».
В качестве еще одного примера нового подхода к жанру можно назвать Lofty. В ней игрок может вращать пространство, открывая новые грани для поиска предметов. Разработчик Девон Виерсма (Devon Wiersma) также отмечает, что в сиквеле Lofty Quest он хочет вплести механику поиска предметов в нарратив. Он стремится к тому, чтобы история и исследование были тесно связаны друг с другом, в том числе раскрывая характер и прошлое персонажей.
Lofty
Авторы игры HoloVista пошли еще дальше и попытались дать пользователям новый опыт. В ней игрок с помощью своего телефона ищет предметы в смешанной реальности, делая снимки найденных объектов. Поиск предметов здесь также тесно вплетен в нарратив, который поднимает темы вроде зависимости современного общества от технологий.
«Мне кажется, что на инди-сцене есть своя ниша для игр с механикой Hidden Object. Крупные компании не заинтересованы идти на риски и выходить за пределы своего рынка. Однако потенциальные игроки, которых не интересуют казуальные игры, могут заинтересоваться этими механиками в новой форме», — отмечает Виерсма.
Из-за своей «казуальности», а также популярности среди возрастной аудитории игры про поиск предметов заслужили дурную славу у более хардкорных геймеров. Однако новая волна инди-сцены, возможно, способна изменить это представление и переосмыслить саму суть жанра.
Комментарии
Ответить