В соответствии с принятым в Европе новым законом компания Apple анонсировала ряд нововведений в iOS. В их числе — поддержка сторонних сторов и платежных систем. Но без нюансов не обошлось. Те, кто захочет воспользоваться новым функционалом, должны будут платить за каждый инсталл. Подробно о ситуации — в нашем разборе.
Начнем с истории, с закона.
Что за закон?
Речь о законе о цифровых рынках (Digital Market Act или DMA).
Он был принят в Евросоюзе в ноябре 2022 года, а вступил в силу в мае 2023 года. С точки зрения европейских чиновников, он должен наладить ситуацию на рынке цифровых платформ, сделать его более конкурентным.
«Закон принимается для того, чтобы у нас, пользователей, в онлайне был широкий выбор безопасных продуктов и сервисов, а также, чтобы те компании, которые работают в Европе, могли, как и в офлайне, рассчитывать на свободную и честную конкуренцию», — объясняла глава антимонопольного ведомства Евросоюза Маргрете Вестагер (Margrethe Vestager) еще в 2020 году, когда DMA только представили.
В фокусе закона — софтверные гиганты, чьи цифровые платформы могут влиять на то, какие приложения и сервисы присутствуют на рынке, а также определяют правила их работы. Подобные компании авторы закона назвали «привратниками» (gatekeepers).
Какие компании подпадают под DMA?
Изначально конкретных критериев, кого относить к «привратникам», не было (по крайней мере, в публичном поле). Оговаривалось лишь, что компанией-привратником признается та, которая:
- сильна в экономическом плане, оказывает значительное влияние на внутренний рынок Евросоюза;
- сильна как посредник, связывает большое количество бизнесов с широкой аудиторией;
- прочно обосновалась на рынке (в данном случае — отвечает двум указанным выше критерием в течение трех лет подряд).
Однако в сентябре 2023 года, уже после вступления закона в силу, появились детали. Исходя из них, в привратники стали записывать те компании, чей:
- трехлетний оборот — больше €7,5 млрд в рамках Европейской экономической зоны (или чья рыночная капитализация составляет, как минимум, €75 млрд);
- чей пул клиентов за последний год составили более 10 тысяч компаний, а MAU составляет более 45 млн европейцев.
Вместе с конкретными критериями стали известны и имена компаний, которые подпадают под действия закона:
- Alphabet (Google Search, Google Maps, Google Play, Google Shopping, Google Ads, Chrome, Android, YouTube);
- Amazon (Amazon Marketplace, Amazon Product Advertising);
- Apple (App Store, Safari, iOS);
- Bytedance (TikTok);
- Meta (Facebook, Instagram, Facebook Marketplace, WhatsApp, Messenger);
- Microsoft (LinkedIn, Microsoft Windows).
Какие обязательства DMA наложил на «привратников»?
В доступном на сайте Европейской комиссии (высшем органе исполнительной власти Евросоюза) FAQ указывается десять положений, которые обязаны исполнять компании. Однако там же оговаривается, что это только часть списка.
Итак, согласно DMA, «привратники» должны:
- позволить конечным пользователям с легкостью удалять предустановленные приложения. Либо у конечных пользователей должна появиться возможность менять те настройки по умолчанию в операционных системах, которые ведут к продуктам и услугам «привратника». Плюс должен быть экран выбора, когда речь заходит об использовании ключевых сервисов;
- разрешить конечным пользователям устанавливать сторонние приложения или магазины приложений, которые используют или взаимодействуют с операционной системой «привратника»;
- позволить конечным пользователям отписываться от основных услуг платформы «привратника» так же легко, как и подписываться на них;
- позволять сторонним компаниям взаимодействовать с сервисами «привратников»;
- предоставить компаниям, размещающим рекламу, доступ к аналитическим инструментам и информации, необходимой для проведения независимой проверки рекламы, размещенной «привратником»;
- предоставить компаниям возможность продвигать свои предложения и заключать договоры с клиентами вне платформы, принадлежащей «привратнику»;
- предоставить компаниям доступ к данным, полученным в результате их деятельности на платформе;
- прекратить использовать данные компаний, после того, как они уходят с платформы «привратника»;
- прекратить ранжировать собственные продукты и услуги в более выгодном свете относительно продуктов услуг сторонних компаний;
- прекратить обязывать разработчиков приложений использовать собственные решения (в том числе платежные сервисы и инструменты идентификация) для размещения в магазинах приложений «привратника»;
- прекратить отслеживать действия конечных пользователей вне основной платформы «привратника» с целью рекламного таргетирования без получения фактического согласия со стороны конечного пользователя.
С момента публикаций списка компаний-«привратников» им было дано шесть месяцев — до марта 2024 года — на реализацию требований. В случае нарушения DMA Европейская комиссия взяла на себя право наложить на «привратника» штраф — до 10% от годового оборота компании. Повторный штраф еще больше — до 20% от годового оборота.
Собственно, Apple, чтобы избежать штрафа, и пошла на ряд нововведений.
К слову, еще до принятия окончательной версии закона она выступала против DMA. Компания заявляла, что желание Евросоюза обеспечить многообразие на рынке приведет к обратному эффекту. То есть, закон ударит по безопасности пользователей и продуктовому разнообразию.
Какие нововведения анонсировала Apple?
Всего «яблочная» компания анонсировала в связи с необходимостью удовлетворить европейского регулятора более 600 нововведений в API, касающихся работы iOS, Safari и App Store. Остановимся на ключевых из них:
- пользователи получат возможность скачивать приложения из альтернативных магазинов приложений в рамках iOS;
- альтернативные магазины можно будет скачивать и устанавливать с вебсайтов их разработчиков;
- альтернативным магазинам приложений откроют доступ к данным о каталоге приложений, покупках и подписках пользователей;
- разработчики смогут использовать альтернативные платежные системы и размещать ссылки, ведущие на внешнюю веб-страницу с магазином (однако предлагать сразу и решение Apple по внутриигровым платежам, и стороннее решение/ссылку в рамках одной и той же витрины будет нельзя).
Важно: новые возможности распространяются только на те приложения, которые доступны и оперируются на территории Европы.
Под Европой Apple подразумевает те 27 страны, которые сегодня официально входят в Евросоюз. То есть, от ставших его частью в 1957 году Германии и Люксембурга до вступившей в него в 2013 году Хорватии.
Так в чем нюанс?
Apple заявляет, что те вещи, которые требует DMA, создают дополнительные риски для пользователей и разработчиков. Компания считает, что они стали более уязвимы для вредоносных программ и различных мошенников.
В связи с этим компания представила, во-первых, пул предупредительных мер, который включает:
- ярлыки в App Store, информирующие о том, что то или иное приложение использует альтернативные платежи;
- оповещения внутри приложений, которые извещают пользователей о том, что транзакция будет производиться не Apple, а сторонним сервисом;
- новый подход к ревью приложений, задача которого — проверить, насколько корректно разработчики доносят до пользователей информацию о переводах через сторонние платежные системы.
Во-вторых, Apple пошла на реальные меры, призванные защитить пользователей. Среди них:
- введения ревью для любых iOS-приложений вне зависимости от канала дистрибуции (частично автоматизированный процесс, частично происходящий в ручном режиме);
- мониторинг приложений при установке со сторонних площадок (цель проверок — выявить, не взломано ли оно и идет ли установка с авторизированного веб-браузера);
- авторизация магазинов приложений;
- мониторинг приложений после установки (если iOS-приложение содержит вредоносный код, оно будет заблокировано).
А причем здесь сбор?
Это еще один, но в данном случае уже принципиальный нюанс, который следует принять во внимание всем командам, которые оказались заинтересованы нововведениями Apple.
В рамках анонса у Apple появились новые коммерческие условия. Это не обновление старых, а дополнительная опция. Работает она так:
- если разработчика устраивает прежний опыт работы с Apple и он не собирается издавать приложения вне App Store и его платежной системы, то он сохраняет прежние условия и для него ничего не меняется;
- если работающий на европейском рынке разработчик хочет распространять свою iOS-игру на альтернативных площадках и/или монетизировать ее с помощью альтернативных платежных сервисов, то он должен принять новые условия.
Новые условия включают:
- сниженную комиссию в размере 10% для iOS-приложений и для подписок после первого года, а также 17% для цифровых товаров и сервисов;
- комиссию за обработку платежей в размере 3% для iOS-приложений, скачиваемых с App Store (разработчики могут не использовать опцию, используя сторонние методы оплаты);
- так называемый CTF (Core Technology Fee) — сбор за ключевую технологию, составляющий €0,50 с каждой загрузки, превышающей лимит в один миллион установок в год.
Для Apple неважно, пользуется ли разработчик, подписавший новые условия, сторонними сторами/платежными системами, или нет. Он может по-прежнему распространять игры исключительно через App Store. Но при этом он будет обязан заплатить Apple половину евро за каждую установку выше указанного лимита.
Важно: в год учитывается только первая загрузка приложения. Его обновление, переустановка на другое устройство, установка с другого магазина приложений — не учитываются. Однако в следующем отчетном периоде первое подобное действие будет расцениваться как установка, а затем вновь — до третьего года, пропускаться.
Для подсчета величины сбора Apple опубликовала калькулятор.
Также в компании подсчитали, что переход на новые коммерческие условия позволит 99% разработчикам сократить издержки. CTR будут платить меньше 1% разработчиков, работающих в Европе.
Введение новых условий Apple объясняет желанием продемонстрировать значимость тех усилий компании, которые она вкладывает в развитие инструментов, технологий и сервисов, которые «позволяют разработчикам создавать и делиться инновационными решениями с людьми по всему миру».
Проще говоря, Apple хочет донести до европейских чиновников, что именно закрытость платформы и 30% сбор — это то, что позволило создать комфортную экосистему, без которой не было бы возможно появление значимых для рынка продуктов.
***
Тестировать новые возможности разработчики могут уже с 25 января в рамках бета-версии iOS 17.4. Анонсированные Apple изменения непосредственно вступят в силу в марте нынешнего года после официального выхода новой версии iOS.
Комментарии
Ответить